Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Интеллект – карта как средство развития связной речи у старших дошкольников»
Развитие речи у детей
Автор: Зайцева Татьяна Юрьевна   
30.12.2024 08:58

«Интеллект – карта как средство развития связной речи у старших дошкольников»«Интеллект – карта как средство развития связной речи у старших дошкольников»

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных требований. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены конкретные характеристики и качества личности, какими должен обладать дошкольник, готовый к переходу на следующую ступень образования. В результате освоения каждой образовательной области должны быть сформированы определенные физические, личностные и интеллектуальные качества (в различном сочетании).

Работая с детьми дошкольного возраста и сталкиваясь с проблемами в их обучении (недостатки звукопроизношения, бедность словарного запаса, морфологические и синтаксические аграмматизмы, ограниченное понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов, нарушение порядка слов в предложении, нарушение грамматических связей между словами, трудности словообразования, низкий уровень речевой коммуникации) мне, как педагогу, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний. Поэтому, само введение Федеральных государственных требований и проблемы в обучении дошкольников подчеркивает необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именнолюбознательность, активность; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

 

Скачать конспект

В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик. При разработке логопедических технологий кандидат педагогических наук, доцент В. М. Акименко предложил метод интеллект-карт в использовании развития связной речи у детей. Я взяла метод интеллект-карт как идею и адаптировала в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями. Метод интеллект-карт был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзен (рис. 1) Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании.

Рис. 1 — Тони Бьюзен

Интеллектуальная карта–это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Метод интеллект-карт помогаетпробудить у ребёнкаспособность к изображению окружающего мира.

Полезные свойства интеллект-карт:

  1. Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
  2. Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".
  3. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

В своейпедагогическойпрактике я применяю интеллект-картыследующим образом:

  1. –направление- Закреплениеи обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
  2. –направление — Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активнымипри разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи.

Общие требования к составлению любой интеллект –карты.

  • Главная идея обводится в центре страницы.
  • Лист располагается горизонтально.
  • Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
  • Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
  • Каждая мысль обводится.
  • В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации. Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

Составление интеллект-карты по закреплению и обобщению материала по изученным темам.

Последовательность работы:

  1. вариант: 1.Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и.т. п)
  2. Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.
  3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.
  4. вариант: 1.К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия. Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.

Интеллект-картапо изученной теме «Фрукты»

  1. Лист расположен в горизонтальномнаправлении.
  2. В центре выделена тема «Фрукты».
  3. От центра расходятся цветные ветви.
  4. Подбираются картинки, которые относятся к фруктам.
  5. От каждого фрукта также отводятся ветви такого же цвета, что и первая ветвь.
  6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений слова-признаки к каждому фрукту.
  7. Дети составляют предложения.

Интеллект-картапо изученной теме «Домашние животные» Рис. 2

Рис. 2 — Интеллект-карта по изученной теме «Домашние животные»

Последовательность работы при составлении интеллект-карты по рассказу:

  • Чтение рассказа.
  • Обозначение главной идеи в центре (название рассказа).
  • Изображение веток в цвете от главной идеи с нумерацией.
  • Разбор рассказа по частям с последующим моделированием. •Моделирование рассказа полностью.
  • Самостоятельное воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.

Применяя данный метод, возникла необходимостьсоставить варианты работы с интеллект-картами в зависимости от сложности работы с ними и уровня развития детей.

1 вариант

–Дети воспроизводят рассказ по схеме интеллект-карты, составленной педагогом.

-Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Задаются вопросы по тексту, дети с помощью интеллект-карты отвечают на вопросы полными предложениями.

2 вариант

-Дети с помощью педагога составляют интеллект-карты по заданному рассказу и пересказывают его.

-Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Берётся в горизонтальном направлении большой чистый лист (А4).

В центре обозначается заголовок текста. Используя разные цвета ручек, маркеров, карандашей рисуются разные толстые, кривые ответвленияот заголовка. Затем вопросы задаются так, чтобы несколько предложений объединялись в одну мысль. И с помощью графических изображений, схем, рисунков, фигур, картинок изображаются модели мыслей по тексту.

3 вариант

-Дети самостоятельно составляют интеллект-карты по заданному рассказу с элементами сочинения. А затем пересказывают его.

4вариант

-Дети самостоятельно, составляют рассказ и одновременно моделируют его по частям: обозначается тема (профессии); дети составляют рассказ.

  • Дети составляют интеллект-карту, используя картинки и включая свои рисунки, изображения

-По составленной интеллект-карте рассказывают свой рассказ.

Пример. Составленная детьми интеллект-карта, подготовительной группы по рассказу «Ёжик».

В центре выделен заголовок рассказа «Ёжик». От центра расходятся ветви разными цветами. Моделируется рассказ по частям, обводитсяи нумеруется. Составленная детьми интеллект-карта, подготовительной группы по рассказу «Семья».

Использование в работе метода интеллект-карт на логопедических занятиях позволило достичь положительной динамики у детей с речевыми нарушениями.

Если говорить о психических процессах, то у детей:

  • развивается способность к мышлению
  • развивается восприятие
  • память
  • творческие способности

-воображение.

А в развитии связной речи:

-пополнился словарный запас; -

улучшилась лексико -грамматическая структура речи;

-дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.

Что это даёт ребёнку в условиях ФГТ? В условиях реализации ФГТ использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Вся эта работа направленная на приобретениеребёнком интегративных качеств (любознательный, активный; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками)

Используемая литература.

  1. Бьюзен Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% [Текст] – М.: Росмэн-Пресс, 2007. – 96 с.
  2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/А. А. Вербицкий. – М.: Высш. шк. — 1991. — 207с.
  3. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе

обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып. 7/12.

4. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном

5. процессе в детском саду / Н.И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016 — №10

Интернет – ресурсы:

  1. http: //www. mindmap. ru
  2. http: //www. infokart. ru/karty-uma-kartografiya-razuma
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год