Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
Коммуникация
Автор: Ерошева Ольга Васильевна   
16.11.2024 22:48

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК

На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас, хорошо развитую речь, умеющие свободно общаться. Проблема коммуникации в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов.

Формирование коммуникативных умений – важное условие развития человека. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит его дальнейшее социальное и личностное развитие.

Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет говорить со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок

 

проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным.

При этом он может скрывать свое смятение под маской бравады, демонстративного шутовства, или уйти в себя, замкнуться. Социальная некомпетентность оборачивается серьезными расстройствами психики и проблемами в жизни.

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. В ряде исследований ученых убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие – не пользуются особой популярностью – либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное

развитие ребенка.

Особую значимость сформированности коммуникативных умений у детей мы можем наблюдать в момент перехода от старшего дошкольника к младшему школьнику.

Традиционно в дошкольном образовании проблемы развития речевого общения рассматривались в русле проблем «развития речи».

Задачи формирования общения сводились к умению детей отвечать на вопросы (поддерживать диалог) и не выделялись как отдельная задача.

Однако формирование коммуникативных способностей и их диагностика становится приоритетными направлениями деятельности педагогов.

С появлением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положены культурологический, деятельностный и

личностно ориентированный подходы. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры,

развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста. Появилось такое понятие как «Культурные практики».

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо

не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом). В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. В ходе культурной практики дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются

самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы.

Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания,

умения в различных видах деятельности, они помогают детям

самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все

возникающие вопросы, тем самым помогают подготавливать наших

детей к взрослой жизни. И, самое главное, дети хорошо овладевают

устной речью, могут выражать свои мысли и желания. Таким образом, с

помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на

этапе завершения ФГОС ДО.

Совместно с родителями проводилась работа по формированию

адекватной самооценки у детей. Родители получали для этого

необходимые советы и консультации. Для этого проводились «Вечера

вопросов и ответов», «Мастер-классы», организовывались тематические

выставки, проведение совместных занятий, проектов. Темами

заседаний «круглого стола» стали: «Методы и приемы

формирования игры», «Развитие словаря ребенка», «Методы

развития общения».

На таких мероприятиях родители обменивались своим опытом,

выработанным путём экспериментирования, проб и ошибок. В

традиционных «Днях открытых дверей» давали родителям возможность

«погружения» в жизнь группы, непосредственного участия в играх,

занятиях. На родительских собраниях дети вместе с родителями

проигрывали игры, проводили коммуникативные тренинги, с

увлечением делились своими знаниями и навыками.

Культурные умения формируются на основе разнообразных

культурных практик, специфичных для детей разного возраста.

Культурные практики дошкольника неразрывно связаны с его

интересами, потребностями и способами самовыражения.

Итак, в основе успешной коммуникации дошкольников лежит их

деятельность на основе, с одной стороны, взаимодействия ребенка с

взрослыми и сверстниками, а с другой стороны, и это не менее важно

для развития ребенка, на основе его постоянно расширяющихся

самостоятельных действий. Важно, чтобы в дошкольном детстве каждый

ребенок приобрел необходимый культурный личный опыт, который

является фундаментом полноценного общего развития, позитивной

социализации и индивидуализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крылова, Н.Б. Развитие культурологического подхода в

современной педагогике / Н.Б. Крылова // Личность в социокультурном

измерении: история и современность: сб. статей. – М.: Индрик, 2007. –

С. 132-138.

2. Лисина, М.И. Психология самосознания у дошкольников /

М.И. Лисина, А.И. Силвестру. – Кишинев: Штиинце, 1983.

3. Общение детей в детской саду и семье / под ред.

Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; науч. -исслед. ин-т дошкольного

воспитания акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1990.

4. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред.

А.В. Запорожца. – М., 2010.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год