Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста на занятиях прикладным творчеством
Развивающие занятия
Автор: Дранова Оксана Геннадьевна   
23.05.2025 18:38

Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста на занятиях прикладным творчествомРазвитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста на занятиях прикладным творчеством

Дранова Оксана Геннадьевна, педагог дополнительного образования МАДОУ №82 г.Томск

Творческое развитие ребенка является важным аспектом воспитания и образования, особенно в младшем дошкольном возрасте. Занятия прикладным творчеством способствуют формированию креативности, воображения, мелкой моторики и эмоциональной сферы малыша. В данной статье мы рассмотрим особенности развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в условиях групп комбинированной направленности, где особое внимание уделяется индивидуальному подходу и разнообразию видов деятельности.

Особенности развития творчества у детей младшего дошкольного возраста

 

Дети младшего дошкольного возраста обладают высокой чувствительностью к окружающей среде и открытым восприятием мира. Их мышление отличается образностью и ассоциативностью, что создает благоприятные условия для творческого самовыражения. Важно учитывать следующие аспекты:

Возрастные особенности: дети 3–4 лет активно познают мир посредством игры и подражания взрослым, проявляя интерес к различным видам творческой деятельности.

Эмоциональная восприимчивость: малыши легко вовлекаются в процесс творчества, реагируя эмоционально на цвета, формы и материалы.

Индивидуальные различия: каждый ребенок уникален и имеет собственные предпочтения в выборе материалов и техник.

Занятия прикладным творчеством позволяют детям выразить себя, развить воображение и фантазию, научиться взаимодействовать с окружающими предметами и людьми.

Цель и задачи занятий прикладным творчеством

Цель занятий прикладным творчеством — формирование интереса к искусству и развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Основные задачи включают:

  • стимулирование познавательной активности;
  • развитие восприятия цвета, формы, пространства;
  • освоение различных техник и приемов работы с материалами;
  • воспитание эстетического вкуса и культуры труда;
  • создание условий для раскрытия индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Для достижения этих целей используются разнообразные методы и приемы, такие как демонстрация готовых изделий, совместная работа педагога и детей, обсуждение результатов деятельности.

Организация занятий предполагает учет индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка.

Основные принципы организации занятий:

разнообразие используемых материалов (краски, пластилин, бумага);

интеграция разных видов искусства (живопись, лепка, аппликация);

включение элементов игровой деятельности;

поощрение самостоятельности и инициативы детей;

Педагог играет ключевую роль в процессе формирования творческой личности ребенка. Его задача — создать атмосферу доверия и поддержки, вдохновлять детей на творчество и помогать развивать их способности.

Примеры практических заданий

Рассмотрим некоторые задания, направленные на развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста:

1. Лепка из соленого теста

Это занятие способствует развитию мелкой моторики рук и пространственного мышления. Дети создают различные фигурки животных, овощей, фруктов и др., используя формочки или вырезанные шаблоны.

2. Аппликация из цветной бумаги

Данный вид деятельности развивает чувство композиции, цветовосприятие и умение сочетать разные элементы между собой. Детям предлагается создавать картины из заранее подготовленных деталей.

3. Рисование пальчиками и кисточками

Рисование пальцами помогает малышу почувствовать материал и экспериментировать с цветом. Кистью же дети учатся контролировать силу нажима и направление линии.

4. Создание коллажей

Коллажирование позволяет комбинировать разноплановые материалы (бумагу, ткань, природные материалы), развивая способность воспринимать целое из частей и создавая яркие образы.

Ход занятия: Предложите детям наклеивать кусочки разноцветной бумаги, кусочки меха, листьев и травы на картон, формируя интересный сюжет или абстрактную композицию.

5. Поделки из природных материалов

Использование природного материала помогает установить связь с природой и развивает тактильные ощущения, расширяя восприятие мира вокруг.

Пример задания: Изготовление панно из шишек, желудей, каштанов, камешков и веточек, которое станет частью декора группы детского сада.

6. Творчество с крупами и макаронами

Оригинальные техники рисования крупами и окрашенными макаронами помогают развивать мелкую моторику и аккуратность, укрепляют сенсорные навыки и координацию движений.

Вариант занятия: Дайте детям возможность выкладывать узоры и рисунки клеем ПВА, посыпая поверхность манкой, гречкой или рисом, либо накладывая предварительно покрашенные макароны.

7. Декупаж простыми методами

Декупаж прекрасно подходит для знакомства детей с возможностями украшения предметов быта своими руками, украшая тарелки, коробочки и небольшие деревянные игрушки.

Задание: Пусть ребята украшают готовые заготовки бумажными салфетками, вырезанными фигурами или рисунками.

8. Волшебство пластилиновой живописи

Эта техника совмещает работу с красками и пластилином одновременно, пробуждая детскую фантазию и помогая осваивать новые подходы к созданию художественных произведений.

Практическое задание: Создать картину с использованием небольших кусочков пластилина разного цвета поверх нарисованного карандашом фона.

9. Игры с глиной и тестом

Игры с природной глиной и самодельным тестом полезны не только для физического развития, но и являются отличным способом снятия стресса и выражения эмоций.

Предложение детям: Позвольте малышам вылепливать любые предметы по своему желанию, моделируя реальность, сказочные сюжеты или абстрактные формы.

Эти занятия помогают ребенку раскрыть творческий потенциал, расширить кругозор и повысить самооценку благодаря положительным эмоциям от процесса творчества.

Заключение

Занятия прикладным творчеством играют важнейшую роль в формировании гармонически развитой личности ребёнка младшего дошкольного возраста, позволяя ребёнку раскрыть собственный потенциал и проявить индивидуальные качества. Использование инновационных методик и технологий обеспечивает комплексное воздействие на личность ребёнка, способствует улучшению внимания, памяти, речи и общей координации движений.

Результат регулярных занятий прикладным творчеством проявляется в следующем:

  • улучшение психоэмоционального состояния детей,
  • повышение уровня концентрации внимания и устойчивости мотивации,
  • активное участие в совместной работе с группой и взрослыми,
  • рост уверенности в собственных силах и удовлетворение от достигнутых успехов.

Таким образом, правильно организованные занятия прикладным творчеством становятся мощным инструментом комплексного подхода к развитию всех сфер детской личности, обеспечивая каждому ребёнку комфортные условия для раскрытия собственного потенциала и успешного дальнейшего роста.

Список использованной литературы

  1. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста / Л.А. Венгер // Вопросы психологии. — 2019. — № 4. — С. 3—12.
  2. Запорожец А.В. Восприятие и действие / А.В. Запорожец. — М.: Просвещение, 2018. — 192 с.
  3. Козлова О.Н. Роль предметно-пространственной среды в воспитании и образовании детей раннего возраста / О.Н. Козлова // Начальная школа плюс До и После. — 2020. — № 1. — С. 28—33.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, подростковый возраст / В.С. Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 456 с.
  5. Петрова Е.Ю. Применение методов арт-терапии в образовательных учреждениях / Е.Ю. Петрова // Образовательные технологии и общество. — 2019. — Т. 22, № 2. — С. 123—135.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 19 (381) выйдет
31 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год