Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование технологии «Говорящая среда» в развивающей предметно-пространственной среде группы ДОО
Развивающие занятия
Автор: Лахтина Татьяна Александровна   
23.05.2025 05:30

Использование технологии «Говорящая среда» в развивающей предметно-пространственной среде группы ДООИспользование технологии «Говорящая среда» в развивающей предметно-пространственной среде группы ДОО

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 443 МБДОУ — детский сад комбинированного вида № 443

Составитель: воспитатель МБДОУ № 443 Лахтина Татьяна Александровна Высшая квалификационная категория г. Екатеринбург, 2025

«Детей учит то, что их окружает» Мария Монтессори

Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. Хотелось бы дополнить: стены и окружающая ребенка среда — игровое пространство. В детском саду дети проводят большую часть дня, и мы — педагоги, стремимся использовать инновационные подходы и принципы построения развивающего пространства.

Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды в современном ДО сегодня уделяется большое внимание. Окружающая ребенка среда — игровое пространство.

 

Скачать конспект

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребенку разные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития.

Одним из элементов РППС является технология «говорящей среды». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс.

«Говорящая среда» — это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Технология «Говорящая среда» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-пространственной среде детского сада.

Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где расположено в нашей группе, чтобезусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи.

Родителям «говорящая среда» рассказывает, чем наполнена жизнь детей в детском саду.

Мне, как педагогу, «говорящая среда» рассказывает об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми, а также индивидуальную работу с ними.

Из опыта работы с данной технологией в нашей группе:

1. Первый элемент «Говорящейсреды», который я использую в своей группе — «Здравствуй, я пришел».

Элемент «Говорящей стены»«Здравствуй, я пришел!» — малышам в возрасте 3 – 4 лет помогает успешно социализироваться и почувствовать свою значимость, ценность и понимание, что он — важная часть большого коллектива. Что его ждут и ему рады!

Его я разместила у входа в группу, вместе с родителями дети заполняют стенд. Дети приходят в детский сад и перед тем, как зайти в группу размещают свою фотографию в кармашек, тогда малыши смогут видеть, кто сегодня их ждет в группе.

На утреннем круге мы можем посчитать – количество девочек, мальчиков сегодня пришли.

2. Второй элемент «Говорящей стены» «Приветствие»

Это помогает ребенку раскрепостится и схорошим настроением зайти в группу.

4. Третий элемент — «Мое настроение». Уголок настроения учит детей понимать свое настроение, свои эмоции и чувства. Он помогает ребенку выразить свои чувства, свое внутреннее состояние, свой эмоциональный настрой.

Состоит из смайликов с эмоциями: весёлое, грустное, сердитоеи фотографий детей на прищепках, приходя утром в детский сад, ребенок размещает свое фото именно на том солнышке с эмоцией, которое соответствует его настроению.

5. Еще одним элементом является центр «Наше творчество». Наполняя среду своими достижениями, дети видят свою значимость, свой голос в группе.

6. Ещеодним элементом «Говорящейсреды» является «Оформление группы». Оформление интерьера группы к праздникам, материала по проектам.

7. Следующий элемент — магнитная доска как основная часть «Говорящей стены», мольберт, магниты-фишки, магниты- геометрические фигуры, магниты-картинки, с различными дидактическими играми, которые дают возможность детям, активно взаимодействовать с наполняемым их материалом

Технология «Говорящие стены» очень интересна и позволяет детям увидеть и понять, а взрослым представить в понятном и выигрышном свете изучаемый материал.

8. Еще один элемент «Говорящей среды» — игры на липучках.

Одно из универсальных пособий для всестороннего развития ребенка-это игры на липучках по разным видам ознакомления с окружающим миром, развитию речи и сенсорных способностей детей. ( «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича, «Найди тень», «Урожай», «Найди пару», «Найди что нарисовано», «Разложи по образцу» и др). Игры на липучках развивают мелкую моторику рук, речь, внимание, память, логическое и ассоциативное мышление.

Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знаний научит его выполнять различные действия, развивает память, мышление, творческие способности.

9. К элементу «Говорящей среды» относятся игры по театрализации, драматизация.

Дети используют магнитный, пальчиковый, плоскостной театр, театр на фланелеграфе и «Би-ба-бо». Такие способствуют развитию у детей всех вдов речи, общение, память.

10. Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов:

1. Д/и «Мозаика»

Задачи: развитие цвета, памяти, внимательности, усидчивости, наблюдательности; образного и системного мышления, а также логики.

2. Д/и «Найди чья тень»

Задачи: учить детей узнавать и называть цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый); находить заданные силуэты; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук.

3. Д/и «Маленькие помощники»

Задачи: учить детей сортировать игрушки по стаканчикам; развивать мелкую моторику рук; активизировать речь детей.

4. Д/и «Цветные стаканчики»

Задачи: учить детей сортировать крышечки по цветам стаканчиков; учить раскладывать крышечки по схемам; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук.

5. Д/и «Подбери по форме»

Задачи: учить детей называть геометрические фигуры; находить нужную форму; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук.

11. Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

1. Д/и «Тактильные крышки»: — крышечки с разными наполнениями: мех, кожа, перья, различная ткань, бархат, крупа, бобы, фасоль, пайетки. Цель: Формирование знаний основных цветов спектра. Развитие внимания, мышления, тактильных ощущений, мелкой моторики рук.

На каждой дверце шкафчика есть прозрачные карманы, каждый ребенок можетразместить свои рисунки, говорящие о том, чем он занимался в течение дня или для именинника оставить там подарок (рисунок, аппликацию и т.д.)

Вечером уходя домой, дети анализируют свой день и делятся впечатлениями с родителями.

Говорящая стена дает возможность ребенку участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность взаимодействовать с материалом, играть и изменять их на свое усмотрение, вносить свое творчество.

Элементы технологии говорящая среда мы можем внести в любое пространство, в любой центр группы, в любую деятельность ребенка.

«Говорящая стена» помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 19 (381) выйдет
31 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год