Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

План работы воспитателя в по самообразованию «Развитие связной речи детей в подготовительной группе».
Развитие речи у детей
Автор: Хабеева Раиле Рафиковна   
30.12.2024 10:06

План работы воспитателя в по самообразованию «Развитие связной речи детей в подготовительной группе».План работы воспитателя в по самообразованию «Развитие связной речи детей в подготовительной группе».

2024 — 2025г.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  • Развивать умение детей свободно общаться со взрослыми.
  • Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
  • Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины.
  • Составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями.
  • Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Актуальность: Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

 

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Эта тема показалась мне очень важной и интересной, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Как показала практика, дети очень любят творческий характер речевых игр, заданий и занятий, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Как педагогу мне очень хочется, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Ожидаемый результат: Дети должны самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы; высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, пересказывать событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки; определять место звука в слове; подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам — антонимы.

План работы с детьми на 2023 – 2024 год.

В течение года изучение информации из различных источников по теме самообразования:

  • Изучение методической литературы.
  • Обзор информации в интернете.
  • Ознакомление с инновационными методиками по теме.

Сентябрь.

  1. Проведение диагностики детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.
  2. Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.
  3. Обновление уголка развития речи.

Октябрь.

  1. Внесение в речевой уголок дидактических игр на развитие связной речи, сюжетных картинок, сюжетных картинок с развитием действия, картотеки загадок об овощах и фруктах.
  2. Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов:

  • «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову
  • «Осень» (по И. Соколову-Микитову).

3. Беседы с детьми:

  • «Что я знаю о себе»
  • «Мой речевой аппарат».

Ноябрь.

  1. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
  2. Знакомство и разгадывание загадок-складок о профессиях.
  3. Составление рассказов по сюжетным картинкам:
  • «Осень».
  • «Осень в лесу».
  • «По грибы».

4. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

  • В. Сутеев «Мешок яблок»
  • В. Даль «Война грибов с ягодами»
  • р. н. с. «Вершки и корешки».

Декабрь.

  1. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
  2. Знакомство с пословицами и поговорками о зиме.
  3. Театрализованная деятельность:
  • Настольный театр «Зимовье зверей».
  • Инсценировка по сказке «Маша и медведь».
  • Театр теней «Рукавичка».

4. Работа над интонационно-выразительным рассказыванием стихотворений к Новогоднему утреннику.

Январь.

  1. Проведение вечера загадок с детьми подготовительной группы.
  2. Развитие речи дошкольника в сказкотерапии:
  • «Зайка – зазнайка»
  • «Волшебные слова»
  • «Непослушный Ваня». (помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов)

3. Внесение в речевую зону игр и пособий на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:

  • «Цветок»
  • «Заморозим ладошку»:
  • «Свеча».

Февраль.

  1. Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
  2. Внесение в речевую зону дидактических игр: «Маленькие слова», «Логопедическое лото», «Маленькие истории в картинках» и др.
  3. Чтение и беседы по рассказам, пересказ:
  • «Играющие собаки» К. Ушинский.
  • «Сыновья» В. Осеева.
  • «Помощница» Е. Пермяк.
  • «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.
  • «Торопливый нож» Е. Пермяк.

Март.

  1. Работа с загадками. Составление загадок. Обучение детей отгадыванию загадок по схемам. Разгадывание логических загадок.
  2. Составление рассказов по сюжетным картинам:
  • «Март» И. Левитан
  • «Грачи прилетели» А. Саврасов

3. Театрализованная деятельность:

  • театр на конусах «Морозко»
  • настольный театр «Бычок – смоляной бочок».

Апрель.

  1. Обучение детей сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели-схеме, последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки.
  2. Продолжать работу по развитию связной речи детей: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры, проходившие в предыдущие месяцы.
  3. Изготовление книжек-малышек с литературными произведениями детей группы.

Май.

  1. Диагностика развития связной речи детей на конец учебного года.
  2. Составление отчёта по теме самообразования к итоговому педсовету.

Работа с родителями.

Сентябрь.

Индивидуальные беседы с родителями на тему «Важность связной речи для подготовки ребёнка к школе».

Октябрь.

Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ноябрь.

Изготовление папки-передвижки «Учим ребёнка общаться».

Декабрь.

Информационный листок «Книжки в нашем доме».

Советы по оформлению детской домащней библиотеки.

Январь.

Конкурс «Сказка, которую я сочинил». (конкурс книжек-самоделок)

Февраль.

Изготовление папки-передвижки «Развитие речевого дыхания у детей».

Март.

Консультация для родителей «Дидактические игры для развития связной речи детей».

Апрель.

Стендовая консультация для родителей «Развитие связной речи детей в условиях семьи».

Май.

Ознакомление родителей с результатами диагностики и консультирование их по дальнейшей работе по развитию связной речи детей

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год