Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы».
Развитие речи у детей
Автор: Тяпушина Ольга Николаевна   
08.05.2025 06:55

«Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы».«Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы».

Учитель-логопед Тяпушина Ольга Николаевна МАДОУ «Детский сад №130» г.Череповца Вологодской области

В связи появлением в мире новых технологий, речь современного человека становится скудной, невыразительной, торопливой. Образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. Между тем, овладение связной речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение. Обследование связной речи показало, что у детей нарушена связность и последовательность изложения, отмечаются смысловые и лексико-грамматические ошибки, неумение подбирать нужные слова, придумывать новые сюжеты, использовать собственный опыт при составлении творческих рассказов. В рассказах детей преобладают простые перечисления предметов или действий, тексты составляются по наводящим вопросам педагога. Особенно сложным видом связного высказывания для детей является творческое рассказывание. Творческие рассказы — это рассказы о вымышленных событиях, составляются детьми при опоре на воображение.

 

Скачать конспект

Игровая деятельность — наиболее доступный ребенку способ переработки и выражения впечатлений и знаний. Одним из эффективных средств развития связной речи может стать игра в друдлы, главная цель, которой: развивать умение видеть необычное в обычном и уметь рассказывать об этом.

Английское слово «друдлы» обозначает каракули, рисунок, загадка. Друдлы – это загадка- головоломка. Рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое. Друдлы желательно рисовать черным карандашом или фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развитиявоображения и фантазии. Задача сводится к тому, чтобы увидеть в кляксе самые разные предметы. Единственного правильного ответа нет. Чем больше креативных подписей, тем лучше. И не обязательно ответ должен быть реалистичным. Ему достаточно быть забавным, интересным и немного похожим на то, что изображено на рисунке. Самая главная цель: «Учиться видеть необычное в обычном».

Данная техника при описании не предполагает односложных ответов типа «Да или нет». Здесь ребёнок просто вынужден рассказать о рисунке так, чтобы раскрыть суть того, что он увидел в этой картине. Если заниматься друдлами в паре с ребенком без общения просто не обойтись. Поэтому друдлы хороши для развития диалогического общения, когда ребёнок рисует, он думает и проговаривает то, что рисует. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?». Ребенок отвечает, проговаривает слова, звуки.

Работа в данном направлении осуществлялась в несколько этапов.

  1. Подготовительная работа. Игры на развитие воображения: «Чудо фигуры», «Чудесные насекомые», «На что похожи облака?», «Кляксы».
  2. Знакомство с друдлами. Игры «Перевертыши», «Волшебные линии», «Подарки для куклы», «На что похожи пробки?» «Придумай свои друдлы».
  3. Развитие фразовой речи. Игра «О чем говорят друдлы»
  4. Составление творческого рассказа. Игра «Дорисуй и придумай историю» ( «Волшебный лес», «Я путешественник», «Мир животных», «Космос» и др.)
  5. Подготовительная работа.

Цель: самостоятельное создание новых образов и накопление словаря детей.

Игра «Чудо фигуры».

Детям предлагается лист бумаги с несколькими одинаковыми геометриче-скими фигурами (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники).

Задание. Превратить (дорисовать) фигуры в картинки.

Рис. 1

Игра «Чудесные насекомые».

Детям предлагается лист бумаги с разными фигурами.

Задание. Превратить (дорисовать) геометрические фигуры в разных насе-комых, можно придумать своих насекомых и дать им название.

Рис. 2

2. Знакомство с друдлами.

Цель: использование накопленного опыта для создания новых образов.

Игра «Перевертыши» (ДРУДЛЫ).

Детям предлагаются карточки-друдлы (12 штук).

Задание. Выберите карточку с изображением друдла. Рассмотрите ее, пово-рачивайте любой стороной и называйте вариант ответа, передавайте карточку по кругу другому игроку. Каждый игрок дает свой ответ, что он увидел в данном изображении. Задача дать как можно больше оригинальных ответов. Выигрывает тот, кто последним назвал свое видение рисунка.

Рис. 3

Например: Друдл — круг на палочке. Ответы детей: ракетка, дорожный знак, мороженое, чупа-чупс, зеркало, человек, танк, чашка с ручкой, сковорода.

Игра «Волшебные линии».

Детям предлагается лист бумаги с разными линиями.

Задание. Преврати линии в предметы. Линии можно переворачивать любой стороной.

Рис. 4

Игра «Придумай свои друдлы».

Детям предлагается чистые листы бумаги.

Задание. Самостоятельно придумать и нарисовать друдл, а другие участники игры должны подобрать разные ответы.

Рис. 5

Например: Друдл — палочка и полукруг. Ответы детей: нора, шляпа, солнце заходит за тучу, зонтик, пирожок на тарелке, язык, ухо, мячик в ямке.

3. Развитие фразовой речи.

Цель: развитие воображения и фразовой речи.

Игра «О чем говорят друдлы?»

Детям предлагается набор карточек — друдл.

Задание. Необходимо выбрать 2–3 друдлы и придумать предложение.

Например:

Рис. 6

4. Составление творческого рассказа.

Цель: развитие взаимосвязи между воображением и связной речью.

Игра: «Дорисуй и придумай свою историю»

Цель: развитие взаимосвязи между воображением и связной речью.

Вариант 1. Дети самостоятельно подбирают несколько друдлов и выклады-вают их в определенной последовательности, а затем придумывают по ним не-большой рассказ. Можно предложить тему: космос, волшебный лес, мир жи-вотных, путешествие и др.

Пример набора карточек с друдлами для составления рассказа.

Рис. 7

Пример рассказа: На столе лежали сосиски. Прибежал кот и утащил со-сиски. Пришла бабушка и увидела, что кот съел сосиски. Она заругала кота- воришку. Кот испугался и спрятался за шкаф.

Вариант 2. Детям предлагается лист бумаги с друдлами, изображенными в разных местах листа. Лист с друдлами можно переворачивать в любую сторону.

Задание. Рассмотреть друдлы, связать их одной темой, дорисовать до сю-жетной картинки. Придумать рассказ.

Можно предложить темы: «Волшебный лес», «Я путешественник», «Мир животных», «Космос» и др.

Рис. 8

Для детей с тяжелыми нарушениями речи на начальном этапе используются несложные друдлы. Но как показала практика, детям было очень интересно, и они успешно включились в процесс освоения техники «друдлы», а также активно использовали ее на других видах связной речи (например, при составлении рассказа по сюжетным картинам). На каждом последующем занятии детям предлагались более сложные друдлы, и вариантов видения образа картинки было все больше и больше.

Таким образом, техника друдлы способствует развитию образного мышления, развивает воображение, креативное мышление; творческие способности; учит мыслить не стандартно. Дети без затруднения подбирают нужные слова, достаточно точно отражают содержание картинок. Рассказы дети составляют самостоятельно или с незначительной помощью, придумывают новые сюжеты, используют творческое воображение, соблюдают связность и последовательность изложения.

Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно, видеть привычные объекты и наделять их невероятными способностями.

Друдлы — одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.

В заключение хочу отметить – учитесь у детей иногда быть детьми. Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире- «Учитесь видеть необычное в обычном».

Литература:

  1. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: «Мозаика-Синтез», 2007.
  2. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М., 1999.
  3. Интернет ресурсыhttps://www. shtampik. com/photo/dorisuy-figuru-dlya-doshkolnikov/ Методика «Дорисовывание фигур» О. Дьяченко
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 16 (378) выйдет
8 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год