ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК |
Коммуникация | |||
Автор: Ерошева Ольга Васильевна | |||
16.11.2024 22:48 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас, хорошо развитую речь, умеющие свободно общаться. Проблема коммуникации в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. Формирование коммуникативных умений – важное условие развития человека. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит его дальнейшее социальное и личностное развитие. Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет говорить со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок
проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. При этом он может скрывать свое смятение под маской бравады, демонстративного шутовства, или уйти в себя, замкнуться. Социальная некомпетентность оборачивается серьезными расстройствами психики и проблемами в жизни. Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. В ряде исследований ученых убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие – не пользуются особой популярностью – либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Особую значимость сформированности коммуникативных умений у детей мы можем наблюдать в момент перехода от старшего дошкольника к младшему школьнику. Традиционно в дошкольном образовании проблемы развития речевого общения рассматривались в русле проблем «развития речи». Задачи формирования общения сводились к умению детей отвечать на вопросы (поддерживать диалог) и не выделялись как отдельная задача. Однако формирование коммуникативных способностей и их диагностика становится приоритетными направлениями деятельности педагогов. С появлением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положены культурологический, деятельностный и личностно ориентированный подходы. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста. Появилось такое понятие как «Культурные практики». Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом). В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. В ходе культурной практики дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности, они помогают детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все возникающие вопросы, тем самым помогают подготавливать наших детей к взрослой жизни. И, самое главное, дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания. Таким образом, с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО. Совместно с родителями проводилась работа по формированию адекватной самооценки у детей. Родители получали для этого необходимые советы и консультации. Для этого проводились «Вечера вопросов и ответов», «Мастер-классы», организовывались тематические выставки, проведение совместных занятий, проектов. Темами заседаний «круглого стола» стали: «Методы и приемы формирования игры», «Развитие словаря ребенка», «Методы развития общения». На таких мероприятиях родители обменивались своим опытом, выработанным путём экспериментирования, проб и ошибок. В традиционных «Днях открытых дверей» давали родителям возможность «погружения» в жизнь группы, непосредственного участия в играх, занятиях. На родительских собраниях дети вместе с родителями проигрывали игры, проводили коммуникативные тренинги, с увлечением делились своими знаниями и навыками. Культурные умения формируются на основе разнообразных культурных практик, специфичных для детей разного возраста. Культурные практики дошкольника неразрывно связаны с его интересами, потребностями и способами самовыражения. Итак, в основе успешной коммуникации дошкольников лежит их деятельность на основе, с одной стороны, взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, а с другой стороны, и это не менее важно для развития ребенка, на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий. Важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел необходимый культурный личный опыт, который является фундаментом полноценного общего развития, позитивной социализации и индивидуализации. ЛИТЕРАТУРА 1. Крылова, Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике / Н.Б. Крылова // Личность в социокультурном измерении: история и современность: сб. статей. – М.: Индрик, 2007. – С. 132-138. 2. Лисина, М.И. Психология самосознания у дошкольников / М.И. Лисина, А.И. Силвестру. – Кишинев: Штиинце, 1983. 3. Общение детей в детской саду и семье / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1990. 4. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В. Запорожца. – М., 2010.
|