План – конспект семинара — практикума для детей и родителей группы компенсирующей направленности для детей с РАС и ЗПР в рамках родительского клуба «Содружество». Тема: «Мы играем и речь развиваем» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Кудрявцева Ольга Васильевна Архипова Ирина Анатольевна Хапова Екатерина Геннадьевна Картохина Евгения Михайловна | |||
29.01.2025 11:16 | |||
План – конспект семинара — практикума для детей и родителей группы компенсирующей направленности для детей с РАС и ЗПР в рамках родительского клуба «Содружество». Тема: «Мы играем и речь развиваем» Подготовили:
Павлово-Посадский городской округ 2024 Цель: внедрение в коррекционно-развивающую работу новых форм и методов сотрудничества детского сада и семейс детьми с РАС и ЗПР.
Задачи:
Оборудование: колокольчик, Стабиломер с программным обеспечением, ноутбук, проектор, «волшебная палочка», гладкие камни, кисти, Гуашь, ватные палочки, зубочистки. План семинара-практикума. I. Круг приветствия. (Проводит музыкальный руководитель) Уважаемые родители, ребята, я приглашаю вас в приветственный круг. Сейчас мы с вами поздороваемся, а поможет нам в этом колокольчик, который мы будем передавать по кругу. Практическая часть Совместная деятельность детей и родителей Игра с колокольчиком «В колокольчик я звоню, поздороваться хочу» Теоретическая часть музыкального руководителя. С таких приветствий начинается каждое наше занятие, это положительно влияет на развитие у детей с РАС и ЗПР коммуникативных качеств и компетенций. Детям с трудностями развития просто необходимочувствовать любовь и уважение своих сверстников, что позволяет им ощущать себя частью группы, учит доброте, толерантности и дружбе. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Приветствие может быть словесным или с помощью жеста и улыбки. Дети обращаются друг к другу по имени, глядя глаза в глаза. Таким образом в группе устанавливается доброжелательная атмосфера. II. Развитие крупной моторики. Стабиломер. Теоретическая часть учителя-дефектолога. И конечно же развивается речь! Я приглашаю вас присесть на стульчики. Обратимся к одним из самых первых предпосылок развития речи ребенка. На что особенно внимательно обращают внимание в первый год жизни родители, врачи и специалисты? Конечно, на развитие крупной моторики: когда ребенок начал держать головку, переворачиваться, ползать, стоять, ходить и т.д Вы скажете: он же всему научился уже! Однако, неразвитая крупная моторика выражается в неуклюжести, неловкости: дети могут спотыкаться, ронятьпредметы, врезаться в людей, часто с трудом прыгают на одной ноге или перепрыгивают. Крупная моторика влияет и на развитие у детей навыков самообслуживания. Нарушениекоординации так же является одним из признаковтрудностей развития речи. Замечено, что лучше владеет речью тот ребенок, у которого лучше развита крупная моторика. А ребенок, моторные навыки которого отстают от возрастной нормы, может испытывать трудности в речевом процессе. Ведь артикуляция – это тоже в том числе моторный процесс. Время не стоит на месте, в педагогику привнесено много новых методов и технологий. И мы в своей работе используем инновационное оборудование, например, Стабиломер, с помощью которого дети учатся владеть своим телом. Занятия на стабилотренажере активно воздействуют на опорно-двигательную систему, а следовательно, и на высшие психические функции. За счет этого происходит влияние на развитие речевых центров. Практическая часть (дети и родители тренируются на стабиломере) Игры: «Поймай жучка», «Волк и овцы», «Веселые обезьянки». Теоретическая и практическая части учителя–логопеда. - Ребята, уважаемые родители, посмотрите, у меня есть волшебная палочка! Ваши глазки устали от экрана, следите за моей волшебной палочкой глазками. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить зрительное восприятие, укрепить глазные мышцы. - А еще, мы с ребятами ежедневно используем на занятиях и в режимных моментах логоритмические упражнения и речь с движением, которые так же развивают крупную моторику. В чистом поле теремок. (Домик над головой) Он не низок не высок. (Рукой коснуться пола, поднять руки выше головы). Звери разные там жили. (Хлопаем в ладоши) Жили дружно, не тужили (обнимаемся). Там и мышка, там лягушка, (Изображаем животных) зайка с лисонькой подружкой. Серый волк, зубами щелк. В дружбе знали они толк. Но набрел на теремок мишка косолапый, (имитация мишка) Раздавил он теремок своей огромной лапой (стучим кулачками по ладошке). Звери очень испугались. Поскорее разбежались (бег на месте). А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. (Обнять соседа) авт. Боромыкова О. III. Развитие мелкой моторики. Теоретическая часть учителя-логопеда. Не менее важно, развивать мелкую моторику рук, которая играет значительную роль в развитии речи, поскольку области мозга, отвечающие за моторику и речь, расположены рядом. Движения пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и оказывают положительное воздействие на кору головного мозга ребенка. Мелкая моторика и речь развиваются одновременно: сначала развиваются движения пальцев, а затем возникает артикуляция звуков и слогов. Чем больше развита мелкая моторика, тем лучше развиваются речевые реакции. Упражнения для пальцев и кистей рук способствуют речевому развитию ребенка, улучшают артикуляцию, чувство ритма и координацию движений, а также подготавливают руку к письму. Практическая часть На полянке теремок (ладошки соединяем домиком). Дверь закрыта на замок (пальцы сомкнуты в «замок»). Из трубы идёт дымок (сомкнуть пальцы в колечки). Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые). Чтобы не забрался вор. Тук-тук-тук, тук-тук-тук (кулачок стучит по ладони). Открывайте, я ваш друг! (Руки развести в стороны). Авт. Анищенкова Е. С. IV. Развитие пространственных представлений. Теоретическая часть воспитателя. Умение ребёнка ориентироваться в пространстве – один из важных показателей развития егокогнитивных способностей и адаптации в мире и социуме. Развитие пространственно-временных представлений влияет на успешность усвоения ребенком школьной программы: обучению письму, чтению, счету, рисованию. Они напрямую влияют на формирование связной речи и грамотного письма. Для развития ориентировки в пространстве можно использовать различные игры: подвижные, дидактические, игры с правилами. Дети дошкольного возраста любят раскрашивать, штриховать, лепить из пластилина, теста, глины, собирать пазлы, делать постройки из различных конструкторов. Все эти приемы можно адаптировать для развития пространственно-временных представлений. Практическая часть Совместная деятельность детей и взрослых. Сегодня мы вместе с вами будем использовать один из методов, который способствует развитию ориентировки в пространстве через изобразительную деятельность. Мы будем рисовать русскую народную сказку «Теремок», но не совсем обычным способом. Рисовать мы будем на натуральном природном материале, на камнях. Я предлагаю вспомнить всех персонажей сказки и распределить, кто какого персонажа будет рисовать. На столе поднос с камнями, нужно подобрать подходящий для героя камень. Закраситьего в цвет сказочного персонажа, и, после высыхания краски, штриховкой обозначить шерстку животного. Затем прорисовать части туловища, а так же мордочку. (С готовыми персонажами проигрывается сказка) Ритуал прощания. Мы захлопали в ладоши Мы потопали ногой Все во что мы здесь играли Нам запомнится с тобой (дети и родители собирают пирамиду из ладошек)
|