Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности |
Развитие речи у детей | |||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Ибрагимова Луиза Мужагидовна | |||||||||||||||||||||||||||||||
20.01.2025 15:42 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности Ибрагимова Луиза Мужагидовна воспитатель муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детского сада № 53 муниципального образования городской округ город – курорт Сочи Краснодарского края В данном материале рассматриваются средства театрализованной деятельности, используемые в работе с воспитанниками ДОУ. Ключевые слова: театрализованная деятельность, средства обучения, игра, детское творчество. Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основная задача любого ДОО – речевое развитие дошкольников по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В стенах детского сада происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт – все это помогает осуществить театрализованная деятельность. Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей:
Эффективность организации театрализованной деятельности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Средства обучения – это материальный или идеальный объект, который использован взрослым и ребёнком для усвоения новых знаний. Понятие «средство» рассматривается мной как способ организации театрализованной деятельности детей. К средствам организации театрализованной деятельности детей относится всё, что помогает педагогу и ребёнку. Это – слово взрослого, специально подобранные игры и упражнения, стихи и сказки, музыка, инсценировки и спектакли. Одним из важнейших средств организации театрализованной деятельности является игра. Игра – наиболее доступный ребёнку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Интерес к театрализованным играм складывается в процессе просмотра небольших спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребёнку потешек, стихов и сказок — в младшей группе. В дальнейшем стимулируется его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалоги героев — в средних группах. Затем следует постепенное усложнение заданий, в которые включается ребёнок — в старших и подготовительных группах. Согласно требованиям, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в детских садах применяется 6 видов театрализованных игр. 1. ТЕАТР НА СТЕНДЕ Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся:
2. ТЕАТР НА СТОЛЕ Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть:
3. ТЕАТР «НАРУЧНЫЙ» Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь. Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из:
4. «ВЕРХОВОЙ ТЕАТР»
5. ТЕАТР НА ПОЛУ Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями. Но это совершенно не лишает постановки наличия в них элемента настоящего чуда для малышей. 6. ТЕАТР ЖИВЫХ КУКОЛ Этот вид деятельности обычно используется на занятиях по развитию речи, экологии, иностранному языку, а также во время проведения досуга, утренников. С помощью театра живых кукол можно:
Различают 3 типа театра живых кукол:
7. Кроме того, можно использовать очень любимые детьми КОСТЮМИРОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. Это инсценировки, которые предполагают наличие у детей костюмов. Малыши перевоплощаются в образ с помощью текста, а также жестами и мимикой показывают своего персонажа. Такие представления требуют тщательной подготовки. Обычно используются только для особых поводов: утренников, открытых занятий. В группе необходимо создать театральный центр, который наполняем различными видами театра:
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Используемая литература.
|