Дидактическое многофункциональное пособие для детей старшего возраста дошкольных образовательных учреждений «Гаилә» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Белокурова Н.В. Лазарева О.Н, Бижбалова С.А. | |||
27.01.2025 06:31 | |||
Дидактическое многофункциональное пособие для детей старшего возраста дошкольных образовательных учреждений «Гаилә» Выполнили: Белокурова Н.В. Лазарева О.Н, Бижбалова С.А. В современное время, обращение педагогов к истории прошлого народа, его традициям и народно-прикладному искусству, стало актуальной темой патриотического воспитания дошкольников, что является важной стороной формирования гармонично – развитой личности ребенка. Воспитывая новое поколение в условиях технического прогресса, мы должны рассказывать малышам о культуре, традициях народовРеспублики Татарстан, прививать любовь к своей Родине и гордость за свое прошлое. Окружающий мир, предметы, явления, пробуждающие душу ребенка и воспитывающие в нем чувство прекрасного, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого народа.
Включение данного многофункционального методического пособия «Гаилә» в содержание непосредственно организованной деятельности помогает воспитателю в игровой форме решать задачи по обеспечению детей знаниями об окружающем мире, сформировать знания о мироустройстве семьи. Оно дает возможность сопоставить и сравнить жизнь и быт народов разных поколений. Находить отличительные особенности и сходства. Дети в реальном времени очень быстро могут получить знания и проанализировать их, а также закрепить уже усвоенный материал. Методическое пособие помогает вывести пассивный словарь ребёнка на активный уровень. Данное методическое пособие является многофункциональным и даёт возможность организовать игровую деятельность детей со всей группой, по подгруппам и индивидуально. Дети в игровой форме получают конкретный багаж знаний, закрепляют его. Развивают зрительное восприятие, умение ориентироваться в пространстве, группировать предметы, анализировать, сравнивать, описывать, делать выводы. То есть, данное методическое пособие способствует всестороннему развитию детей, обогащает знаниями про окружающий мир, выходя за рамки одной темы. Детям оно интересно. Но чтобы игровые действия не иссякли, потребуется творчество самого педагога, его умение направить познавательный и обучающий процесс в мир интересного, нового и замечательного. Методическое пособие «Гаилә» можно использовать для закрепления лексического минимума пообучению детей татарскому языку. ЦЕЛЬЮ ДАННОГО ПОСОБИЯ ЯВЛЯЕТСЯ: активизация речи детей в контексте изучения своей семьи. ЗАДАЧИ:
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ Пособие «Гаилә» мобильный, многофункциональный, используется, как в учреждении (НОД, режимные моменты, прогулка), так и в условиях семьи воспитанников. ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Варианты использования методического пособия «Гаилә» «Театрализованная деятельность» Цель: приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору народов Республики Татарстан посредством театральной деятельности Задачи 1)познакомить детей с народным фольклором народа посредством разнообразной театральной деятельности; 2) создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими); 3)создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.); 4) Билингвальное воспитание и образование детей. «Народная изба» Цель: познакомить детей с жизнью, бытом русского и татарского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи 1) ознакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского, татарского быта; 2)обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; Картотека дидактических игр Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Использование игровых методик, наглядности помогают поддерживать интерес детей к обучению второму языку и закреплению слов в соответствии с лексическим минимумом УМК. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей. «С кем ты живешь?» Цель: Учить составлять небольшие предложения про свою семью. Материал: семейные фотоальбомы Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы. “Давайте знакомиться” Игра для детей 4-5 лет Задачи:
Обогащение и активизация словаря: Әти, әни, әби, бабай, апа, абый, кыз, малай 3. Вызывать интерес к татарскому языку. Диалог между воспитателем и детьми Воспитатель: — Бу кем? Ребенок: — Әни, (бабай, әби, әти, кыз, малай). «Пригласи в дом» Игра для детей 4-5 лет Задачи:
Ход игры: ребенок показывает карточку с изображением одного из членов семьи, и приглашает его в дом. Речевой образец: “Әни, кил монда”. “Әти, кил монда”. “Бабай, кил монда”. “Әби, кил монда”. “Кыз, кил монда”. “Малай, кил монда”. «Назови одним словом» Цель: активизировать в речи обобщенные слова Ход игры: воспитатель называет предметы одной группы. Ребенок называет предметы одним словом. «Что где растет» Цель: расширять и уточнять представления детей об овощах и фруктах, развивать память, речь, внимательность. Материал: вырезанные овощи и фрукты, макет дерева, макет огорода. Ход игры Воспитатель предлагает детям по очереди подойти к столу и взять один овощ или фрукт, назвать его, определить, где он растет и соответственно положить на макет огорода или повесить на макет дерева. Например: ребенок берет яблоко и говорит: «Это яблоко, оно растет в саду на дереве», потом подходит к макету дерева и вешает вырезанный фрукт на него. «Узнайте по описанию» Цель: совершенствовать знания ребенка об овощах и фруктах; учить находить предмет по описанию; развивать внимательность, дисциплинированность. Материал: муляжи овощей, фруктов и цитрусов. Ход игры Воспитатель предлагает детям найти тот предмет, который он опишет. Воспитатель. Круглое, желтое, с красным бочком, бывает кисло-сладким, растет на дереве, полезное. Ребенок выходит, выбирает среди муляжей яблоко, показывает его детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет. «Узнайте животного по описанию» Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление. Материал: предметные картинки с домашними животными. Ход игры Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет. Воспитатель. Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости. Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет. «Кто что ест» Цель: закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных. Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них. Ход игры Воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе у бабушки. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй — ищет для нее пищу, ставит картину рядом с животным. «Кто как кричит» Цель: развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных. Материал: набор игрушек «Домашние животные». Ход игры: Воспитатель выставляет игрушки на стол, спрашивает: кто это, где живет, как кричит. “Домашние животные” Игра для детей 4-5 лет. Задачи:
тавык, куян. 3. Вызвать интерес к татарскому языку. Диалог между воспитателем и детьми Воспитатель: -Бу кем? Ребенок: -Бу песи, зт, ат, кәҗә, каз, тавык, куян. “Кто лишний? ” Задачи:
на татарском языке. Обогащение и активизация словаря: аю, бүре, куян, керпе “Собираем урожай” Игра для детей 4-5 лет Вариант I Задачи: 1. Закрепить названия овощей, фруктов; 2. Формировать умение детей отвечать на вопросы: “Это что? — Бу нәрсә? ” 3. Развить у детей диалогическую, вызвать у детей интерес к татарскому языку. Обогащение и активизация словаря: Бу нәрсә? Алма, груша, әфлисун Диалог между воспитателем и детьми: Воспитатель: — Бу нәрсә? Ребенок: — Алма, груша, әфлисун Вариант II Игра для детей 5-6 лет Задачи: 1. Расширять запас слов. 2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Обогащение и активизация словаря: “Бу нәрсә? Нинди? Ничә? – Это что? Какой? Сколько? ” 3. Воспитывать выразительность речи. Диалог между воспитателем и детьми, между детьми). Маша: -Бу нәрсә? Саша: -Бу кишер (суган, бәрәңге, кыяр, кәбестә, алма). Маша: -Нинди кишер? Саша: -Тәмле (баллы), зур (кечкенә), чиста (пычрак) кишер. Маша: -Ничә кишер? Саша: -Бер (ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун) кишер. “Третий лишний” Игра для детей 5-6 лет Задача:
Ход игры: дети рассматривают ряд картинок, называют лишний предмет и объясняют, почему он лишний. «Мир предметов» Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные. Материал: Картинки и изображения предметов обихода Ход игры: чугун — чугунный, дерево- деревянный…… Сказки Шалкан (Репка) Бабайшалканутырткан. Шалканкөнүскән, төнүскән, бикзурбулган. Атналар, айларүткән, җәйүткән, көзҗиткән. Бабайшалканныйолкыргакерешкән. Тартып, тартыпкараган – шалканчыкмаган. Бабайшалканныүзегенәтартыпчыгараалмагач, ярдәмгәӘбинедәчакырган. Әби–Бабайга, Бабайшалкангатотынган. Әйтартканнар, әйтартканнар—шалканһаманчыкмаган. ӘбибулышыргаКызынчакырган. Кыз – Әбигә, Әби–Бабайга, Бабайшалкангатотынган. Тартыргакерешкәннәрболар. Әйтартканнар, әйтартканнар–шалканчыкмаган. ӘбинеңКызышалканнытартышыргаАкбайнычакырган. Акбай – Кызга, Кыз – Әбигә, Әби–Бабайга, Бабайшалкангатотынган. Әйтартканнар, әйтартканнар— шалканһаманчыкмаган, селкенмәгәндә. АкбайярдәмгәПесинечакырыпкилгән. Песи — Акбайга, Акбай – Кызга, Кыз – Әбигә, Әби–Бабайга, Бабайшалкангатотынган. Тартыргакерешкәннәр. Әйтартканнар, әйтартканнар–шалканһаманчыкмыйикән. ПесиТычканнычакырыпкитергән. Тычкан — Песигә, Песи—Акбайга, Акбай—Кызга, Кыз—Әбигә, Әби—Бабайга, Бабайшалкангаябышкан. Әйтартканнар, әйтартканнар. Җыйнаулашыптартаторгач, шалкантүзмәгән—төбе-тамырыбеләнкаерылыпчыккан. ЗАБАВНЫЙ УЧЕНИК – Ну-ка, Акбай, поучимся, на задние лапы встань! – Дай-ка лапу, не качайся! Держи спину прямо сам! – Зачем меня беспокоишь, я же маленький, щенок? – Сроду мне недель-то восемь, я ж недавний сосунок. – Нет, не надо, не хочу я заниматься ерундой; – Лучше я пойду на травку, поваляюсь и домой... – Ах, ты глупый! Ты старайся смолоду и с юных лет. Не легко учиться старым, когда уж силенок нет...
|