Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Взаимодействие с организациями социального окружения и родителями воспитанников как образовательный ресурс для развития у детей дошкольного возраста познавательной активности, инициативы, самостоятельности, формирование экологических представлений»
Педагогика
Автор: Колоколова М.В., Головина Л.А., Барнышева А.Н.   
10.09.2021 10:28

«Взаимодействие с организациями социального окружения и родителями воспитанников как образовательный ресурс для развития у детей дошкольного возраста познавательной активности, инициативы, самостоятельности, формирование экологических представлений»«Взаимодействие с организациями социального окружения и родителями воспитанников как образовательный ресурс для развития у детей дошкольного возраста познавательной активности, инициативы, самостоятельности, формирование экологических представлений»

Колоколова М.В., Головина Л.А., Барнышева А.Н., МБДОУ «ДСКВ № 115» МО г. Братск,

Дети 6-7 лет стоят на пороге интересного этапа в жизни. Им открывается возможность познания мира, окружающей среды, искусства, творчества. А, главное, они постепенно готовятся к следующему важному событию – обучение в школе.

Следовательно, в дошкольном учреждении необходимо создать максимум возможностей для развития, саморазвития и самореализации дошкольников подготовительного возраста. ФГОС ДО нацеливает педагогов на «…создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности», а также «на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей»

 

Стратегия дошкольного образования сегодня – это детство ради детства (А. Г. Асмолов). Сегодня происходит смена ценностных ориентиров на позитивную социализацию, индивидуализацию, готовность к развитию.

Сущностные обновления образования касаются и изменений позиций педагога и ребенка, взаимодействия этих двух субъектов. Новые ценности, цели и содержание образования могут быть реализованы при условиях оптимального взаимодействия взрослых и детей, в котором для ребенка создаются условия обретения способности к саморазвитию.

В. И. Слободчиков определяет: «Саморазвитию научить нельзя, прямым образом от педагога к ученику эта способность не передается. В антропологически ориентированном образовании ребенка нельзя заставить быть самостоятельным, самобытным, самодействующим, невозможно принудить его стать и быть личностью. Педагог может лишь создать особые условия, в которых у воспитанника действительно появится шанс самому вырасти в меру этих подлинно человеческих способностей, встать на путь их обретения».

Но как создать эти особые условия? Развитие человека осуществляется только в реальной деятельности на основе взаимодействия с другими людьми. А взрослый, по мнению Д.Б. Эльконина, для ребенка является не просто одним из важнейших условий его развития, но и основанием его нормального развития и полноценной жизни, представляя «развернутую форму будущего» для ребенка.

Ключевым моментом в этом вопросе может стать расширение образовательного пространства дошкольного учреждения за счёт привлечения внутренних и внешних ресурсов. Внутренние ресурсы: кружковая работа по интересам, занятия по выбору, дополнительные услуги. Внешние – дополнительные образовательные учреждения.

Одним из таких ресурсов для воспитанников может являться система дополнительного образования, которая позволит расширить и разнообразить образовательное пространство дошкольного учреждения

Главный принцип ФГОС — принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Именно такой выбор предлагает система дополнительного образования детей, в том числе и для дошкольного возраста. Дополнительное образование на современном этапе является механизмом поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей. В частности дополнительное образование позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека. Оно существенно расширяет спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов.

ФГОС ДО нацелен на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей и т. д. Программа дополнительного образования так же обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей дошкольного возраста: социально-коммуникативное развитие; познавательно-исследовательское развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Анализируя образовательное пространство, представленное системой дополнительного образования города, мы составили карту ресурсов для воспитанников, включив в неё учреждения дополнительного образования, которые может посещать ребёнок в соответствии с его интересами и потребностями.

Но не все семьи имеют возможность вывезти ребёнка для занятий в другое учреждение. Здесь представляется необходимым привлечь ресурсы в рамки дошкольного учреждения.

«Школьное обучение … по мнению Л,С, Выготского, … никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Преемственность во взаимодействии дошкольного и начального образования предполагает, прежде всего, целостность образовательного процесса. Ее цель – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Одним из предметов общей начальной школы является природоведение. Как и любой вид деятельности, в частности природоохранной, начинается с формирования у детей определенных убеждений, являющихся неотъемлемой частью экологического воспитания и экологической культуры. Непрерывность экологического воспитания закладывается на основе взаимосвязей всех этапов дошкольного, школьного и послешкольного образования.

Взаимодействуя с педагогами дополнительного образования МБУ ДО «ЭБЦ» в рамках краткосрочных образовательных проектов, пришли к мнению, что есть возможность организовать экологическое воспитание дошкольников в самом дошкольном учреждении. Для этого был создан и реализован проект «Взаимодействие с организациями социального окружения и родителями воспитанников как образовательный ресурс для развития у детей дошкольного возраста познавательной активности, инициативы, самостоятельности, формирования экологических представлений»

Цель проекта: организация взаимодействия педагогов дошкольного учреждения, педагога дополнительного образования и родителей воспитанников для развития у детей подготовительного возраста познавательной активности, инициативы, самостоятельности, формирование экологических представлений»

Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:

  • создание условий для реализации экологического компонента с детьми подготовительного возраста в условиях ДОУ, как вариативного компонента ООП ДО
  • организация конструктивного взаимодействия педагогов и родителей
  • развитие детской и родительской инициативы, активности, самостоятельности в условиях совместного взаимодействия педагог – дети – родители
  • организация развивающей предметно-пространственной среды для реализации экологического компонента.

Планируемые результаты:

Воспитанники:

  • Расширение и обогащение представлений детей о живой и неживой природе родного края
  • Формирование экологической культуры
  • Воспитание любви к природе, её объектам
  • Проявление детской инициативы, самостоятельности, познавательной активности.

Педагоги:

  • Повышение профессиональной компетентности в умении организовывать разнообразные виды детской деятельности, осуществляемые в дошкольном возрасте
  • Развитие профессиональных значимых компетенций, необходимых для конструктивного взаимодействия педагогов, родителей воспитанников для решения задач развития детей дошкольного возраста с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Родители:

  • Формирование активной позиции в воспитании и развитии детей через взаимодействие с педагогами ДОУ, проявление родительской инициативы, активности.

Взаимодействие педагогов в рамках реализации проекта обусловлено тремя блоками:

Первый блок: педагог дополнительного образования – дети – педагоги группы

Педагог дополнительного образования организует работу с детьми в рамках образовательной деятельности по Программе «Экологическая тропинка» в соответствии с учебно-тематическим планом работы в ДОУ 2 раза в неделю. У детей в игровой доступной форме формируются представления о явлениях живой, неживой природы, объектах природы. Педагоги группы помогают в организации и проведении занятия.

Второй блок: педагоги группы – дети — родители

Педагоги закрепляют с воспитанниками материал, полученный на занятиях в групповой и индивидуальной формах работы (дидактические, словесные игры, продуктивная деятельность, наблюдения, опыты, эксперименты и т.д.), изучают запросы и интересы детей и родителей. Организуют и реализуют проекты различной направленности, ведут дневники наблюдений, составляют карту развития воспитанников. Педагоги информируют родителей о состоянии работы, дают рекомендации, консультации. Педагоги организуют и проводят праздники тематической направленности «В поисках Осени», «Зимние посиделки», «Встреча Весны», «Масленица», «Летнее утро», акции «Синичкин день», «Дружок». «Посади дерево»,

Родители с детьми наблюдают с детьми за явлениями природы, живым и неживым миром природы, вместе с детьми делают зарисовки в дневниках наблюдений, принимают участие в праздниках, тематических мероприятиях, акциях.

Третий блок: педагог дополнительного образования – дети – родители — педагоги группы

Мероприятия проводятся на базе эколого-биологического центра. Мероприятия направлены на развитие практической творческой деятельности и формирование социально-ответственного экологического поведения.

Родители привозят детей в субботу, совместно участвуют в занятиях. Педагог дополнительного образования и педагоги группы организуют и проводят мероприятия, включающие: наблюдения за живыми объектами, беседы, рассказывание, продуктивную деятельность, экскурсии, общение детей с животными и птицами, кормление животных и птиц.

Подводя итоги работы по проекту, следует отметить значительные изменения в лучшую сторону:

  • отлажен механизм взаимодействия ДОУ с учреждением дополнительного образования – МАУ ДО «ЭБЦ» МО г. Братск
  • педагоги и родители получили опыт общения и взаимодействия по проекту
  • созданы условия для реализации экологического воспитания дошкольников
  • улучшения можно отметить в детско-родительских взаимоотношениях
  • доверительные отношения между родителями и педагогами.
  • в рамках реализации проекта значительно пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы новыми дидактическими и демонстрационными материалами, ЭОР по экологическому воспитанию.

Самое главное, выбирая дополнительное образование ( «ЭБЦ») как один из образовательных ресурсов для данной группы воспитанников, мы не ошиблись в своём выборе.

В дальнейших наших планах:

  • расширение участников проекта, развитие системы социального партнерства
  • использование опыта взаимодействия педагогов, участников проекта, для дальнейшей работы по восполнению имеющихся дефицитов профессиональных компетенций.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 9 (325) выйдет
18 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год
Скачать Номер 45 (314) за 2023 год
Скачать Номер 44 (313) за 2023 год
Скачать Номер 43 (312) за 2023 год
Скачать Номер 42 (311) за 2023 год