«Интеллект – карта как средство развития связной речи у старших дошкольников» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Зайцева Татьяна Юрьевна | |||
30.12.2024 08:58 | |||
«Интеллект – карта как средство развития связной речи у старших дошкольников» Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных требований. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены конкретные характеристики и качества личности, какими должен обладать дошкольник, готовый к переходу на следующую ступень образования. В результате освоения каждой образовательной области должны быть сформированы определенные физические, личностные и интеллектуальные качества (в различном сочетании). Работая с детьми дошкольного возраста и сталкиваясь с проблемами в их обучении (недостатки звукопроизношения, бедность словарного запаса, морфологические и синтаксические аграмматизмы, ограниченное понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов, нарушение порядка слов в предложении, нарушение грамматических связей между словами, трудности словообразования, низкий уровень речевой коммуникации) мне, как педагогу, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний. Поэтому, само введение Федеральных государственных требований и проблемы в обучении дошкольников подчеркивает необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именнолюбознательность, активность; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик. При разработке логопедических технологий кандидат педагогических наук, доцент В. М. Акименко предложил метод интеллект-карт в использовании развития связной речи у детей. Я взяла метод интеллект-карт как идею и адаптировала в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями. Метод интеллект-карт был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзен (рис. 1) Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании. Рис. 1 — Тони Бьюзен Интеллектуальная карта–это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Метод интеллект-карт помогаетпробудить у ребёнкаспособность к изображению окружающего мира. Полезные свойства интеллект-карт:
В своейпедагогическойпрактике я применяю интеллект-картыследующим образом:
Общие требования к составлению любой интеллект –карты.
Составление интеллект-карты по закреплению и обобщению материала по изученным темам. Последовательность работы:
Интеллект-картапо изученной теме «Фрукты»
Интеллект-картапо изученной теме «Домашние животные» Рис. 2 Рис. 2 — Интеллект-карта по изученной теме «Домашние животные» Последовательность работы при составлении интеллект-карты по рассказу:
Применяя данный метод, возникла необходимостьсоставить варианты работы с интеллект-картами в зависимости от сложности работы с ними и уровня развития детей. 1 вариант –Дети воспроизводят рассказ по схеме интеллект-карты, составленной педагогом. -Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Задаются вопросы по тексту, дети с помощью интеллект-карты отвечают на вопросы полными предложениями. 2 вариант -Дети с помощью педагога составляют интеллект-карты по заданному рассказу и пересказывают его. -Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Берётся в горизонтальном направлении большой чистый лист (А4). В центре обозначается заголовок текста. Используя разные цвета ручек, маркеров, карандашей рисуются разные толстые, кривые ответвленияот заголовка. Затем вопросы задаются так, чтобы несколько предложений объединялись в одну мысль. И с помощью графических изображений, схем, рисунков, фигур, картинок изображаются модели мыслей по тексту. 3 вариант -Дети самостоятельно составляют интеллект-карты по заданному рассказу с элементами сочинения. А затем пересказывают его. 4вариант -Дети самостоятельно, составляют рассказ и одновременно моделируют его по частям: обозначается тема (профессии); дети составляют рассказ.
-По составленной интеллект-карте рассказывают свой рассказ. Пример. Составленная детьми интеллект-карта, подготовительной группы по рассказу «Ёжик». В центре выделен заголовок рассказа «Ёжик». От центра расходятся ветви разными цветами. Моделируется рассказ по частям, обводитсяи нумеруется. Составленная детьми интеллект-карта, подготовительной группы по рассказу «Семья». Использование в работе метода интеллект-карт на логопедических занятиях позволило достичь положительной динамики у детей с речевыми нарушениями. Если говорить о психических процессах, то у детей:
-воображение. А в развитии связной речи: -пополнился словарный запас; - улучшилась лексико -грамматическая структура речи; -дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты. Что это даёт ребёнку в условиях ФГТ? В условиях реализации ФГТ использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Вся эта работа направленная на приобретениеребёнком интегративных качеств (любознательный, активный; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками) Используемая литература.
обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып. 7/12. 4. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном 5. процессе в детском саду / Н.И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016 — №10 Интернет – ресурсы:
|