Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Вицина Валентина Владимировна Константинова Екатерина Николаевна | |||
28.05.2025 07:24 | |||
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский «Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг» Иммануил Кант «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковые игры имеют большое значение для развития речи ребенка. Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и, в частности, от развития тонких движений его пальцев. Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием, а также с развитием речи ребенка.
Последнее объясняется довольно просто: в головном мозге ребёнка речевой и моторный центры находятся друг к другу очень близко. По этой причине стимуляция и развитие моторных навыков рук активизирует и речевой центр ребенка. Вот почему для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что в последнее время всё больше детей приходит в детский сад с задержкой речевого развития, а так мы знаем, что мелкая моторика развивается параллельно с речевыми центрами, то можно заметить, что именно пальчиковая гимнастика больше всего помогает ребенку, учиться говорить. ЧТО ТАКОЕ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: 1. Пальчиковая гимнастика — комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Основной ценностью пальчиковой гимнастики является то, что интеллект ребёнка при этом развивается самым естественным, здоровым образом. 2. Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело. Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и понимать ее, повышает речевую активность ребёнка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. В пальчиковых играх ребенок запоминает многое: положение пальцев, последовательность движений и простые, легкие к запоминанию стихи. Это отличное веселое упражнение для развития памяти малыша. Когда малыш сможет стихами сопровождать упражнения из пальчиковой гимнастики — это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. 3. Пальчиковая гимнастика учит ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Концентрация внимания и умение правильно его распределять является важным умением в развитии малыша. Произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи. 4. Пальчиковая гимнастика развивает фантазию, воображение и мышление. С помощью пальчиковых игр можно развивать фантазию и воображение ребенка. Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованы. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей. После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. У ребёнка развивается усидчивость, умение слушать, повышается речевая активность, развивается память. Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Пальцы помогают говорить: На самом деле, пальчиковая гимнастика, является одним из элементов развития мелкой моторики, которая включает в себя многообразие упражнений, включающих в себя тренировку пальцев. Упражнения по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6–7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук – поглаживать их, затем проделывать движения пальцами ребенка. Делать это надо ежедневно. С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Варианты упражнений для развития мелкой моторики:
Начиная с полутора лет детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Можно также использовать следующие виды деятельности:
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают игры с пальчиками. Наиболее распространенной игрой для детей раннего возраста является игра Особенности проведения пальчиковых игр. Пальчиковая гимнастика должна проводиться поэтапно, от простого к сложному, уровень сложности гимнастики должен соответствовать уровню развития ребенка. На результативность использования пальчиковой гимнастики сильно влияет эмоциональная и образная окраска упражнений. Различные упражнения можно объединять в один сюжет, при описании которого получается живой рассказ на какую-то тему, например: «Прогулка в лес». Детям совсем нетрудно самим придумать такие образы, да еще в движении, как улитка ползет, бабочка летает, трава колышется от ветра, прилетает птица, кормит их и т. д. Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Выполняются игры в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другой. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе совзрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Варианты пальчиковой гимнастики с детьми раннего возраста: Хочу представить несколько упражнений пальчиковой гимнастики, на самом деле разнообразие пальчиковых игр таково, что их можно объединять в блоки, по характерным признакам, т. е. на определенную тему своя пальчиковая игра. Я представлю лишь несколько, для понимания… Пальчик-мальчик. Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца - "Пальчик-мальчик, где ты был? - С этим братцем в лес ходил. - С этим братцем щи варил. - С этим братцем песни пел. - С этим — в дудочку дудел. Этот пальчик. Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. - Этот пальчик — дедушка - этот пальчик — бабушка - этот пальчик — матушка - этот пальчик — батюшка - Ну а этот пальчик — я. - Вот и вся моя семья. Пальчики. В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке. - Этот пальчик хочет спать. - Этот пальчик — прыг в кровать! - Этот пальчик прикорнул. - Этот пальчик уж заснул. - Встали пальчики. Ура! - В детский сад идти пора. Кошка. - Как у нашей кошки - Беленькие ножки - Мяконькие лапки - Ноготки — царапки. Ступаем "ножками" — пальчиками мягко, по-кошачьи. - Поцарапаем немножко - Не ребята мы, а кошки Солнышко: - Утро красное пришло - Солнце ясное взошло. - Стали лучики светить - Малых деток веселить. Пальчики разгибаются по одному - Прилетели тучки - Спрятались лучики. Пальчики прячутся в кулачок. Козел. - "Вот какой козел рогатый!" - Рожки делают ребята. - "Вот какие рожки - У козла Тимошки!" - Встрече Тимофей не рад - - Грозно смотрит на ребят. - "Уходите, вас не знаю: - Забодаю, забодаю!" Пальчиками изображаются козлиные рожки. Киска. - Киска ниточки мотала вращать руками, как бы наматывая нить на клубок - И клубочки продавала. вытянуть обе ладони вперед - Сколько стоит? - Три рубля. Покупайте у меня! показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони Лошадка.
выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками - Другой рукой я тоже рву. - Я травкой накормлю коня. вытянуть руки вперед - Вот сколько пальцев у меня! и повернуть ладонями вверх Дом
постукивать кулачками друг о друга - Дом построить я хочу. соединить кончики пальцев обеих рук
поднять выпрямленные ладони вверх - Буду жить я в доме том. похлопать ладонями. Капуста - Мы капусту рубим, рубим говорить ритмично, руками показывать как мы рубим капусту - Мы морковку трем, трем ручками показывать как мы трем морковку - Мы капусту солим, солим пальчики щепоткой-солим - Мы капусту мнем, мнем. ручками "мнем" капусту -В баночку кладем и пробуем гладим себя по животу, показываем как вкусно. Отдыхаем
имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой
встряхивать кистями - Рисовать опять начнем. снова имитировать рисование Прятки ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно - В прятки пальчики играли - И головки убирали - Вот так, вот так - И головки убирали Дождик - Дождик, дождик, поливай Указательным пальцем постукивать по ладони другой - Будет хлеба каравай образовать перед собой круг руками - Будут булки, будут сушки похлопывать поочередно одной ладонью другую - Будут вкусные ватрушки. соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг Вывод: Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
|