«Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Тяпушина Ольга Николаевна | |||
08.05.2025 06:55 | |||
Учитель-логопед Тяпушина Ольга Николаевна МАДОУ «Детский сад №130» г.Череповца Вологодской области В связи появлением в мире новых технологий, речь современного человека становится скудной, невыразительной, торопливой. Образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. Между тем, овладение связной речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение. Обследование связной речи показало, что у детей нарушена связность и последовательность изложения, отмечаются смысловые и лексико-грамматические ошибки, неумение подбирать нужные слова, придумывать новые сюжеты, использовать собственный опыт при составлении творческих рассказов. В рассказах детей преобладают простые перечисления предметов или действий, тексты составляются по наводящим вопросам педагога. Особенно сложным видом связного высказывания для детей является творческое рассказывание. Творческие рассказы — это рассказы о вымышленных событиях, составляются детьми при опоре на воображение.
Игровая деятельность — наиболее доступный ребенку способ переработки и выражения впечатлений и знаний. Одним из эффективных средств развития связной речи может стать игра в друдлы, главная цель, которой: развивать умение видеть необычное в обычном и уметь рассказывать об этом. Английское слово «друдлы» обозначает каракули, рисунок, загадка. Друдлы – это загадка- головоломка. Рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое. Друдлы желательно рисовать черным карандашом или фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развитиявоображения и фантазии. Задача сводится к тому, чтобы увидеть в кляксе самые разные предметы. Единственного правильного ответа нет. Чем больше креативных подписей, тем лучше. И не обязательно ответ должен быть реалистичным. Ему достаточно быть забавным, интересным и немного похожим на то, что изображено на рисунке. Самая главная цель: «Учиться видеть необычное в обычном». Данная техника при описании не предполагает односложных ответов типа «Да или нет». Здесь ребёнок просто вынужден рассказать о рисунке так, чтобы раскрыть суть того, что он увидел в этой картине. Если заниматься друдлами в паре с ребенком без общения просто не обойтись. Поэтому друдлы хороши для развития диалогического общения, когда ребёнок рисует, он думает и проговаривает то, что рисует. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?». Ребенок отвечает, проговаривает слова, звуки. Работа в данном направлении осуществлялась в несколько этапов.
Цель: самостоятельное создание новых образов и накопление словаря детей. Игра «Чудо фигуры». Детям предлагается лист бумаги с несколькими одинаковыми геометриче-скими фигурами (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники). Задание. Превратить (дорисовать) фигуры в картинки. Рис. 1 Игра «Чудесные насекомые». Детям предлагается лист бумаги с разными фигурами. Задание. Превратить (дорисовать) геометрические фигуры в разных насе-комых, можно придумать своих насекомых и дать им название. Рис. 2 2. Знакомство с друдлами. Цель: использование накопленного опыта для создания новых образов. Игра «Перевертыши» (ДРУДЛЫ). Детям предлагаются карточки-друдлы (12 штук). Задание. Выберите карточку с изображением друдла. Рассмотрите ее, пово-рачивайте любой стороной и называйте вариант ответа, передавайте карточку по кругу другому игроку. Каждый игрок дает свой ответ, что он увидел в данном изображении. Задача дать как можно больше оригинальных ответов. Выигрывает тот, кто последним назвал свое видение рисунка. Рис. 3 Например: Друдл — круг на палочке. Ответы детей: ракетка, дорожный знак, мороженое, чупа-чупс, зеркало, человек, танк, чашка с ручкой, сковорода. Игра «Волшебные линии». Детям предлагается лист бумаги с разными линиями. Задание. Преврати линии в предметы. Линии можно переворачивать любой стороной. Рис. 4 Игра «Придумай свои друдлы». Детям предлагается чистые листы бумаги. Задание. Самостоятельно придумать и нарисовать друдл, а другие участники игры должны подобрать разные ответы. Рис. 5 Например: Друдл — палочка и полукруг. Ответы детей: нора, шляпа, солнце заходит за тучу, зонтик, пирожок на тарелке, язык, ухо, мячик в ямке. 3. Развитие фразовой речи. Цель: развитие воображения и фразовой речи. Игра «О чем говорят друдлы?» Детям предлагается набор карточек — друдл. Задание. Необходимо выбрать 2–3 друдлы и придумать предложение. Например: Рис. 6 4. Составление творческого рассказа. Цель: развитие взаимосвязи между воображением и связной речью. Игра: «Дорисуй и придумай свою историю» Цель: развитие взаимосвязи между воображением и связной речью. Вариант 1. Дети самостоятельно подбирают несколько друдлов и выклады-вают их в определенной последовательности, а затем придумывают по ним не-большой рассказ. Можно предложить тему: космос, волшебный лес, мир жи-вотных, путешествие и др. Пример набора карточек с друдлами для составления рассказа. Рис. 7 Пример рассказа: На столе лежали сосиски. Прибежал кот и утащил со-сиски. Пришла бабушка и увидела, что кот съел сосиски. Она заругала кота- воришку. Кот испугался и спрятался за шкаф. Вариант 2. Детям предлагается лист бумаги с друдлами, изображенными в разных местах листа. Лист с друдлами можно переворачивать в любую сторону. Задание. Рассмотреть друдлы, связать их одной темой, дорисовать до сю-жетной картинки. Придумать рассказ. Можно предложить темы: «Волшебный лес», «Я путешественник», «Мир животных», «Космос» и др. Рис. 8 Для детей с тяжелыми нарушениями речи на начальном этапе используются несложные друдлы. Но как показала практика, детям было очень интересно, и они успешно включились в процесс освоения техники «друдлы», а также активно использовали ее на других видах связной речи (например, при составлении рассказа по сюжетным картинам). На каждом последующем занятии детям предлагались более сложные друдлы, и вариантов видения образа картинки было все больше и больше. Таким образом, техника друдлы способствует развитию образного мышления, развивает воображение, креативное мышление; творческие способности; учит мыслить не стандартно. Дети без затруднения подбирают нужные слова, достаточно точно отражают содержание картинок. Рассказы дети составляют самостоятельно или с незначительной помощью, придумывают новые сюжеты, используют творческое воображение, соблюдают связность и последовательность изложения. Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно, видеть привычные объекты и наделять их невероятными способностями. Друдлы — одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться. В заключение хочу отметить – учитесь у детей иногда быть детьми. Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире- «Учитесь видеть необычное в обычном». Литература:
|