Использование технологии «Говорящая среда» в развивающей предметно-пространственной среде группы ДОО |
Развивающие занятия | |||
Автор: Лахтина Татьяна Александровна | |||
23.05.2025 05:30 | |||
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 443 МБДОУ — детский сад комбинированного вида № 443 Составитель: воспитатель МБДОУ № 443 Лахтина Татьяна Александровна Высшая квалификационная категория г. Екатеринбург, 2025 «Детей учит то, что их окружает» Мария Монтессори Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. Хотелось бы дополнить: стены и окружающая ребенка среда — игровое пространство. В детском саду дети проводят большую часть дня, и мы — педагоги, стремимся использовать инновационные подходы и принципы построения развивающего пространства. Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды в современном ДО сегодня уделяется большое внимание. Окружающая ребенка среда — игровое пространство.
Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребенку разные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов РППС является технология «говорящей среды». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс. «Говорящая среда» — это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Технология «Говорящая среда» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-пространственной среде детского сада. Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где расположено в нашей группе, чтобезусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи. Родителям «говорящая среда» рассказывает, чем наполнена жизнь детей в детском саду. Мне, как педагогу, «говорящая среда» рассказывает об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми, а также индивидуальную работу с ними. Из опыта работы с данной технологией в нашей группе: 1. Первый элемент «Говорящейсреды», который я использую в своей группе — «Здравствуй, я пришел». Элемент «Говорящей стены» — «Здравствуй, я пришел!» — малышам в возрасте 3 – 4 лет помогает успешно социализироваться и почувствовать свою значимость, ценность и понимание, что он — важная часть большого коллектива. Что его ждут и ему рады! Его я разместила у входа в группу, вместе с родителями дети заполняют стенд. Дети приходят в детский сад и перед тем, как зайти в группу размещают свою фотографию в кармашек, тогда малыши смогут видеть, кто сегодня их ждет в группе. На утреннем круге мы можем посчитать – количество девочек, мальчиков сегодня пришли. 2. Второй элемент «Говорящей стены» «Приветствие» Это помогает ребенку раскрепостится и схорошим настроением зайти в группу. 4. Третий элемент — «Мое настроение». Уголок настроения учит детей понимать свое настроение, свои эмоции и чувства. Он помогает ребенку выразить свои чувства, свое внутреннее состояние, свой эмоциональный настрой. Состоит из смайликов с эмоциями: весёлое, грустное, сердитоеи фотографий детей на прищепках, приходя утром в детский сад, ребенок размещает свое фото именно на том солнышке с эмоцией, которое соответствует его настроению. 5. Еще одним элементом является центр «Наше творчество». Наполняя среду своими достижениями, дети видят свою значимость, свой голос в группе. 6. Ещеодним элементом «Говорящейсреды» является «Оформление группы». Оформление интерьера группы к праздникам, материала по проектам. 7. Следующий элемент — магнитная доска как основная часть «Говорящей стены», мольберт, магниты-фишки, магниты- геометрические фигуры, магниты-картинки, с различными дидактическими играми, которые дают возможность детям, активно взаимодействовать с наполняемым их материалом Технология «Говорящие стены» очень интересна и позволяет детям увидеть и понять, а взрослым представить в понятном и выигрышном свете изучаемый материал. 8. Еще один элемент «Говорящей среды» — игры на липучках. Одно из универсальных пособий для всестороннего развития ребенка-это игры на липучках по разным видам ознакомления с окружающим миром, развитию речи и сенсорных способностей детей. ( «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича, «Найди тень», «Урожай», «Найди пару», «Найди что нарисовано», «Разложи по образцу» и др). Игры на липучках развивают мелкую моторику рук, речь, внимание, память, логическое и ассоциативное мышление. Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знаний научит его выполнять различные действия, развивает память, мышление, творческие способности. 9. К элементу «Говорящей среды» относятся игры по театрализации, драматизация. Дети используют магнитный, пальчиковый, плоскостной театр, театр на фланелеграфе и «Би-ба-бо». Такие способствуют развитию у детей всех вдов речи, общение, память. 10. Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов: 1. Д/и «Мозаика» Задачи: развитие цвета, памяти, внимательности, усидчивости, наблюдательности; образного и системного мышления, а также логики. 2. Д/и «Найди чья тень» Задачи: учить детей узнавать и называть цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый); находить заданные силуэты; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук. 3. Д/и «Маленькие помощники» Задачи: учить детей сортировать игрушки по стаканчикам; развивать мелкую моторику рук; активизировать речь детей. 4. Д/и «Цветные стаканчики» Задачи: учить детей сортировать крышечки по цветам стаканчиков; учить раскладывать крышечки по схемам; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук. 5. Д/и «Подбери по форме» Задачи: учить детей называть геометрические фигуры; находить нужную форму; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук. 11. Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: 1. Д/и «Тактильные крышки»: — крышечки с разными наполнениями: мех, кожа, перья, различная ткань, бархат, крупа, бобы, фасоль, пайетки. Цель: Формирование знаний основных цветов спектра. Развитие внимания, мышления, тактильных ощущений, мелкой моторики рук. На каждой дверце шкафчика есть прозрачные карманы, каждый ребенок можетразместить свои рисунки, говорящие о том, чем он занимался в течение дня или для именинника оставить там подарок (рисунок, аппликацию и т.д.) Вечером уходя домой, дети анализируют свой день и делятся впечатлениями с родителями. Говорящая стена дает возможность ребенку участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность взаимодействовать с материалом, играть и изменять их на свое усмотрение, вносить свое творчество. Элементы технологии говорящая среда мы можем внести в любое пространство, в любой центр группы, в любую деятельность ребенка. «Говорящая стена» помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.
|