Современный подход к реализации системы наставничества в СП «Детский сад «Чудо-Град» ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» в формате «ПЕДАГОГ — РОДИТЕЛЬ» |
ПДД детям | |||
Автор: Ломова Елена Анатольевна Жукова Екатерина Александровна | |||
30.01.2025 10:16 | |||
Современный подход к реализации системы наставничества в СП «Детский сад «Чудо-Град» ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» в формате «ПЕДАГОГ — РОДИТЕЛЬ»
СПДС «Чудо-Град», ГБОУ СОШ ОЦ «Южный город» пос. Придорожный В современной России интерес к наставничеству стал возрождаться примерно пять-шесть лет назад. В феврале 2018 года состоялся первый всероссийский форум «Наставник». Минпросвещения России 23 января 2020 года направило в регионы методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся. Следующим ключевым документом стали методические рекомендации, направленные совместным письмом Минпросвещения России и Общероссийского профсоюза образования от 21 января 2021 года. Здесь уже шла речь о педагогическом наставничестве. Опираясь на ключевые документы по внедрению системы наставничества педагогический коллектив СП «Детский сад «Чудо-Град» разработал проект «ТраеКТОриЯ НАСТАВНИЧЕСТВА», целью которого является создание условий для эффективной реализации целевой модели наставничества в четырёх формах:
Организация наставнической деятельности «педагог-педагог» носит название «Хроники наставничества или пять шагов к успеху в профессии». Почему именно 5? Потому что организация наставничества состоит из этапов, соответствующих Целевой модели наставничества. Для информирования педагогической общественности о реализации целевой модели наставничества применяем Экран «Хроники наставничества», где размещаем нормативные документы, логотип наставнического сообщества «ВЫСОТА», мотивирующее пособие «Блокнот наставника». Постепенное заполнение мотивирующего блокнота способствует реализации персонализированной программы наставничества. Для формирования банка наставляемых и наставников молодые педагоги и стажисты, обозначают своё намерение участвовать в программе наставничества, разместив на Экране своё фото. Наставляемые указывают свои профессиональные дефициты и ожидания от взаимодействия с наставником, а наставники -свои достижения и ключевые идеи наставничества. Наставнический тандем создаётся с учётом личных симпатий. На крыльях самолётика наставник и наставляемый записывают свои имена. В мотивирующим пособии «Блокнот наставника» заполняется информационный релиз о наставляемом и наставнике. Организации работы осуществляется за счёт функционирования наставнического сообщества «ВЫСОТА». Согласно концепции сообщества, наставники сопровождают молодых специалистов в реализации приоритетного направления детского сада. Опытные педагоги назначаются ответственными за организацию методических мероприятий. К подготовке и проведению наставники привлекают молодых педагогов, что повышает не только их методическую, но и коммуникативную компетенцию, а также способствует формированию Я-навыков. Наставнические пары анонсируют проведение конкретного методического мероприятия, фиксируют информацию о необходимых для проведения мероприятия материалах, размещают «домашнее задание» по итогам мероприятия посредством QR кода. В мотивирующем пособии «Блокнот наставника» деятельность по 4 направлениям фиксируется в индивидуальном маршруте наставляемого. В завершении наставничества наставляемые отмечают свои достижения, а наставники оставляют отзыв о совместной работе. В мотивирующем пособии «Блокнот наставника» наставническая пара делает SWOT-анализ совместной деятельности. Наставническая деятельность в нашем детском саду выходит за пределыпедагогического коллектива. Педагог в качестве наставника взаимодействует не с другим педагогом, а с родителями с целью оказания педагогической поддержки. Для информирования родительской общественности о реализации целевой модели наставничества применяем Экран «Энергия равных», где размещаем информацию об открытии, предназначении и формате функционирования родительского клуба, а также опросник «Даёшь название родительскому клубу!» Да, да наши родители даже в этом принимают активное участие, ну и результаты голосования за выбор названия Клуба. Для формирования банка наставляемых родители обозначают своё намерение стать членом родительского клуба, разместив на Экране своё ФИО, а также трудности, которые испытывают в семейном воспитании. Для формирования банка наставников хранители Клуба (воспитатели и педагоги, работающие с детьми этой группы) обозначают свою роль в деятельности родительского клуба и размещают фото. Организации работы родительского клуба ведётся в двух направлениях: организация заседаний (1 раз в месяц) и оказание адресной помощи. Фиксация сигнала SOS на экране «Энергия равных» это знак того, что кому-то из родителей нужна адресная помощь. Записка с вопросом, описанием проблемной ситуации помещается в «ящик помощи» (ключ от ящика имеется только у хранителей Клуба). Хранители изучают запрос и согласовывают время встречи с родителями. Для выявления эффективности деятельности родительского клуба родители дают оценку деятельности с помощью условного знака и фиксируют достижения (Я научилась (ся)...), а также отвечают на вопрос: «Что бы я изменил в деятельности Клуба?». Наставническая деятельность в формате «педагог-ребёнок» организована в рамках реализации проекта «ПРО-Движение» и направлена на подготовку воспитанников к конкурсам различной направленности. Для формирования банка наставников размещаем фото педагогов, которые могут грамотно организовать сопровождение воспитанника по подготовке к конкурсу определённой направленности. Потенциальные наставники знаком «+» высказывают намерения принять участие в подготовки детей к конкурсу, знаком «-» — отказ. Для формирования банка наставляемых на Экране «ПРО-Движение» педагоги, принявшие решение стать наставником воспитанника по подготовке к конкурсу, помещают фото детей, обладающих необходимыми способностями для участия в конкурсе. Потенциальные участники знаком «+» высказывают намерения принять участие в конкурсе, знаком «-» — отказ. Организация работы по подготовке к конкурсу ведётся в соответствии с алгоритмом, который зависит от направленности конкурса. От специфики конкурса зависят и формы работы с детьми, например, в конкурсе технической направленности мы используем такие формы как «Встреча с интересными людьми» — общение с наставнической парой «педагог-воспитанник», которые имеют опыт участия в конкурсе позволяет обогатить представления детей о предстоящем конкурсе и «секретах» подготовки. Мозговой штурм помогает определиться с моделью, который нужно представить на конкурс. Корзина идей — Выбор конструктора и бросового материала для сборки модели. Проектная цепочка — Выработка алгоритма сборки модели (создание чертежа, обсуждение процесса выполнения чертежа). Мастерская – где происходит непосредственная сборка модели. Такая форма как Интервью — Помогает составить описание модели (педагог задаёт вопросы, отвечая на которые ребята составляют связный описательный и последовательный рассказ о собранной модели. Интервью записывается на диктофон). В завершении конкурса на Экране помещаем диплом, которым был награждён участник, фото с конкурсного мероприятия. Проект «ТраеКТОриЯ НАСТАВНИЧЕСТВА». КТО Я В НАСТАВНИЧЕСТВЕ? Что значат эти слова? На самом деле всё просто, эти слова подталкивают нас к осознанию того, что КАЖДЫЙ человек, вовлечённый в программу наставничества представляет особую ЦЕННОСТЬ и ЗНАЧИМОСТЬ. И именно объединение делает такой социальный феномен как наставничество мощным импульсом для ДВИЖЕНИЯ, РОСТА И РАЗВИТИЯ. Литература:
|