Конспект занятия педагога-психолога «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Хохлова Елена Александровна | |||
26.03.2025 20:23 | |||
Цель: развить память у детей дошкольного возраста. Задание №1. Игра «Добрые слова». Цель: формирование и развитие слухоречевой памяти у обучающихся. Материалы и оборудование: 1) Напольный ковёр в помещении, где проводится игра. Инструкция и порядок проведения игры: Обучающиеся и педагог-психолог стоят в кругу на ковре. Педагог-психолог обращается к обучающимся: — Ребята, здравствуйте! Я очень рада вас видеть на занятии. В начале нашего занятия, нам нужно поздороваться. Вытягиваем вперед правую руку и кладём ладони все по очереди друг на друга как лучики солнышка. Поднимем наши лучики высоко и крикнем: «Доброе утро!» (Приветствие произносится в соответствии с временем проведения занятия).
— Разомкнули ручки, молодцы! Садимся на ковёр в кружок. — Сегодня мы с вами очень интересно проведем занятие. Мы будем тренировать нашу память. Память помогает нам запоминать разные события. Когда вы пойдёте в школу, память поможет вам хорошо учиться. Её можно тренировать в любом возрасте и детям и взрослым. Сейчас мы будем тренироваться запоминать комплименты, комплименты – это добрые, приятные слова, которые мы можем сказать друг другу. — Какие добрые слова вам говорят ваши родители или воспитатели в детском саду? (Ответы обучающихся) — А какие добрые слова вы говорите сами другим людям (Ответы обучающихся) — Как здорово ребята! Сейчас я буду называть вам добрые слова, которые можно сказать другим людям. Я назову 7 приятных слов, а вы постараетесь их запомнить. — После того как вы запомните 7 добрых слов, я буду повторять эти слова, и ещё буду называть новые, которые вы не запоминали. Все слова перемешаются. Когда вы услышите слова, которые вы запоминали, вы должны хлопнуть в ладоши. Понятно, как мы будем сейчас играть? (Ответы обучающихся) — Итак, ребята сначала запоминаем 7 добрых слов. Я буду говорить медленно, слушайте внимательно и запоминайте. Готовы запоминать? (Ответы обучающихся) — Начинаем! Педагог-психолог медленно называет слова для запоминания обучающимся, проговаривает их четко и понятно. — Умный, весёлый, смелый, заботливый, вежливый, добрый, честный. Запомнили? (Ответы обучающихся) — Молодцы! Теперь, я буду повторять эти слова, и ещё буду называть новые, которые вы не запоминали. Все слова перемешаются. Когда вы услышите, слова, которые вы запоминали, вы должны хлопнуть в ладоши. Ребята, вам понятно, что нужно делать? (Ответы обучающихся). — Начинаем! Педагог-психолог медленно называет слова обучающимся, проговаривает их четко и понятно. Курсивом выделены слова, которые запоминали обучающиеся. Услышав их, они должны хлопнуть в ладоши. — Умный, красивый, ловкий, нарядный, весёлый, внимательный, смелый, сильный, заботливый, вежливый, добрый, быстрый, честный. В ситуации когда обучающиеся ошибаются и хлопают в ладоши на том слове, которое не запоминали, педагог-психолог корректно поправляет обучающихся. После завершения игры, педагог-психолог говорит: — Ребята, сколько добрых и приятных слов мы с вами сейчас вспомнили. Ребята, было ли вам сложно вспоминать слова, которые вы запоминали в начале? (Ответы обучающихся) — Да игра не простая, но у вас все получилось! Вы внимательные и очень умные ребята! Задание №2. Игра «Что изменилось?» Цель: формирование и развитие зрительной памяти у обучающихся. Материалы и оборудование:
Инструкция и порядок проведения игры: Педагог-психолог заранее разрезает изображения для предъявления обучающимся. Вверху листа находится предметное изображение для первоначального предъявления обучающимся, внизу листа находится предметное изображение для повторного предъявления обучающимся. На втором изображении удалены части изображения. Обучающиеся и педагог-психолог сидят за столом. Педагог-психолог говорит: — Ребята, мы с вами сделали сегодня так много интересного, запоминали, называли и показывали. И как я уже говорила, память помогает нам в любом возрасте, в любом деле, в любой профессии. В завершении нашего занятия, я предлагаю вам поиграть в игру. Я буду показывать вам по очереди по одной карточки, на которых изображены женщины разных профессий. Сначала покажу вам одну картинку, вы внимательно её рассмотрите. Потом я спрячу эту картинку и покажу вам ещё одну картинку очень похожую на первую, но на ней будут какие-то изменения. Вам нужно будет вспомнить первую карточку, и сказать мне, что изменилось на второй картинке. Ребята, вам понятно, что мы будем делать? (Ответы обучающихся). Педагог-психолог обращается к одному из обучающихся: — … (имя обучающегося), повтори, пожалуйста, правила нашей игры. (Ответ обучающегося) — Замечательно, ты всё верно сказал, я покажу вам одну картинку. Мы внимательно рассмотрим её. Потом я её спрячу и покажу вам ещё одну картинку. Вам нужно будет вспомнить первую картинку и сказать, что изменилось на второй картинке. Давайте начнём! Педагог-психолог предъявляет обучающимся предметную картинку. — Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку. На ней изображена художница. Рассмотрите ее внимательно и запомните. (Педагог-психолог отслеживает, чтобы каждый обучающийся внимательно и полностью рассмотрел изображение) — Теперь, я убираю первую картинку и показываю вам вторую. Педагог-психолог убирает первое изображение и предъявляет обучающимся второе изображение. — Не торопитесь, рассмотрите картинку внимательно. Вспомните, что вы видели на первой картинке и расскажите, что изменилось на второй. (Ответы обучающихся) — Правильно, ребята, на второй картинке на листе ещё нет картины. Ребята, память, помогает художнику рисовать картины, даже если он не видит предмет сейчас, но уже видел его и запомнил. Переходим к следующему изображению. Педагог-психолог предъявляет обучающимся предметную картинку. — Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку. На ней изображена певица. Рассмотрите её внимательно и запомните. (Педагог-психолог отслеживает, чтобы каждый обучающийся внимательно и полностью рассмотрел изображение) — Теперь, я убираю первую картинку и показываю вам вторую. Педагог-психолог убирает первое изображение и предъявляет обучающимся второе изображение. — Не торопитесь, рассмотрите картинку внимательно. Вспомните, что вы видели на первой картинке и расскажите, что изменилось на второй. (Ответы обучающихся) — Правильно, ребята, на второй картинке у микрофона нет провода. Ребята, память, помогает певцам заучивать тексты песен, так же как и вам помогает учить стихи. Продолжаем и рассматриваем следующее изображение. Педагог-психолог предъявляет обучающимся предметную картинку. — Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку. На ней изображена повар. Рассмотрите её внимательно и запомните. (Педагог-психолог отслеживает, чтобы каждый обучающийся внимательно и полностью рассмотрел изображение) — Теперь, я убираю первую картинку и показываю вам вторую. Педагог-психолог убирает первое изображение и предъявляет обучающимся второе изображение. — Не торопитесь, рассмотрите картинку внимательно. Вспомните, что вы видели на первой картинке и расскажите, что изменилось на второй. (Ответы обучающихся) — Правильно, ребята, на второй картинке у повара нет половника. Ребята, память, помогает поварам запоминать рецепты и правила приготовления разных блюд. Рассматриваем ещё одно изображение. Педагог-психолог предъявляет обучающимся предметную картинку. — Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку. На ней изображена танцовщица. Рассмотрите ее внимательно и запомните. (Педагог-психолог отслеживает, чтобы каждый обучающийся внимательно и полностью рассмотрел изображение) — Теперь, я убираю первую картинку и показываю вам вторую. Педагог-психолог убирает первое изображение и предъявляет обучающимся второе изображение. — Не торопитесь, рассмотрите картинку внимательно. Вспомните, что вы видели на первой картинке и расскажите, что изменилось на второй. (Ответы обучающихся) — Правильно, ребята, на второй картинке у танцовщицы нет платочка. Ребята, память, помогает танцорам запоминать движения танца, иногда в одном танце бывает много движений. Когда вы в детском саду заучиваете новый танец, то память помогает вам выучить все движения. И сейчас мы рассматриваем последнее изображение. Педагог-психолог предъявляет обучающимся предметную картинку. — Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку. На ней изображена женщина – садовник, которая поливает цветы. Рассмотрите ее внимательно и запомните. (Педагог-психолог отслеживает, чтобы каждый обучающийся внимательно и полностью рассмотрел изображение) — Теперь, я убираю первую картинку и показываю вам вторую. Педагог-психолог убирает первое изображение и предъявляет обучающимся второе изображение. — Не торопитесь, рассмотрите картинку внимательно. Вспомните, что вы видели на первой картинке и расскажите, что изменилось на второй. (Ответы обучающихся) — Правильно, ребята, на второй картинке у портнихи нет лейки. Ребята, память, помогает людям, ухаживающим за растениями запоминать полива и подкормки растений, чтобы они росли сильными, крепкими и радовали нас своей красотой. После того как игра завершена, педагог-психолог говорит: — Теперь ребята, мы точно знаем, как важно тренировать нашу память! — Ребята, вам понравилась игра? (Ответы обучающихся) — И мне тоже очень понравилась наша игра. Вы так здорово справились с заданием! Задание №3. Игра «Чудесные слова» Цель: формирование и развитие слухоречевой памяти у обучающихся. Материалы и оборудование:
Инструкция и порядок проведения игры: Обучающиеся сидят перед педагогом, который объясняет им правила игры. — Ребята, сейчас мы будем играть с вами в игру, а называется она: «Чудесные слова». Я буду называть вам по два слова, которые связаны между собой по смыслу, чем-то похожи. Например, я называю пару слов: «Яблоко – банан». Это фрукты. Так эти два слова связаны между собой. Давайте потренируемся определять, что общего есть между двумя словами. Слушайте внимательно. «Собака – кошка». Как эти два слова связаны между собой по смыслу? (Ответы обучающихся: «Это животные», «питомцы» и т.п.) — Молодцы, верно. И собака, и кошка – это домашние животные, питомцы. Отлично, вы научились находить общее между словами в паре. А сейчас я буду называть пары слов подряд, а ваша задача будет заключаться в том, чтобы запомнить второе слово из каждой пары. Какое слово вам надо запомнить? (Ответы обучающихся: «Второе») — Правильно. Все пары слов я буду произносить 3 раза. Потом я буду называть первое слово из пары и бросать мячик любому из вас. Вы ловите его, называете второе слово из пары и бросаете мячик обратно мне. Готовы? (Ответы обучающихся) — Начинаем, слушайте внимательно. Педагог зачитывает 3 раза пары слов, каждый раз интонационно выделяя второе слово в каждой паре. — Корова – молоко. — Бумага – карандаш. — Огурец – помидор. — Ключ – замок. —Тарелка – ложка. — Краски – кисточка. — Школа – учитель. - Яблоко – банан. - Стол – стул. - Бабочка – пчела. - Заяц – медведь. - Круг – квадрат. — А сейчас я буду называть первое слово из пары и бросать мячик любому из вас, вы ловите его, называете второе слово из этой пары и бросаете мячик обратно мне. Готовы? (Ответы обучающихся) — Корова – … (педагог бросает мяч одному из обучающихся в кругу, обучающийся ловит мяч, называет слово: «Молоко», бросает мяч обратно педагогу). Педагог бросает мяч всем участникам игры по очереди, называет все первые слова из представленных обучающимся пар слов. Игра завершается, когда каждый участник игры назвал второе слово из 3 пар (педагог в течение игры спрашивает каждого участника 3 раза). — Отлично! Вы запомнили все слова! Мы потренировались запоминать разные слова, и у нас получилась замечательная игра! Комментарии: Если у обучающегося возникают трудности (не может вспомнить второе слово из пары слов), педагог оказывает помощь, задавая дополнительные вопросы: — … (имя обучающегося), вспомни, слова в каждой паре связаны между собой по смыслу. Первое слово в паре «корова». Какое слово может быть связано со словом «корова» по смыслу? (Ответ обучающегося: «Молоко», «телёнок», «животное» и т. д.) — Здорово! Как много слов ты назвал! Вспомни, пожалуйста, какое из них называла я? (Ответ обучающегося: «Молоко») — Молодец! Ты всё верно запомнил. Задание №4. Игра «Явления природы» Цель: формирование и развитие зрительной, слухоречевой памяти у обучающихся; формирование и развитие познавательных интересов у обучающихся. Материалы и оборудование:
Инструкция и порядок проведения игры: Педагог-психолог и обучающиеся стоят на ковре. — Ребята, сегодня мы с вами поиграем в интересную игру. Она называется «Явления природы». А какие вы знаете явления природы (Ответы обучающихся) — Молодцы, правильно! Многие явления природы вы знаете и видели. Это ветер, облака, дождь, снег, туман. Еще к погодным явлениям относятся грозы, бури и метели. А в определенных условиях иногда возникают так называемые стихийные бедствия – ураганы и торнадо, которые тоже относятся к явлениям природы. Еще погодными явлениями можно считать изменения температуры воздуха, крайними проявлениями которых являются жара и мороз. Сейчас мы повторим с вами, как выглядят некоторые явления природы. Я вам по очереди буду показывать изображения явлений природы, а ваша задача назвать, что это за явление природы и его запомнить. Педагог-психолог демонстрирует обучающимся изображения природных явлений (молния, туман, снегопад, радуга, облака, северное сияние). Ребята, что это за явление природы? (Педагог-психолог показывает обучающимся изображение молнии). (Ответы обучающихся) — Молодцы, правильно! Запоминайте, молния! Ребята, что это за явление природы? (Педагог-психолог показывает обучающимся изображение тумана). (Ответы обучающихся) — Молодцы, правильно! Запоминайте, снегопад! Ребята, что это за явление природы? (Педагог-психолог показывает обучающимся изображение радуги). (Ответы обучающихся) — Молодцы, правильно! Запоминайте, радуга! Ребята, что это за явление природы? (Педагог-психолог показывает обучающимся изображение облаков). (Ответы обучающихся) — Молодцы, правильно! Запоминайте, облака! Ребята, что это за явление природы? (Педагог-психолог показывает обучающимся изображение северного сияния). (Ответы обучающихся) — Молодцы, правильно! Запоминайте, северное сияние! Давайте ещё раз вместе повторим: молния, туман, снегопад, радуга, облака, северное сияние. (Педагог-психолог вместе с обучающимися повторяет названия явлений природы) — Молодцы, правильно! Сейчас я буду называть слова, как только вы услышите название явления природы, которое вы видели на картинках, вам нужно будет хлопнуть в ладоши. Вам понятны правила игры? (Ответы обучающихся) — Отлично, тогда начинаем играть. (Педагог-психолог проговаривает по очереди различные слова: стол, яблоко, ухо, молния (здесь обучающиеся должны хлопнуть в ладоши), тарелка, чайник, дерево, туман (здесь обучающиеся должны хлопнуть в ладоши), слива, фотоаппарат, виноград, водопад, огурец, кофта, стул, снегопад (здесь обучающиеся должны хлопнуть в ладоши), радуга (здесь обучающиеся должны хлопнуть в ладоши), таракан, муха, чай, небо, облака (здесь обучающиеся должны хлопнуть в ладоши), северное сияние (здесь обучающиеся должны хлопнуть в ладоши)) — Молодцы, здорово у вас получилось правильно вспомнить все природные явления и услышав их название, хлопнуть в ладоши. Давайте теперь проверим, все ли вы вспомнили природные явления, которые видели на картинках и запоминали. (Педагог-психолог снова демонстрирует обучающимся изображения всех природных явлений). Ребята, вам понравилось играть? (Ответы обучающихся) — Легко ли было вспоминать природные явления, которые вы видели на картинках? (Ответы обучающихся) — Молодцы! У вас отлично получилось запомнить и назвать все явления природы! Комментарии: Если обучающийся испытывает трудности в отгадывании того или иного природного явления, педагог-психолог может оказывать помощь, задавая наводящие вопросы или описывая особенности данного природного явления: — … (имя обучающегося), я вижу, тебе сложно угадать, что это за природное явление. Давай я тебе немного подскажу. Это природное явление появляется после дождя, когда светит солнце, оно раскрашено в семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый и называется оно... (Ответ обучающегося) — … (имя обучающегося), правильно, радуга, у тебя здорово получилось правильно назвать природное явление! Подведение итогов занятия: Какие задания были трудными для вас? Что понравилось вам больше всего? Спасибо за занятие. До свидания, ребята.
|