Использование игр и упражнений в развитии произвольного поведения детей с ОВЗ в ДОУ |
Развивающие занятия | |
Автор: Предеина Галина Сергеевна Шалимова Лариса Александровна Бажина Елена Викторовна Ауль Снежанна Викторовна | |
04.02.2025 19:29 | |
Использование игр и упражнений в развитии произвольного поведения детей с ОВЗ в ДОУ Многими психологами отмечается, что речевые нарушения сопровождаются отклонением в развитии многих сторон психики. Особенно следует отметить нарушение в развитии произвольности поведения, т.е. саморегуляции у детей с ОВЗ. Такие дети затрудняются в выполнении деятельности, требующей высокой сосредоточенности, им трудно концентрировать внимание. В общении нарушение саморегуляции приводит к вспыльчивости, импульсивности, повышенной раздражительности. Саморегуляция определяется как сознательная организация активности человека, направленная на преодоление внутренних трудностей, власть над собой, своими чувствами, действиями (в которой ребенок делает усилия, чтобы преодолевать свой страх «внутренний барьер»). Формирование саморегуляции не происходит стихийно, это процесс, который требует активности и осознанности ребенка. Даже когда дети играют самостоятельно в группе,
на улице или в подвижных играх в спортивном зале, управление своими действиями осуществляется большей частью не произвольно (через подражание, прямое копирование без достаточного понимания правильности своих движений). Контроль собственных движения требует от дошкольника умений:
Для этого необходимо включение ребенка с ОВЗ в систему специально организованных занятийкак в группе, так и по физическому воспитанию для развития саморегуляции. Важным методом данных занятий является разные виды игр и упражнений. Цель игрзаключаются в том, чтобы вызвать положительный эмоциональный настрой у воспитанников, устойчивый интерес к играм; совершенствовать навыки в играх со строгими правилами, развивать внутреннюю саморегуляцию через игры и упражнения. Цель физических упражнений заключается в том, чтобы вырабатывать осознанное отношение и любовь к выполнению упражнений, вырабатывать умение управлять своей деятельностью (как я это делаю?), формировать умения предвидеть последствия своих действий. Игра представляет собой универсальный вид, который оказывает влияние одновременно на двигательную и психическую сферу воспитанников. По содержанию игры подразделяются:
По двигательному содержанию игры делятся на: игры сбегом, прыжками, метанием и т.д., а также по степени физической нагрузке: большой, среднеё, малой подвижности. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме готовый сюжет или сказочный эпизод уже с твёрдо зафиксированными правилами. Например, в игре «Охотники и утки» выполнение правил сводится действием по сигналу: на один сигнал «утки» начинают плавать, на второй сигнал «охотник» выбивает плавающих «уток». Постепенно правила усложняются, и их количество увеличивается. Вводятся ограничения: убегать в рассыпную или в определённом направлении, пойманным «уткам» отходить в сторону или находиться на «суше», где находится «охотник». Например, к перечисленным видам подвижных игр можно отнести: Игра «Сова» Цель игры: Развитие произвольности. Процедура игры. Дети сами выбирают водящего — «сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». В течение «Дня» дети двигаются под музыку. Затем ведущий командует. «Ночь!», музыка прекращается, дети замирают, а «сова» открывает глаза и начинает ловить. Правила: Кто из играющих пошевелится или рассмеется, становится «совой». Звучит музыка Подвижная игра «Скучно, скучно так сидеть» Цель игры. Развитие раскованности, тренировка самоорганизации. Процедура игры. Вдоль одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны комнаты также стоят детские стульчики, но их число на 1 меньше количества детей. Дети садятся около первой стороны комнаты. Ведущий читает стишок: Скучно, скучно так сидеть. Друг на друга все глядеть; Не пора ли пробежаться, И местами поменяться? Как только ведущий кончает стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Правила: 1. Не разрешается детям начинать бег раньше, чем закончится стишок. 2. Запрещается ребенку толкать другого ребенка со стула, если первый занял его раньше второго. Игра «Слушай команду». Цель игры. Развитие способности к сосредоточению. Процедура игры. Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду (сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т. п.). Правила: 1. Команды даются только на выполнение спокойных движений. 2. Игра выполняется до тех пор, пока дети слушают педагога и контролируют себя. Несюжетные подвижные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению им цели, действия с предметами – мячом, обручем, гимнастической палкой, игрушкой и т.д. Это повышает интерес детей к игровой деятельности. Несюжетные игры подразделяются на игры перебежки, «ловишки», игры с элементами соревнования, несложные игры – эстафеты, игры с предметами. Основным условием внедрения игр и упражнений для развития саморегуляции детей с ОВЗ является свободное владение игровым материалом, а также владение педагогом методики педагогического руководства. Стремясь повысить интерес детей в ходе игры, как в групповой комнате таки и на физкультурных занятиях привлекаем внимание детей к её содержанию, объясняя правила игры, следим за точностью и правильностью выполнения задания или движений. Даются краткие указания, поддерживаем и регулируем эмоционально положительное настроение и взаимоотношение играющих, приучаем детей стремительно действовать в игровой ситуации, добиваться общей цели и при этом испытывать радость, как от игры, так и от заданных упражнений и заданий. Кроме подвижных игр, и упражнений, в свою работу включаем игры направленные на развитие внимания, игры с речевым сопровождением, на согласование речи с движением, на развитие быстроты двигательной реакции, координации движений, а также проводятся этюды (задания) на расслабление и сосредоточение. Основным условиям подбора игр является наличие правил, которые регулируют произвольность ребенка. Возникающие в игре неожиданные ситуации научают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные умения и навыки, способствуют развитию произвольного поведения, возможности управлять своим вниманием, а также формируют у дошкольников свободную двигательную активность, которая позволяет ребенку освобождаться от чувства тревожности, зажатости, страха. И только при постоянном, последовательном совершенствовании воспитанников через игры и упражнения, можно формировать навыки саморегуляции поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ.
|