СИЛА КАРТИНОК: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Луконина Алина Андреевна | |||
30.12.2024 12:31 | |||
СИЛА КАРТИНОК: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Луконина Алина Андреевна, воспитатель МБДОУ «Звездочка», г.Черногорск Дошкольный возраст — самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая: дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений. В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Чтобы помочь детям в речевом развитии используетсяприем мнемотехники.
При помощи мнемотехники, дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же ребёнок будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Учитывая практическую значимость и актуальность темы, поставили цель и задачи, призванные решить вышеизложенную проблему. Целью проекта является: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, посредством использования мнемотехники. Задачи проекта:
Новизна опыта состоит в комбинировании традиционных методик и технологии мнемотехники по формированию связной речи у детей дошкольного возраста. Этапы реализации проекта. Подготовительный этап. На начало года было проведено обследование развития связной речи детей дошкольного возраста (25 детей). Анализируя полученные данные, четко прослеживался недостаточный уровень связной речи дошкольников. Дети не могли самостоятельно построить связный рассказ или описать игрушку, объект. Маленький словарный запас. В основном перечисляли признаки, и то те, которые наиболее четко прослеживаются. Нуждались в постоянно помощи педагога. После проведения диагностики, изучения научно – методической литературы по данной теме подготовили план работы на год, наглядный материал и распределили его по лексическим темам. Обсудили данный проект с родителями и начали применять данный материал в работе. На этом этапе так же были составлены планы по работе с детьми и родителями. На втором этапе провели работу с детьми и родителями по составлению картотеки с мнемотаблицами, проводили занятия с использованием приёмов мнемотехники. Работа велась по принципу «от простого к сложному». Дети не были знакомы с такой техникой работы, поэтому необходимо было начинать работу с простейших мнемоквадратов. Затем мы последовательно перешли к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично [1]. Работу на занятиях по мнемотаблицам строили в три этапа.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста по обучению пересказу, мы обнаружили у детей такие проблемы: связные высказывания короткие, они отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; часть детей оказывается способной лишь ответить на вопросы. Традиционная методика обучения пересказу, предлагаемая авторами, Сохин Ф. А. и Бородич А.М: план занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ. Алгоритм занятия с применением приема мнемотаблицы при перессказе: 1. Чтение взрослым текста; 2. Рассматривание мнемотаблицы; 3. Ответы на вопросы по содержанию: 4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ; 5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице[2]. Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Работу начинали с цветных мнемотаблиц, затем перешли на использование чёрно-белых. Составление описательного характера — это наиболее трудный вид в монологической речи. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ, что ребенку очень трудно. Здесь очень важно научить ребенка выделять признаки предмета [3]. Для развития навыка описательного рассказа по лексической теме предлагали детям серию мнемотаблиц Ткаченко Т.А. и Казаренко В. Сначала мы рассматривали мнемодорожки. Потом составляли предложение по мнемодорожкам, затем полностью рассматривали мнемотаблицу, затем воспитатель сам составлял рассказ, и потом уже рассказы составляли дети. Использовали приемы мнемотехники и при заучивании стихотворений. При работе со стихотворениями начали давать возможность детям самостоятельно создавать мнемодорожки и мнемотаблицы.. Для решения задач работы с родителями, использовались различные формы работы. Это консультации, беседы, папки-передвижки, памятки. Задачи работы с родителями заключались в следующем: систематизировать представления об особенностях формирования связной речи в данном возрасте; углублять представления родителей о мнемотехнике; повышать родительскую компетентность в речевом развитии детей; ориентировать родителей на правильный образец составления мнемотаблиц и самостоятельное их создание. Например, консультация «Особенности развития речи детей дошкольного возраста», папка-передвижка «Секреты мнемотехники» На заключительном этапе провели повторную диагностику уровня развития связной речи детей. Показатели уровня развития связной речи детей на конец года: высокий уровень 65%, 35%-средний уровень, низкий уровень исчез совсем. Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники дает свои результаты. Сравнительный анализ результатов показал, что используемые в течение года методы мнемотехники по развитию связной речи детей способствовали положительной динамике и заметно облегчили детям овладение связной речью. Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной методики мнемотехники в практической работе с детьми старшего дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется высокая культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах. Использование мнемотехнических приемов и методов в работе с детьми, именно дошкольного возраста, на сегодняшний день является актуальным. Список литературы:
|