Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развиваем творческие способности детей дошкольного возраста в креативной художественной среде»
Развивающие занятия
Автор: Астапенко Юлия Валерьевна, Скворцова Екатерина Владимировна   
10.02.2024 17:03

«Развиваем творческие способности детей дошкольного возраста в креативной художественной среде»«Развиваем творческие способности детей дошкольного возраста в креативной художественной среде»

  • Астапенко Юлия Валерьевна заместитель заведующего по ВМР
  • Скворцова Екатерина Владимировна воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ детский сад № 76

Почему нашим детям так нравится лепить, клеить, рисовать, конструировать?

Ответ прост: маленький человек ощущает себя Творцом и Преобразователем, а что может быть важнее этого ощущения?

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — утверждал В. А. Сухомлинский.

Приобщение детей к миру искусства, формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира, развитие любознательности, способности видеть красоту природы, любоваться ею, а также формирование первых технических навыков и умений в изобразительной деятельности происходит уже в младшем дошкольном возрасте. Огромное значение для полноценного развития личности имеет окружающая среда. Её наполняемость, функциональность, эстетичность. Ребенок дошкольник, большую часть времени проводит в детском саду. Соответственно среда детского сада должна быть развивающей.

 

Поэтому важным моментом в работе педагогов является создание развивающей среды, которая обеспечит единство различных форм организации изобразительной деятельности в детском саду.

В нашем детском саду с 2022 года стала создаваться Творческая креативная зона.

В этой зоне дети развивают творческие способности и свой творческий потенциал самостоятельно и под руководством педагогов, родителей. Все остальное рождается в процессе: радость от творчества, возможность игры с тем, что создаешь, гордость за то, что сотворил своими руками.

Создавая Творческую креативную зону, мы опирались на психолого-педагогические исследования В. В. Давыдова, Л. Б. Переверзева, Пелих и др., исходили из задач формирования художественно-творческих способностей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. С 2023 года содержание образовательной деятельности основывалось на основные направления работы федеральной образовательной программы дошкольного образования"

При создании Творческой креативной зоны были определены требования:

  • среда должна быть сменяемой, разнообразной и сложной, вариативной, динамичной. Она должна осуществлять всестороннее развитие личности дошкольника
  • среда должна быть взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит ребенку свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом
  • среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимым для развертывания деятельности компонентами
  • в создание среды надо активно включать детей, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания взаимодействия всех ее компонентов, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими. Активируя детей, привлекая их к созданию среды, необходимо учитывать их индивидуальные способности, предпочтения и склонности
  • необходимо постоянное обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики ее восприятия ребенком
  • предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо были доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.

Почему именно Творческая Креативная зона.

Креативность – это общая способность к творчеству, характеризующая личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.

На развитие способностей влияют два глобальных фактора: семья и образовательная среда. Креативность актуализируется только в том случае, если среда это позволяет. В развитии ребёнка художественная среда в детском саду выполняет самую главную функцию – функцию стимула, побуждающую ребёнка к самостоятельному решению, к активности действий. Наша творческая креативная зона определяет следующие функции:

  • Организующая функция – цель этой функции предложить ребёнку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
  • Воспитывающая функция – эта функция может состояться при условии целенаправленного внимания педагога на её реализацию.
  • Развивающая функция – это функция главная, ведущая.

Наша Творческая креативная зона размещена в холле детского сада и имеет несколько тематических центров оформления:

Первый центр – это специально оборудованное место с детскими столиками, стульчиками для художественной деятельности.

Также в этом центре имеются шкафчики, полочки для хранения различных материалов, настенное панно из ленточек для организации детских и детско – взрослых выставок.

В распоряжении детей есть различные материалы для воплощения своих творческих замыслов: художественный материал — пластилин, фломастеры, глина, фрески для рисования, цветная бумага, картон; материал для оформления поделок – бусинки, перышки, ленточки и др.

К центру имеется свободный доступ, в любое свободное время дети могут лепить, рисовать, вырезать, делать поделки из бумаги с родителями или организованно с педагогами.

Второй центр – носит характер познавательно – художественного направления. Здесь представлен «Музей одной картины», на мольберте на уровне глаз детей выставляется одна картина известного художника. К картине оформлен Q — код, по которому дети с помощью взрослых педагогов или родителей, рассматривая картину, могут послушать аудиозапись истории данной картины, рассказ про художника или послушать музыкальное произведение соответствующие теме картины и ее художественного замысла. Весь материал по сопровождению картины озвучен и подобран педагогами детского сада. В «Музей одной картины» подобраны репродукции картин в соответствии с Федеральной образовательной программы дошкольного образования:

от 4 до 5 лет

Иллюстрации, репродукции картин:

  • И.Е. Репин «Яблоки и листья»;
  • В.М. Васнецов «Снегурочка»;
  • В.А. Тропинин «Девочка с куклой»;
  • А.И. Бортников «Весна пришла»;
  • А.Н. Комаров «Наводнение»;
  • И.И. Левитан «Сирень»;
  • И.И. Машков «Рябинка», «Малинка».

от 5 до 6 лет

Иллюстрации, репродукции картин:

  • Ф.А. Васильев «Перед дождем»;
  • И.Е. Репин «Осенний букет»; А.А. Пластов «Первый снег»;
  • И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»;
  • Б.М. Кустодиев «Масленица»;
  • Ф.В. Сычков «Катание с горы зимой»;
  • И.И. Левитан «Березовая роща», «Зимой в лесу»;
  • Т.Н. Яблонская «Весна»;
  • В.Т. Тимофеев «Девочка с ягодами»;
  • И.И. Машков «Натюрморт. Фрукты на блюде»;
  • Ф.П. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»; И.Е. Репин «Стрекоза»;
  • В.М. Васнецов «Коверсамолет»

от 6 до 7 лет

Иллюстрации, репродукции картин:

  • И.И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники», «Стога», «Март», «Весна. Большая вода»;
  • В.М. Васнецов «Аленушка», «Богатыри», «Иван – царевич на Сером волке», «Гусляры»; Ф.А. Васильев «Перед дождем»;
  • В.Д. Поленов «Золотая осень»;
  • И.Ф. Хруцкий «Цветы и плоды»;
  • И.И. Шишкин, К.А. Савицкий «Утро в сосновом лесу»,
  • И.И. Шишкин «Рожь»;
  • А.И. Куинджи «Березовая роща»;
  • А.А. Пластов «Летом», «Сенокос»;
  • И.С. Остроухов «Золотая осень»,
  • З.Е. Серебрякова «За завтраком»;
  • В.А. Серов «Девочка с персиками»;
  • А.С. Степанов «Катание на Масленицу»;
  • И.Э. Грабарь «Зимнее утро»;
  • Ю.Кугач «Накануне праздника»;
  • А.К. Саврасов «Грачи прилетели», «Ранняя весна»;
  • К.Ф. Юон «Мартовское солнце»;
  • К.С. Петров – Водкин «Утренний натюрморт»;
  • К.Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы», «Портрет детей художника»;
  • И.И. Ершов «Ксения читает сказки куклам»;
  • М.А. Врубель «Царевна-Лебедь».

Также в этом центре оформляем разные познавательные материалы для детей и родителей: с наступлением зимы, была оформлена тематическая выставка «Картины с историей» на тему зимы известных художников, к каждой картине был разработан Q — код, по которому дети с помощью взрослых педагогов или родителей, рассматривая картину, могут послушать истории данной картины.

Перед новым годом была оформлена стена под названием «Человек, нарисовавший Новый год», здесь были представлены открытки автора целого мира забавных зверушек на легендарных советских открытках Владимира Ивановича Зарубина.

Третий центр нашей Творческой креативной зоны направлен на совместную деятельность детей и родителей. Именно совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает в семье особо теплую атмосферу.

В этом центре размещено большое панно, сделанное из крафтовой бумаги, задавая тему совместного творчества детей и родителей, будь это и «Зимняя сказка», «Открытка к юбилею детского», «Новогодний хоровод», «Мама – целый мир» и т.д. Мы через объявление в сообществе ВК приглашаем родителей и детей к совместному творчеству, предоставляя все необходимые художественные материалы.

Такая организованная предметно-пространственная среда в нашем детском учреждении имеет важное значение для формирования гармоничной личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении.

«Быть креативным, это значит – копать глубже,

смотреть лучше, исправлять ошибки,

беседовать с кошкой, нырять в глубину,

проходить сквозь стены, зажигать солнце,

строить замок на песке, приветствовать будущее»

П. Торренс

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год