Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи у детей
Автор: Шакирова Лиана Юрьевна Борисова Елена Викторовна Фёдорова Виктория Вячеславовна Бикмухаметова Альбина Ришатовна Гарипова Лилия Раисовна   
29.01.2025 21:54

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возрастаФормирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность

  • 80% детей имеют недостатки речевого развития разного происхождения и характера.
  • Занятость родителей, дефицит общения с ребенком, замена живого общения «родитель – ребенок» на «компьютер – ребенок», привело к тому, что большой процент детей дошкольного возраста не умеют общаться, и их словарный запас очень беден.
  • Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.

Развитие речи идет в нескольких направлениях:

 

скачать презентацию

совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройкой психических процессов, орудием мышления.

Проблема проекта

  • Ребенок старшего дошкольного возраста имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов.
  • Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов.
  • Появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп – звезд, героев боевиков, телевизионной программы, третьесортных мультфильмов.

Company Logo

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

ОБЕСПЕЧИТЬ СВОЕВРЕМЕННОЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ, ПОЗНАНИЯ, САМОВЫРАЖЕНИЯ РЕБЕНКА, СТАНОВЛЕНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ожидаемые результаты проекта

  1. Повысить уровень разговорной речи дошкольников.
  2. Создать в группе соответствующее дошкольному возрасту речевое окружение.
  3. Осуществление тесного взаимодействия с семьями воспитанников по вопросу развития связной речи детей в ходе совместной подготовки к школьному обучению.
  4. Создание в ДОУ и дома условий, способствующих развитию грамматически правильно оформленной связной речи.
  5. Свободное владение дошкольником родным языком.
  6. Сохранение здоровья ребенка.

Сроки реализации проекта. (15. 10. 2024 – 15. 05. 25)

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

  1. Разработать цикл мероприятий по теме.
  2. Подобрать художественную литературу.
  3. Сделать настольные дидактические игры.
  4. Сделать схемы и таблицы.
  5. Подготовить наглядный материал: сюжетные и предметные картинки.

МЕСЯЦ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СЕНТЯБРЬ Дид. игры: «Угадай по описанию»;

«Домашние птицы»; «Ты — мне, я – тебе». Подвижные игры: «Один – много»; «Ловишки».

Работа с родителями: анкетирование на тему «Правильно ли говорит ваш ребенок?» Сюжетно — ролевая игра:

«Парикмахерская», «Магазин»» (Цель: учить называть слова, относящиеся к этой теме) Автоматизация звуков р, щ, с. Цель — учить детей подбирать и называть слова с данными звуками в начале, в середине, в конце.

Рассказ по сюжетной картинке.

ОКТЯБРЬ Дид. игры: «пятый лишний»; «Продолжи ряд»; «Скажи, кто квакает?»

Подвижные игры: «Воробушки и кот»; «Море волнуется…» Работа с родителями:

Беседа о важности проблемы развития речи детей. Сюжетно – ролевая игра:

«Больница»; «Стройка»» (Цель: учить называть слова, относящиеся к этой теме) Автоматизация звуков ш, ц, з. Цель — учить детей подбирать и называть слова с данными звуками в начале, в середине, в конце.

Рассказ о себе.

НОЯБРЬ Дид. игры: «Скажи, что по-другому?»; «Что делает?».

Подвижные игры: «Колонна»; «Охотники и зайцы».

Работа с родителями: памятка для родителей: «Упражнения для развития связной речи». Сюжетно – ролевая игра: «Почта»; «Огород» (Цель: учить называть слова, относящиеся к этой теме) Автоматизация звуков б, п, в, ф Цель — учить детей подбирать и называть слова с данными звуками в начале, в середине, в конце.

Составление предложений по трем словам (мальчик, гулять, парк).

ДЕКАБРЬ Дид. игры: «На кого похож?»; «Скажи, кто мяукает?».

Подвижные игры: «догони меня!»; «Море волнуется…»

Работа с родителями:

Беседа о достигнутом результате. Сюжетно – ролевая игра: «

Магазин игрушек», «Зоопарк» (Цель: учить называть слова, относящиеся к этой теме) Автоматизация звуков ц, ч, д, т. Цель — учить детей подбирать и называть слова с данными звуками в начале, в середине, в конце. Рассказ по памяти.

Проговаривание скороговорок

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Пример анкеты для родителей:

- Ф. И., год рождения ребенка.

- Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?

а) читаем очень много, постоянно; б) читаем, но редко; в) не читаем.

- Какие сказки, стихи, рассказы вы читаете ребенку?

- Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?

а) любит и подолгу слушает; б) когда как; в) не любит.

- Что больше нравиться вашему ребенку сказки, стихи, рассказы?

а) сказки; б) стихи; в) рассказы.

- После чтения рассказа или сказки может ли ребёнок ее рассказать?

а) да, рассказывает как ему читали;

б) рассказывает, но на свой лад;

в) частично рассказывает сказку;

г) не рассказывает.

- Есть ли у ребенка потребность к творчеству?

а) есть; б) проявляется, но изредка; в) очень редко.

- Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?

а) да (перечислить); б) нет.

- Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?

- Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка?

- Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая).

- Задает ли вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?

- Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?

- В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).

- Может объяснить, как пользоваться тем или иным предметом?

- Отвечает на вопросы, начинающиеся словами «когда» и «почему»?

- Грамотно строит предложения? Может интересно рассказать о своих впечатлениях?

- Рассказывает истории, которые легко понять, т.е. соблюдена структура рассказа начало, середина, конец?

- Участвует в длительных и подробных беседах?

- В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?

- Компетентны ли вы в вопросах формирования у детей дошкольного возраста правильной речи или вам необходима помощь наших педагогов?

- Какая форма педагогической помощи вас бы устроила? (собрания, консультации, открытые занятия, индивидуальные беседы, наглядная агитация)?

- Устраивает ли вас работа дошкольного учреждения по данному вопросу?

- Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании, консультации? — Ваши замечания, предложения, пожелания.

Формы речевого высказывания Оценка результатов

хорошо Удовл. Неудовл.

пересказ 80% 15% 5%

Рассказ по сюжетной картинке 35% 50% 15%

Рассказы по памяти 25% 45% 30%

Дидактическая игра «Угадай по описанию».

Цель: упражнять детей в составлении и отгадывании описательных загадок о предметах, изображённых на картинках. Развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы. Воспитывать внимание, наблюдательность, умение действовать в группе, интерес к дидактическим играм.

Подвижная игра «Море волнуется раз…»

Цель: развитие внимания, умения реагировать на сигнал, развитие речи.

Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская».

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

Автоматизация звуков.

Цель — учить детей подбирать и называть слова с данными звуками в начале, в середине, в конце.

Скороговорки.

Цель – это развить речевой аппарат детей, усовершенствовать речь, сделать ее четкой, понятной, а также выразительной. В процессе разучивания скороговорки ребенок научится относиться к своей речи осмысленно, станет взвешивать каждое слово, понимать и запоминать значение слов. К тому же, благодаря этим милым стишкам, малыш научится не только говорить, но и слушать. От того, насколько умело ребенок владеет своей речью, зависят его успехи в учебе, особенно его грамотное письмо и устная речь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мой проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и предполагает активное совместное участие детей и родителей в проекте. Местом реализации проекта является детское дошкольное учреждение и семья. Поставленная мною цель – поднятие уровня разговорной речи у дошкольников, формирование правильной хорошей устной речи должна быть выполнена. Дети должны стать в группе более раскрепощенными, общительными, общительными, легче должны начать идти на контакт со своими сверстниками и взрослыми, должен повыситься общий уровень речевого развития детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада: Мозаика – Синтез, 2013.
  2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981.
  3. Выготский А. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996.
  4. Клетковкина Т. П. Институт развития образования Кировской области, г. Киров, Россия.
  5. Алексеева М., Яшина В. Методика развития речи и обучения родного языка дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия», 2000
  6. Тагаева Е. Ю., Савицкая Л. А. Речевое развитие дошкольников:

взаимодействие детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы 3 междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013г.) – М.: Буки – Веди, 2013.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 3 (365) выйдет
2 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год