Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Педагогика
Автор: Горбаченко Наталья Викторовна   
15.09.2021 05:39

«Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»«Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» / В.А. Сухомлинский

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными патологиями, которых объединили в одну группу «дети с ограниченными возможностями».

Одна из приоритетных задач системы образования, которая закреплена во многих нормативных документах – это создание комфортных условий для пребывания в дошкольном учреждении детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Исполнение этой задачи – одно из главных направлений моей коррекционно-развивающей работы.

С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год.

Начиная свою работу передо мной встала проблема организации учебного процесса, а также выбора определенных технологий, форм и методов работы с ними. И так как в настоящее время в период реализации образовательной программы является приоритетным личностно — ориентированное образование, то я в работе с детьми опираюсь в первую очередь на индивидуальные особенности. Но необходимость индивидуального подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья на практике – дело не простое.

 

Скачать конспект

Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление способов развития ребенка и его возможностей. Поэтому, самым главным приоритетом в моей работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Наш детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями.

Для достижения положительных результатов в работе использую дополнительные средства, обеспечивающие здоровьесберегающую направленность педагогического процесса, такие как нетрадиционные методы воздействия на развитие ребёнка.

В основе нетрадиционных методов обучения лежит в большей степени комфорт, контакт и хорошее настроение. От педагога зависит будет ли ребенок получать знания с большими усилиями или с удовольствием.

Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой, и разнообразной.

В работе с детьми активно использую аква-терапию, арт-терапию криотерапию, кинезиологию.

Акватерапию применяю в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения.

Игры с водой способствуют снятию психоэмоционального и физического напряжения. Использование аква-терапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей.

Широко использую в работе элементы арт-терапии. Арт-терапия относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Именно поэтому в последнее время данный метод всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими эмоционально-личностные нарушения, и даёт положительные результаты.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это лечение творчеством.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Самым популярным способом избавления от негативных эмоций у воспитанников является изотерапия. Приемов изотерапии много: «Кляксы», «Рисуем круги», «Рисуем эмоции», «Раскрашиваем чувства», «Цвет моего настроения», «Рисуем имя», «Рисуем деревья», «Рисуем (лепим) маски», «Рисуем агрессию», «Лепим из пластилина», «Подарки», прием рисования пальцами и др.

Наибольший интерес у детей вызывают такие техники как «Волшебные краски» (тестопластика) и «Эбру» (рисование на воде)

Использование данных техник направлено:

  • на гармонизацию эмоциональной сферы;
  • на развитие творческих и коммуникативных способностей;
  • на умение работать в коллективе.

Занятия с использованием элементов арт-терапии способствуют снятию внутреннего напряжения у детей, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса.

Одной из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики является криотерапия. Данную методику применяю в работе с детьми, имеющими задержку речевого развития.

Методика заключается в использовании игр со льдом. За счет холода идет сокращение мышц, а тепло их расслабляет, это усиливает приток крови к месту воздействия, в итоге развивается двигательная зона. Этот метод позволяет мне как психологу проводить ряд коррекционно-развивающих занятий, не используя никакого особого оборудования, что является немаловажным в условиях дошкольного учреждения.

Игры со льдом вызывают у дошкольников радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У воспитанников значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи.

Метод криотерапии способствует развитию интеллектуальной сферы, а также происходит оздоровление организма.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействиеКогда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Под воздействием кинезиологических упражнений в организме ребенка происходят положительные комплексно-структурные изменения. Еще одним положительным моментом от проведения кинезиологических занятий является то, что они дают не только быстрый, но и накапливающийся эффект, развивая при этом логическое мышление и повышая умственную деятельность в целом. Развивающая кинезиологическая методика оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, корректировку обучения, а также значительно улучшает состояние социальной адаптации и физического здоровья дошкольников.

Применение вышеприведёных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволило развить у дошкольников такие индивидуально – личностные качества как, симпатию к окружающим, развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, умение управлять своим настроением и регулировать эмоции.

В результате использования в работе нетрадиционных методов и приёмов, дети стали более раскрепощёнными, повысилась их самооценка, появилась уверенность в своих силах. Сформировалась система взаимоотношений, необходимых для включения в социальную жизнь.

Воспитание и обучение детей – интересный, увлекательный и в то же время, очень большой труд, требующий от педагога профессионализма, терпения, трудолюбия. А если ты работаешь с «особыми» детьми, эти качества умножаются на два.

Ф.М. Достоевский говорил: «Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас каждый полюбит». Размышляя над этим высказыванием, я поняла, что легко любить, умных, послушных, прилежных детей, горящих желанием учиться. Работая с детьми, имеющими отклонения в развитии, для которых каждый шаг может являться маленькой победой, я понимаю, что люди, занимающиеся обучением и воспитанием детей с ОВЗ, как никто умеют любить «черненьких».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 38 (209) выйдет
19 сентября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год
Скачать Номер 29 (200) за 2021 год
Скачать Номер 28 (199) за 2021 год
Скачать Номер 27 (198) за 2021 год
Скачать Номер 26 (197) за 2021 год