Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир общения»
- Педагога-психолог: Гриняк А.Б.
- Учитель-логопед: Вилигина О.А.
Цель проекта: развитие активной социальной позиции дошкольника. Проект направлен на профилактику возникновения дискомфорта в общении у детей, создание благоприятной атмосферы в детском коллективе.
Задачи:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие воображения;
- развитие выразительности речи;
- формирование способности эмоциональной саморегуляции;
- овладение ребенком “языком” эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния;
- обучение способам выражать эмоции;
- обогащение и активизация словарного запаса;
- снижение агрессивности;
- гармонизация взаимоотношений ребенка и взрослого.
Участники проекта: дети старшей группы, педагог-психолог.
Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в мотивационно-эмоциональной сфере личности ребенка.
Изменения генезиса человеческих эмоций имеет весьма важное психолого-педагогическое значение: воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе ЗУНов, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения зависит от того, какие чувства вызывает у ребенка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.
Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, мышление, память, речь.
Хорошее настроение улучшает процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти, долго помнятся пережитые события. Дети более насыщено передают переживания.
Существуют определенные закономерности соотношения эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье, имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные уменьшают ее.
Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознание мотива, принятии решения, развертывания процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения. Эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем, решения, принятые в состоянии эмоционального напряжения, в гневном раздражении, потом не выполняются.
Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций важно не просто учить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных. Уметь спокойно реагировать на замечания взрослых и товарищей.
Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательность окружающих, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка. И если вовремя не обратить внимание на возникающие нарушения в эмоциях, то это может вызвать тяжелые последствия. Разбалансированность чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, что отражается в отклонении в развитии, нарушении социальных контактов.
Наблюдения показывают, что в игре и повседневной деятельности дети часто неадекватно выражают свои эмоции, что является существенным барьером в установлении доброжелательных отношений.
«Обесчувствованию» способствует и технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Детям трудно не только мимическими средствами радость, счастье, страх, удивление, гнев, но и эмоционально адекватно выразить свое высказывание. Речь интонационно монотонная и лексически не выразительная.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Возрастает потребность сознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная лексика качественно не развивается: ее надо формировать. Также необходимо развивать умение адаптироваться к различным условиям общения, умение сдерживать или ограничивать импульсивные реакции.
Развитие артикуляционного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ей принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
Старший дошкольный возраст характеризуется становлением адекватной самооценки, развитием уверенности в себе, эмпатии. Межличностные отношения со сверстником являются существенным фактором, влияющим на общение, выразительность речи, эмоциональное состояние детей.
В работе используются игры, направленные на развитие эмоциональной сферы, выразительности речи детей, развитие умения понимать и выражать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других.
В работе с воспитателями старшей группы в рамках проекта предполагается организовать деятельность по драматизации.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
|
Тема
|
Содержание занятия
|
Методические приемы
|
Обеспечение
|
1
|
Каждый привлекателен по-своему
|
Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости.
|
Игра “Общий круг”
Цель: эмоциональный настрой, сосредоточиться на партнере.
Беседа о том, какие люди разные, чем мы отличаемся, чем похожи.
Игра “Назови ласково”
Цель: развить позитивное самовосприятие.
Игра “Кто говорит?”
|
Мягкие подушечки для сидения.
|
Развитие репертуара телесных ощущений, обучение использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу.
Воспитывать внимательное отношение к речи товарищей.
|
Беседа о том, как можно показать другому, что он хороший.
Игра “Муравьи”
Цель: развитие умения выражать свое состояние без слов через жесты и мимику.
Игра “Комплимент”
Цель: развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие.
Обсуждение игр
|
|
2
|
Я+Ты=Мы
|
Развитие чувства принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия. Активизировать коммуникативные умения.
|
Схематическое рисование правил “хорошего” поведения:
- помогай друзьям;
- делись с ними;
- не злись на других;
- не ссорься по пустякам;
- не смейся над ошибками других.
Беседа по рисункам.
Игра “Волны”
|
Бумага, карандаши, доска.
|
Игра “Молекула”
Ход: дети передвигаются по комнате. При слове “молекула” все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу.
Игра “Комплимент”
Рисование “Моя группа”
|
Бумага, краски, карандаши
|
Создание коллажа “Наша группа”
|
Рисование карандашами.
|
3
|
Волшебные средства понимания
|
Знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие умения принимать настроение других. Воспитывать умение соблюдать определенную последовательность в работе.
|
Игра “Я чувствую…”
Ход: детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает.
Игра “Молекула”
Интонационные этюды: детям предлагается произнести фразу “Пойдем гулять” грустно, весело, со злостью, обиженно, испугано.
Игра “Чей голос?”
Цель: формирование восприятия выразительности речи.
|
Карточки с изображением эмоций по количеству детей
|
Беседа о волшебных средствах понимания: интонации, мимике, пантомимике.
Изготовление масок.
Игра “Маски”
Ход: ребенок, одев маску, передает настроение этой маски.
|
Бумага, краски, карандаши, мелки, шнурочки.
|
Игра “Руки”
Ход: дети работают в парах. Ведущий предлагает: познакомиться руками, поссориться руками, помириться руками.
Игра “Свет мой зеркальце скажи”
Игра “Я чувствую…”
|
|
4
|
Настроение
|
Описание своего настроения, обогащение опыта, обогащение опыта самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей. Воспитывать внимательное отношение к речи взрослых.
|
Игра “Лото настроение” (готовая игра)
Рисование “Мое настроение”
Беседа по изображениям эмоций
|
Краски, бумага; карточки-лото, карточки с изображением эмоций.
|
Упражнение “Возьми себя в руки!”
Упражнение “Актеры”
Игра-драматизация “Пропала собака” Ход: один ребенок исполняет роль хозяина пропавшей собаки, а дети успокаивают его, каждый по-своему.
Обсуждение игры.
|
|
5
|
Волшебная линия
|
Обогащение опыта отреагирования эмоций. Упражнение в регулировании эмоций.
Учить детей внимательно слушать образцы речи и точно выполнять устные задания.
|
Рисование “Волшебная линия”. С помощью линейки и цвета передать настроение: спокойная линия, радостная, хитрая, злая, больная, волнующая.
Создание картины с помощью линий.
|
Бумага, карандаши, краски.
|
Беседа по рисункам.
Игра “Объясни пословицу”
Ход: зачитывается пословица, дети передают ее эмоциональное состояние
Игра-релаксация “Волшебный сон”
|
|
- Игра “Дискотека зайчиков”
- Игра “Две страны”
|
|
6
|
Я-хороший, я- плохой
|
Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.
|
Игра “Наоборот”
Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает каждому мяч. Ребенок называет противоположное качество: добрый – злой.
Сказка “Чертенок”
Игра “Собаки бывают”
Ход: дети изображают собак. Педагог спрашивает о том, какие это собаки.
|
Мяч
|
Игра “Я умею”
Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (хорошее и плохое)
Игра-релаксация “Цветочная поляна”
Ход: детям предлагается представить себе цветочную поляну, найти свой цветок и хорошо его рассмотреть
Рисование цветка
|
Мяч, воск, бумага, краски
|
7
|
Любимые сказки
|
Развитие понимания себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отреагирование собственных чувств
|
Игра “Назови героя”
Ход: ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки.
Игра-релаксация “Сказка наоборот”
Ход: поменять героев местами, придумать, что они теперь будут делать.
Рисование “Письмо любимому герою”
|
Мяч, воск, бумага, краски
|
8
|
Вместе веселее
|
Расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с действиями и желаниями других.
|
Игра “Бумажные развалы”
Ход: Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх.
Игра “Закончи рисунок”
Ход: Дети начинают рисовать. По команде передают рисунок соседу и т.д. пока рисунок не вернется хозяину.
|
Газета, бумага, карандаши
|
- Игра “Руковичка”
- Игра “Сороконожка”
- Игра “Зеркало”
|
|
9
|
Хорошо и плохо
|
Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии
|
Сценка “Вместе и порознь”. Лисенок и Медвежонок дружили давно, любили играть вместе. Однажды Лисенок захотел очень сильно поиграть с машинкой Медвежонка, но и Медвежонок хотел поиграть с машинкой. В конце концов они поссорились. Им стало очень плохо, скучно. А потом они поговорили и помирились.
Обсуждение сценки.
|
|
Игра “Спящая красавица”
Игра “Волшебные очки”
Игра “Клубочек”
|
Очки, клубок ниток
|
Коллективное сочинение сказки
Игра “Давай поговорим”
Игра-релаксация
|
|
Ожидаемые результаты:
- Снижение детской конфликтности, налаживание дружеских взаимоотношений между детьми.
- Создание благоприятной психологической атмосферы.
- Обогащение опыта детей выражать свои эмоции, понимать состояния других людей.
- Коррекция звуковой культуры речи.
- Развитие выразительности речи детей.
- Овладение детьми интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.
- Организация театральной постановки (старшая группа).
Литература
- Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога (2-е изд.) / Серия “Психологический практикум”. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М.: “Просвещение”, 2008.
|