Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игровая деятельность как средство развитие творческих способностей детей.
Развивающие занятия
Автор: Костюченко Людмила Ивановна Ящук Дарья Дмитриевна   
10.02.2025 15:35

Игровая деятельность как средство развитие творческих способностей детей.Игровая деятельность как средство развитие творческих способностей детей.

  • Костюченко Людмила Ивановна
  • Ящук Дарья Дмитриевна

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

 

Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения педагогов, родителей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления.

Насколько взрослый осознает собственную необходимость для развития ребенка в игре. Настолько позицию взрослого описывает характерный для современной педагогики "личностно – ориентированный" подход, в рамках которого игра дошкольников рассматривается не только как подготовка к "взрослой" жизни, но и как реальное творческое (так как для ребенка окружающий мир всегда в чем-то новый) приобретение социального опыта.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств:

  • способность видеть проблему там, где её не видят другие;
  • способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;
  • способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой
  • способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;
  • способность легко ассоциировать отдалённые понятия;
  • способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;
  • гибкость мышления;
  • способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;
  • способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;
  • творческое воображение;
  • способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. А это качество необходимо всячески развивать.

Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность.

Пятое условие ненавязчивая, доброжелательная помощь взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе- комфортное психологическая обстановка.

Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

Педагоги и родители должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям: 1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов. 2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, педагоги и родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов.

Развивающие игры – это большой потенциал для развития творческих способностей детей. Они, конечно, не могут заменить «железа» и «верстака с инструментами», не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям, это только одно из средств развития способностей. Там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры могут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.

Развивающие творческие игры позволяют каждому ребенку подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

Список литературы

  1. Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 1998.
  2. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М., 1957.
  4. Жуковская Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх // Дошкольное воспитание. – 1999. — №10. — с24
  5. Косенко Н. Т. Формирование творческой активности в игре. // Дошк. восп. — 1999. — №12.
  6. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. // Психологическая наука и образование. — М., 1996. — №3.
  7. Макаренко А. С. Игра. соч. — М., 1957. — т.IV. — С. 376.
  8. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре. // Дошкольное воспитание. – 2003. — №4. — С.18-23.
  9. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М., 1991. 25. Одаренные дети: пер. с англ. /общ. ред. Бурменской и Слуцкого. — М., 1991.
  10. Панов В. И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности. // Прикладная психология. – 1998. — №3. — С.33-48.
  11. Савенков Л. И. Детская одаренность в познавательной сфере. //Дошк. восп. — 1998. — №5-6. – С.14
  12. Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. – 1976. — №5.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 5 (367) выйдет
16 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год