Картинно-графические схемы — как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Марычева Ольга Ивановна | |||
30.01.2025 09:48 | |||
Картинно-графические схемы — как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, а также практическое его применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ученик может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно, полно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества. Особенно актуальной проблема развития связной речи становится по отношению к детям с задержкой психического развития, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. Дети с задержкой психического развития довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов. Речевую деятельность детей с задержкой психического развития отличает ряд особенностей:
Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. При пересказе текстов дети с ЗПР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Высказывания детей с задержкой психического развития нецеленаправленны, обычно они используют примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою мысль. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. При составлении предложений по опорным словам у некоторых детей появляются недочеты в грамматическом оформлении речи. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на несформированность внутреннего речевого программирования (плана высказывания) и грамматического оформления речи. Сложноподчиненные предложения, которые составляют некоторые дети с проблемами в развитии, очень пространны, иногда состоят из двадцати слов. Создается впечатление, что ребенок, начав высказывание, не может его закончить. Анализ высказываний детей со стороны словоупотреблений показал, что для рассказов детей с задержкой психического развития характерно увеличение доли существительных, местоимений, наречий, служебных слов. В процессе актуализации связной речи дошкольники с задержкой психического развития нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке. Более лёгкой для усвоения является ситуативная речь, то есть с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию. Существует ряд методик по развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Одна из них — картинно- графические схемы. Данный прием хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми с ЗПР, который существенно активизирует связную речь старших дошкольников. Важно научить детей с ЗПР овладеть умением строить свои устные высказывания развернуто, логично и выразительно. Дети должны научиться рассуждать, излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно – следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения. Эффективным средством для реализации этих целей служит использование картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчетливых и правильных представлений и связей об изучаемых предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей. С помощью использования картинно-графических схем ребенок учится отвечать на вопросы с опорой на наглядность (картинно- графические схемы), связно, последовательно и логично излагает свои мысли, умеет составлять рассказы из личного опыта и сочинять короткие сказки, умеет вести диалог в паре со взрослым или с ребенком. В работе по развитию связной речи по уровню сложности можно выделить четыре этапа. 1 этап- составление предложений из двух слов с опорой на картинно- графическую схему. Цель первого этапа – научить ребёнка составлять по предложенной схеме-модели предложения и предметным картинкам простое двусоставное предложение. Например, утка летит; утки летят. 2 этап — составление предложений из трех слов без предлогов с опорой на картинно- графическую схему. Цель второго этапа работы – научить ребёнка составлять предложения из трёх слов без предлогов по предложенной схеме–модели предложения и предметным картинкам. Например, мама шьёт майку. 3 этап- составление предложений из четырех слов с опорой на картинно- графическую схему. Цель третьего этапа работы – научить ребёнка составлять предложения из четырёх слов без предлогов по графической схеме-модели и предметным картинкам. На занятиях последовательно составляются и отрабатываются предложения, например, папа режет хлеб ножом. 4 этап- составление предложений из четырех слов с простыми предлогами с опорой на картинно- графическую схему. Цель четвёртого этапа – научить ребёнка составлять по предложенной схеме- модели предложения, карточкам с графическим изображением предлогов и предметным картинкам простое предложение из четырёх слов с различными простыми предлогами. Например, мяч лежит под стулом. Предметно-графическая схема помогает детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Одновременно ребёнок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте. Кроме того, на четвертом этапе делается упор на развитии памяти через:
- составление описательных рассказов (о фруктах, об овощах, об игрушках и т.д.). Используя картинно- графические схемы в занятиях по развитию речи отмечается высокая эффективность применения схем. Дети с интересом учатся составлять предложения с опорой на наглядность, данный способ облегчает работу по развитию речи у детей с ЗПР. Дети отвечают на вопросы с опорой на наглядность, умеют связно, последовательно и логично излагать свои мысли, умеют составлять рассказы из личного опыта и сочинять короткие сказки, умеют вести диалог в паре со взрослым или с ребенком.
|