Коррекция синтаксической стороны речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Альдингер Дарья Викторовна Кучеренко Зоя Анатольевна | |||
26.01.2025 18:05 | |||
Коррекция синтаксической стороны речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
МДОБУ «Детский сад №13 Лесозаводского городского округа». Аннотация. В данной статье на основе анализа теоретических источников и результатов экспериментального исследования представлены особенности синтаксической стороны речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Обоснована необходимость целенаправленной логопедической работы по развитию синтаксической стороны речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями и даны общие рекомендации по ее проведению.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, коррекция, синтаксические конструкции, предложение. Correction of the syntactic side of speech of preschool children with general speech underdevelopment Aldinger Daria Viktorovna MDOBU "Kindergarten No. 13 of the Lesozavodsky city district" Kindergarten teacher Sholom-Aleichem Priamursky State University student Abstract. In this article, based on the analysis of theoretical sources and the results of an experimental study, the features of the syntactic side of speech of 5-6-year-olds with general speech underdevelopment are presented. The necessity of purposeful speech therapy work on the development of the syntactic side of speech in older preschoolers with speech disorders is substantiated and general recommendations for its implementation are given. Keywords: general underdevelopment of speech, senior preschool age, correction, syntactic constructions, sentence. Синтаксическая система языка является поздно формируемой и самой сложной, представляет собой комплекс грамматических правил, позволяющих соединить слова во фразу. Особую роль в формировании языковой способности и процессов словесно-логического мышления играет овладение навыками построения предложения, являющегося основной синтаксической единицы языка. Это также дает ребенку необходимую возможность сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Е.М. Мастюкова, Е.М. Моисеенко, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. в своих трудах особое внимание уделяли изучению синтаксической системы языка у дошкольников с общим недоразвитием речи. По мнению Р.И. Лалаевой [2], Н.В. Серебряковой [2], особенно большую трудность для детей с общим недоразвитием речи представляют инверсированные предложения, предложения пассивные, а также сложноподчиненные предложения. Испытывая затруднения в языковых средствах оформления мысли, как отмечают Н.В. Лаптева [3], Е.Ю. Мороз [3], дети данной категории строят простые и фрагментарные предложения с неправильной грамматической структурой, пропусками лексических единиц, что приводит к искажению смыслового содержания высказывания. Экспериментальное исследование с целью изучения особенностей усвоения синтаксических конструкций детьми дошкольного возраста было проведено на базе МДОБУ «Детский сад № 10 Лесозаводского городского округа». В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющие диагноз общее недоразвитие речи. Для диагностики была выбрана методика З.А. Репиной, где необходимо было выполнить следующие задания: добавление пропущенных слов в предложения и верификация предложений. По результатам исследования было определено, что 6 старших дошкольников с общим недоразвитием речи справились с заданием на среднем уровне. Дети затруднялись в подаче быстрого ответа, задумывались. Педагогу приходилось повторять предложения. Затруднение вызвало задание, где надо было вставить пропущенный предлог. Сначала дети не поняли задания, а когда им показали пример, то ребята стали справляться с заданием, хотя и допускали ошибки при подборе правильного предлога. Приведем несколько примеров: «Медведь спит у берлоги», «Котенок сидит около стуле» (Влад); «Котенок сидит под стулем», «Медведь спит зимой» (Вова). При выполнении задания, где необходимо было определить нарушение в согласовании слов в предложении, дети также затруднялись найти ошибки. Саша и Влад долго обдумывали свой ответ. Педагогу приходилось с помощью наводящих вопросов указывать на то, что в предложении есть ошибки, только после этого мальчики исправляли согласование слов в предложении. 4 дошкольника справились с заданием на высоком уровне. Игорь и Юля достаточно быстро сориентировались в задании, не задумываясь давали четкие ответы, подбирали необходимые слова и предлоги, исправляли ошибки в согласовании слов в предложении, без дополнительной помощи. Результаты исследования подтвердили данные многих исследователей о том, что у детей с общим недоразвитием речи существует определённый дисбаланс развития синтаксической системы языка, которая характеризуется следующими особенностями: пропуск членов предложения, зачастую предикатов; необычный порядок слов в предложении, даже при повторении предложений, нарушенное согласование слов в предложении. Не все дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием возраста обладают достаточно сформированным умением верифицировать предложения. Они не замечают ошибочно составленных предложений, допускают смешение предлогов. Своеобразие развития синтаксической стороны речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи обуславливает необходимость проведения логопедической работы, направленной на формирование у дошкольников умения строить простые предложения, умения их переделать в сложное предложение, умение соединять предложения в связное высказывание. В связи с тем, что речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи ситуативна, коррекционную работу следует начинать с формирования умения строить простые фразы, состоящие из двух-трех слов. С этой целью Е.Ф. Соботович [7] рекомендует использовать игры-драматизации, дидактические игры, лексические упражнения, различные коммуникативные ситуации, сюжетные и предметные картинки. Также вспомогательным материалом служат пища, обувь, одежда, посуда, игрушки – окружающая ребенка обстановка. Е.М. Моисеенко [4] отмечает, что дошкольникам легче составить предложение по картинке, поскольку действие зафиксировано, или в играх-драматизациях, так как движение сочетается со словом. Другими словами, учить дошкольников с общим недоразвитием речи строить простые предложения можно в любой занимательной ситуации. Первоначально ребенок учится односложно отвечать на вопросы с опорой на иллюстрацию: Что делает кошка? (Спит) Что делает бабушка? (Готовит) Что делает мама? (Читает). Только после этого приступают к обучению детей строить простые фразы с помощью полных ответов на вопросы. Например: Что делает папа? (Папа читает) Что делает собака? (Собака играет) Что делает бабушка? (Бабушка готовит). По мнению Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, разнообразить обучение старших дошкольников умению строить распространенные предложения помогает игра «Снежный ком». В этой игре дети, отвечая на вопросы по определенной картинке, наращивают предложение по одному слову. Например: Кто изображен на картинке? (Собака) Какая собака? (Большая собака) Что делает большая собака? (Большая собака стережет дом). После этого несколько детей повторяют составленное предложение [8]. Как считает Е.М. Моисеенко [4], для составления распространенного предложения больше возможностей дает сюжетная иллюстрация. Своим вопросом по картинке, педагог подводит детей к построению простого предложения, к интуитивному осознанию синтаксической основы предложения «в ответе детей «Ежик несет яблоко» есть подлежащее, сказуемое и дополнение». Н.П. Рудакова [5] подчеркивает, что все задания должны проходить в игровой форме, предлагаться в контексте игрового сценария, игровой ситуации или игры с применением иллюстраций и игрушек, героев литературных произведений, сказочных персонажей или сюрпризных моментов. Н.В. Лаптева, Е.Ю. Мороз отмечают, что эффективным приемом в формировании у детей с общим недоразвитием речи умения составлять предложения, является создание коммуникативной ситуации, в которой встречаются игровые персонажи и ведут между собой диалог. Очень важно создавать условия в повседневном общении для высказываний детей, для диалога между педагогом и ребенком [3]. Таким образом, коррекционная работа по развитию синтаксической стороны речи необходима она обусловлена наличием определённых специфических трудностей, формированию умения планировать собственное высказывание у старших дошкольников с общим недоразвитием речи должна проводиться в занимательной форме с применением игровых заданий, игр-драматизаций, иллюстраций и т.д. Библиографический список
|