Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Картинно-графические схемы — как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Развитие речи у детей
Автор: Марычева Ольга Ивановна   
30.01.2025 09:48

Картинно-графические схемы — как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.Картинно-графические схемы — как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, а также практическое его применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

 

Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ученик может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно, полно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества.

Особенно актуальной проблема развития связной речи становится по отношению к детям с задержкой психического развития, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. Дети с задержкой психического развития довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов.

Речевую деятельность детей с задержкой психического развития отличает ряд особенностей:

  • использование в речи слов без понимания и смысла, неполноценность не только спонтанной речи, но и отраженной;
  • несформированность грамматического строя речи;
  • недостаточность словообразовательных процессов.

Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. При пересказе текстов дети с ЗПР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Высказывания детей с задержкой психического развития нецеленаправленны, обычно они используют примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою мысль. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. При составлении предложений по опорным словам у некоторых детей появляются недочеты в грамматическом оформлении речи. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на несформированность внутреннего речевого программирования (плана высказывания) и грамматического оформления речи. Сложноподчиненные предложения, которые составляют некоторые дети с проблемами в развитии, очень пространны, иногда состоят из двадцати слов. Создается впечатление, что ребенок, начав высказывание, не может его закончить. Анализ высказываний детей со стороны словоупотреблений показал, что для рассказов детей с задержкой психического развития характерно увеличение доли существительных, местоимений, наречий, служебных слов.

В процессе актуализации связной речи дошкольники с задержкой психического развития нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке. Более лёгкой для усвоения является ситуативная речь, то есть с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию.

Существует ряд методик по развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Одна из них — картинно- графические схемы. Данный прием хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми с ЗПР, который существенно активизирует связную речь старших дошкольников.

Важно научить детей с ЗПР овладеть умением строить свои устные высказывания развернуто, логично и выразительно. Дети должны научиться рассуждать, излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно – следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения.

Эффективным средством для реализации этих целей служит использование картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчетливых и правильных представлений и связей об изучаемых предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей.

С помощью использования картинно-графических схем ребенок учится отвечать на вопросы с опорой на наглядность (картинно- графические схемы), связно, последовательно и логично излагает свои мысли, умеет составлять рассказы из личного опыта и сочинять короткие сказки, умеет вести диалог в паре со взрослым или с ребенком.

В работе по развитию связной речи по уровню сложности можно выделить четыре этапа.

1 этап- составление предложений из двух слов с опорой на картинно- графическую схему.

Цель первого этапа – научить ребёнка составлять по предложенной схеме-модели предложения и предметным картинкам простое двусоставное предложение. Например, утка летит; утки летят.

2 этап — составление предложений из трех слов без предлогов с опорой на картинно- графическую схему.

Цель второго этапа работы – научить ребёнка составлять предложения из трёх слов без предлогов по предложенной схеме–модели предложения и предметным картинкам. Например, мама шьёт майку.

3 этап- составление предложений из четырех слов с опорой на картинно- графическую схему.

Цель третьего этапа работы – научить ребёнка составлять предложения из четырёх слов без предлогов по графической схеме-модели и предметным картинкам. На занятиях последовательно составляются и отрабатываются предложения, например, папа режет хлеб ножом.

4 этап- составление предложений из четырех слов с простыми предлогами с опорой на картинно- графическую схему.

Цель четвёртого этапа – научить ребёнка составлять по предложенной схеме- модели предложения, карточкам с графическим изображением предлогов и предметным картинкам простое предложение из четырёх слов с различными простыми предлогами. Например, мяч лежит под стулом.

Предметно-графическая схема помогает детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Одновременно ребёнок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте.

Кроме того, на четвертом этапе делается упор на развитии памяти через:

  • заучивание и рассказывание стихов с помощью картинно- графических схем

- составление описательных рассказов (о фруктах, об овощах, об игрушках и т.д.).

Используя картинно- графические схемы в занятиях по развитию речи отмечается высокая эффективность применения схем. Дети с интересом учатся составлять предложения с опорой на наглядность, данный способ облегчает работу по развитию речи у детей с ЗПР.

Дети отвечают на вопросы с опорой на наглядность, умеют связно, последовательно и логично излагать свои мысли, умеют составлять рассказы из личного опыта и сочинять короткие сказки, умеют вести диалог в паре со взрослым или с ребенком.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 3 (365) выйдет
2 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год