Интегрированное занятие по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Моя семья» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Смирнова Елена Викторовна Литорович Ольга Валериевна | |||
08.05.2025 18:20 | |||
Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников с понятием семьи и семейных ценностей. Формирование представлений у детей о семье, через организацию разных видов деятельности. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Словарная работа: семья, маленькая, большая, заботливая, дружная, трудолюбивая, веселая, добрая, крепкая, здоровая, старше, моложе. Оборудование: мольберты, экран с презентацией, мяч. Демонстрационный материал: Картины с изображением семьи, домик, кукла Даша. Раздаточный материал: Разрезные картинки с изображением членов семьи, картинки с изображением членов семьи и разных предметов, заготовки солнышек на каждого ребенка, лучики из бумаги, клей. Предшествующая работа по подготовке к занятию: оформлена группа, был изготовлен демонстративный материал, изучена литература по теме семья. Предварительная работа:
1. Вводная часть – 3 минуты. а) привлечение внимания детей к воспитателю; б) словесная дидактическая игра «Назови своё имя»; в) сюрпризный момент (появление персонажа, пазлы). 2. Основная часть – 15 минуты а) беседа о семье; б) рассматривание картинки с изображением семьи; в) дидактическая игра с детьми: «Чей предмет?»; г) физминутка «Семейная зарядка»; д) словесная игра с детьми «Скажи ласково»; е) аппликация «Солнышко». 3. Зключительная часть – 2 минуты а) обобщение воспитателя; б) анализ занятия; Ход занятия: Гости сидят на стульях в группе. Входят воспитатель с детьми. Воспитатель обращает внимание детей на присутствие гостей: Воспитатель: — Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Это ваши любимые мамы, папы и бабушки. Предлагаю вам поздороваться с гостями, так, как вы умеете это красиво делать… «Здравствуйте!». Давайте, мы им сегодня сделаем чудесный подарок, пусть они на нас посмотрят, полюбуются и узнают, чем мы тут занимаемся. (слайд 1) Воспитатель: Ну – ка дружно, встаньте в круг, Я – твой друг, и ты мой друг, Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. - Вы, ребятки, котятки? (Нет) Вы, ребятки, козлятки? (Нет) Вы, ребята, поросята? (Нет) А, кто вы? У вас, есть имя и фамилия? (Да) - А, ну-ка не молчите, и скорей их назовите (бросает мяч) (слайд 2) Дети: называют свое имя и фамилию Воспитатель: Все молодцы! Воспитатель: Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит… (слайд 3) Давайте его рассмотрим, повторяйте за мной! У дома есть крыша (Руки треугольником над головой) У дома есть окно (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник). У дома есть дверь (Ладони перед грудью) А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак). Кто его открыть бы смог? (Покружили скрещенными в замок пальцами) Тук – тук-тук, тук-тук-тук, открывайте – я ваш друг (Кулачком стучат по ладони) Воспитатель: Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук. (Воспитатель стучит в дверь дома, из него появляется кукла Даша). (слайд 4) Воспитатель: Здравствуй, Даша! Какой красивый у тебя дом! С кем ты живешь в нем? Даша: Здравствуйте. Я живу в этом доме со своей семьей. Соберите картинки и узнаете, кто живет со мной. Дети собирают пазлы и называют членов семьи: папа, мама, дедушка, бабушка, брат, сестра. Даша: Молодцы ребята, угадали. У меня есть папа, у меня есть мама, у меня есть дедушка, у меня есть бабушка, у меня есть братик и сестра, а у них есть я. Это вся моя семья. (слайд 5) Воспитатель: Ребята, что такое семья? Дети: (братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.) Воспитатель: Семья — это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. Семьи ребята бывают большие и маленькие. Маленькая семья, это папа, мама и ребенок. А если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья. Рассматривание картин на мольберте. Посмотрите, на этих картинках изображены семьи, определите, на какой картинке изображена большая? Маленькая? Из скольких членов семьи состоит большая семья? Маленькая? Воспитатель: Ты, знаешь Даша, у каждого из наших детей тоже есть семья! Правда, ребята? Дети: Да! Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Даше какие у нас семьи? Посадить детей на стулья Даша вручает ребенку кубик. Ребенок рассказывает о своей семье и передает кубик следующему. И так по очереди. (Опросить детей про семью) Воспитатель: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Как зовут твоих родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер? Чем занимается мама, папа, брат, сестра? Чем вы любите заниматься в выходные дни. Ребята, кто вы для мамы и папы? (дети) Мама для папы кто? (жена) А папа для мамы? (муж) Кто вы для бабушки и дедушки? (внуки) Ребята, в каждой семье есть вещи, которые принадлежат только кому – то одному. Давайте поможем Даше определить, кому принадлежат все эти предметы. (слайд 6) ИГРА «ЧЕЙ ПРЕДМЕТ?» На столе разложены карточки с изображением разных предметов и карточки с изображением членов семьи. Дети по очереди берут карточку с предметом и определяют, кому он принадлежит. Воспитатель: Ребята, семья должна быть не только дружной, весёлой, но и здоровой. А для этого нужно делать зарядку. (слайд 7) Физминутка «Семейная зарядка» Осенью, весною, летом и зимой. Мы во двор выходим Дружною семьёй (маршируют на месте) Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку (взявшись за руки, образуют круг) Мама руки поднимает (руки вверх и вниз) Папа бодро приседает (приседания) Повороты вправо- влево Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом) А я сам бегу трусцой И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны) Молодцы. Хорошо отдохнули. Воспитатель: — Все должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек. - И никогда их не огорчать. Давайте расскажем Даше, как нужно ласково называть членов семьи. (слайд 8) ИГРА «СКАЖИ ЛАСКОВО» (с мячом) Дочь – доченька, дочурка Сын – сынок, сыночек Папа – папочка, папенька, папуля Мама – мамочка, мамуля. Дед – дедушка, дедуля Бабушка – бабуля, бабулечка. Сестра – сестренка Брат — братишка Внук – внучок Внучка – внученька Воспитатель: Молодцы, ребята!!! - Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных. (слайд 9) Воспитатель: Ребята, я рада, что у каждого из вас есть семья, где вас любят, ждут, заботятся. Семья, как солнышко, согревает всех своим теплом. И всем становится уютно и радостно. Но посмотрите, на наших солнышках нет лучиков. Давайте вместе подарим солнышкам лучики. Дети приклеивают лучики к своим солнышкам. Воспитатель: Молодцы! Какие красивые солнышки у вас получились. Давайте подарим их своим родителям, чтобы у вас в семье всегда было тепло и радостно. Дети дарят солнышки родителям. Итог занятия: - Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (о семье) - Что такое семья? (папа, мама, бабушка… и т. д.) - Какие семьи бывают? (большие и маленькие) Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. За то, что вы так старались, Даша приготовила вам подарки (всем детям раздаю угощение). Прежде чем попрощаться с гостями я хочу вам пожелать, чтобы в ваших семьях всегда были мир, дружба, уважение, любовь. Спасибо за внимание!
|