Конспект по развитию речи «Новый год» в старшей группе «Новый год» |
Развитие речи у детей | |
Автор: Катунина Наталья Владимировна | |
22.01.2025 08:54 | |
Конспект по развитию речи «Новый год» в старшей группе «Новый год» Подготовила: учитель-логопед МБДОУ № 130 ф. 1 «Садко» Катунина Наталья Владимировна. Цель занятия: Создать необходимые условия для развития связной монологической речи детей в процессе составления рассказа по сюжетной картине. Задачи: Образовательные: - Актуализировать и активизировать словарь по теме «Зима». - Упражнять детей в умении придумывать рассказ к сюжетной картине про новогодний праздник, образовывать прилагательные. - Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие: -Способствовать развитию речевого слуха, зрительного и слухового внимания, общей моторики, координации речи с движением. - Развивать коммуникативную деятельность, память, воображение, творчество, развивать слуховое восприятие. Воспитательные: -Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности Предварительная работа: беседы на тему: «Зима», «Зимние праздники», «Новый год», чтение рассказов о зиме В. Одоевского «Мороз Иванович», сказок: С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», русской народной сказки «Снегурочка»; дидактические игры «слово на ладошке», «Продолжи предложение», «Характеристика слов», составление рассказов по сюжетным картинам. Демонстративные: картина «Скоро новый год», искусственная елка, елочные игрушки, аудиозапись «Звуки зимы», аудиозапись (из кинофильма «Морозко» композитор Н. Дубашкин). Ход занятия 1. Сюрпризный момент Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас музыкальный сюрприз! Вместе с музыкой хорошей, К нам приходит волшебство. Осторожней, осторожней Не спугнуть бы нам его! Внимательно послушайте музыку, ее настроение, характер и подумайте, о чем нам хотел рассказать композитор, и тогда вы поймете, о чем мы сегодня будем с вами говорить. (Дети слушают музыку из кинофильма «Морозко» композитор Н. Дубашкин на ковре). Вы догадались, о чем мы сегодня будем с вами говорить? Ответы детей. Воспитатель: Молодцы, мы с вами будем говорить о зиме и о волшебстве празднике, который бывает только зимой. 2. Игра «Четвертый лишний». Воспитатель называет четыре слова, а дети должны пояснить свой выбор лишнего слова.
-Перед вами картина, рассмотрите ее. -Какое время года нарисовано? (зима, везде лежит снег) - Как вы думаете какие звуки можно услышать на этой картинке? (шум метели, завывание ветра, пурга) - Послушайте эти звуки. - Попробуйте их передать в речи. - Какое время суток? (день) - А как вы думаете какой это может быть день недели? (выходной) -Кто нарисован? (папа и дочка) - Какое у них настроение? (хорошее, радостное, празничное) -Что они делают? (несут ёлку) - Как вы думаете она живая или искусственная? (живая) - Опишите елку? (красивая, пушистая, живая, зеленая, высокая) -Где они её взяли? (купили на рынке) - Куда они ее несут? (домой) - Что с елкой сделают дома? (нарядят) - Чем? (игрушками, гирляндами, бусами) - К какому празднику они готовятся? (к Новому году) 4. Рассказывание по картине с помощью наводящих вопросов -Вначале вы должны сказать, какое время года наступило? (Наступила зима) -Почему так решили? - Расскажите о папе с дочкой. (Папа с дочкой в выходной день пошли в магазин и купили красивую, пушистую ёлку) -Куда понесли? (Они понесли её домой) -Что дома сделают с елочкой? (будут ее украшать и готовится к новому году) -Чем мы закончим рассказ? (Мы тоже готовимся к празднику. И будем украшать ёлку). 5. Самостоятельное рассказывание детьми. Воспитатель: давайте представим на минуточку, что мы оказались в зимнем лесу и прогуляемся по нему, выполним физминутку. 7. Физминутка «Вот студеною зимой» Вот студеною зимой (Дети машут руками.) Ветер дует ледяной И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками) Он суровый и могучий. Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают) Даже хитрая лиса Притаилась и сидит, Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками) Но утихла злая вьюга, Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны) Скачет по полю лиса. (Прыжки) Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба) И домой к себе вернемся. (Дети возвращаются на свои места) 8. Раздается стук в дверь. Заходит почтальон с посылкой для ребят. Дети открывают посылку, в ней письмо от деда мороза с просьбой поскорее нарядить елку. Воспитатель обращает внимание детей, на, то что в посылке еще что-то лежит. Дети совместно с воспитателем достают из коробки елку и собирают ее. -Воспитатель: Посмотрите на нашу ёлку. Мне кажется, на ней чего-то не хватает. (Ответы детей.) Да, на ней не хватает игрушек. Я предлагаю вам украсть ёлку игрушками в названии которых в начале слова стоит звук который я вам назову. Дети поочереди подходят к столу, слушают вопрос, выбирают нужную игрушку и крепят на елку.
Воспитатель: молодцы! У нас получилась красивая и нарядная новогодняя ёлка! 9. Подведение итогов занятия: Мячик волшебный, В руки будет к вам скакать что вам понравилось на занятии будете называть. (Дети называют, что им было трудно, что понравилось больше всего, чей рассказ был самый лучший по их мнению).
|