Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Шакирова Лиана Юрьевна Борисова Елена Викторовна Фёдорова Виктория Вячеславовна Бикмухаметова Альбина Ришатовна Гарипова Лилия Раисовна | |||
29.01.2025 21:54 | |||
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста Актуальность
Развитие речи идет в нескольких направлениях:
совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройкой психических процессов, орудием мышления. Проблема проекта
Company Logo ЦЕЛЬ ПРОЕКТА ОБЕСПЕЧИТЬ СВОЕВРЕМЕННОЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ, ПОЗНАНИЯ, САМОВЫРАЖЕНИЯ РЕБЕНКА, СТАНОВЛЕНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ожидаемые результаты проекта
Сроки реализации проекта. (15. 10. 2024 – 15. 05. 25) ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
МЕСЯЦ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕНТЯБРЬ Дид. игры: «Угадай по описанию»; «Домашние птицы»; «Ты — мне, я – тебе». Подвижные игры: «Один – много»; «Ловишки». Работа с родителями: анкетирование на тему «Правильно ли говорит ваш ребенок?» Сюжетно — ролевая игра: «Парикмахерская», «Магазин»» (Цель: учить называть слова, относящиеся к этой теме) Автоматизация звуков р, щ, с. Цель — учить детей подбирать и называть слова с данными звуками в начале, в середине, в конце. Рассказ по сюжетной картинке. ОКТЯБРЬ Дид. игры: «пятый лишний»; «Продолжи ряд»; «Скажи, кто квакает?» Подвижные игры: «Воробушки и кот»; «Море волнуется…» Работа с родителями: Беседа о важности проблемы развития речи детей. Сюжетно – ролевая игра: «Больница»; «Стройка»» (Цель: учить называть слова, относящиеся к этой теме) Автоматизация звуков ш, ц, з. Цель — учить детей подбирать и называть слова с данными звуками в начале, в середине, в конце. Рассказ о себе. НОЯБРЬ Дид. игры: «Скажи, что по-другому?»; «Что делает?». Подвижные игры: «Колонна»; «Охотники и зайцы». Работа с родителями: памятка для родителей: «Упражнения для развития связной речи». Сюжетно – ролевая игра: «Почта»; «Огород» (Цель: учить называть слова, относящиеся к этой теме) Автоматизация звуков б, п, в, ф Цель — учить детей подбирать и называть слова с данными звуками в начале, в середине, в конце. Составление предложений по трем словам (мальчик, гулять, парк). ДЕКАБРЬ Дид. игры: «На кого похож?»; «Скажи, кто мяукает?». Подвижные игры: «догони меня!»; «Море волнуется…» Работа с родителями: Беседа о достигнутом результате. Сюжетно – ролевая игра: « Магазин игрушек», «Зоопарк» (Цель: учить называть слова, относящиеся к этой теме) Автоматизация звуков ц, ч, д, т. Цель — учить детей подбирать и называть слова с данными звуками в начале, в середине, в конце. Рассказ по памяти. Проговаривание скороговорок ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Пример анкеты для родителей: - Ф. И., год рождения ребенка. - Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы? а) читаем очень много, постоянно; б) читаем, но редко; в) не читаем. - Какие сказки, стихи, рассказы вы читаете ребенку? - Любит ли слушать ребенок, когда ему читают? а) любит и подолгу слушает; б) когда как; в) не любит. - Что больше нравиться вашему ребенку сказки, стихи, рассказы? а) сказки; б) стихи; в) рассказы. - После чтения рассказа или сказки может ли ребёнок ее рассказать? а) да, рассказывает как ему читали; б) рассказывает, но на свой лад; в) частично рассказывает сказку; г) не рассказывает. - Есть ли у ребенка потребность к творчеству? а) есть; б) проявляется, но изредка; в) очень редко. - Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи? а) да (перечислить); б) нет. - Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним? - Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? - Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая). - Задает ли вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»? - Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»? - В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко). - Может объяснить, как пользоваться тем или иным предметом? - Отвечает на вопросы, начинающиеся словами «когда» и «почему»? - Грамотно строит предложения? Может интересно рассказать о своих впечатлениях? - Рассказывает истории, которые легко понять, т.е. соблюдена структура рассказа начало, середина, конец? - Участвует в длительных и подробных беседах? - В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи? - Компетентны ли вы в вопросах формирования у детей дошкольного возраста правильной речи или вам необходима помощь наших педагогов? - Какая форма педагогической помощи вас бы устроила? (собрания, консультации, открытые занятия, индивидуальные беседы, наглядная агитация)? - Устраивает ли вас работа дошкольного учреждения по данному вопросу? - Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании, консультации? — Ваши замечания, предложения, пожелания. Формы речевого высказывания Оценка результатов хорошо Удовл. Неудовл. пересказ 80% 15% 5% Рассказ по сюжетной картинке 35% 50% 15% Рассказы по памяти 25% 45% 30% Дидактическая игра «Угадай по описанию». Цель: упражнять детей в составлении и отгадывании описательных загадок о предметах, изображённых на картинках. Развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы. Воспитывать внимание, наблюдательность, умение действовать в группе, интерес к дидактическим играм. Подвижная игра «Море волнуется раз…» Цель: развитие внимания, умения реагировать на сигнал, развитие речи. Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская». Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. Автоматизация звуков. Цель — учить детей подбирать и называть слова с данными звуками в начале, в середине, в конце. Скороговорки. Цель – это развить речевой аппарат детей, усовершенствовать речь, сделать ее четкой, понятной, а также выразительной. В процессе разучивания скороговорки ребенок научится относиться к своей речи осмысленно, станет взвешивать каждое слово, понимать и запоминать значение слов. К тому же, благодаря этим милым стишкам, малыш научится не только говорить, но и слушать. От того, насколько умело ребенок владеет своей речью, зависят его успехи в учебе, особенно его грамотное письмо и устная речь. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мой проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и предполагает активное совместное участие детей и родителей в проекте. Местом реализации проекта является детское дошкольное учреждение и семья. Поставленная мною цель – поднятие уровня разговорной речи у дошкольников, формирование правильной хорошей устной речи должна быть выполнена. Дети должны стать в группе более раскрепощенными, общительными, общительными, легче должны начать идти на контакт со своими сверстниками и взрослыми, должен повыситься общий уровень речевого развития детей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
взаимодействие детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы 3 междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013г.) – М.: Буки – Веди, 2013.
|