Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Запуск речи у детей с темповой задержкой психоречевого развития с использованием игр и игрушек
Развитие речи у детей
Автор: Гатилова Лидия Станиславовна Жирова Светлана Геннадьевна   
26.12.2024 10:16

Запуск речи у детей с темповой задержкой психоречевого развития с использованием игр и игрушекЗапуск речи у детей с темповой задержкой психоречевого развития с использованием игр и игрушек

  • Гатилова Лидия Станиславовна, кандидат исторических наук, учитель – логопед,
  • Жирова Светлана Геннадьевна, педагог – психолог

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №123» г. Курска

Аннотация. В статье освещается тема использования игровых методик и игрушек для коррекции психоречевого развития (ТЗПР) детей дошкольного возраста.

Темповая задержка психоречевого развития (ТЗПР) — это состояние, при котором у детей наблюдается замедленное развитие речи и коммуникации в условиях нормального интеллектуального потенциала. Одним из наиболее эффективных способов преодоления этой задержки является использование игровых методик и игрушек, что делает процесс обучения веселым и интересным. Как правило, основными специалистами в коррекции проявлений ТЗПР являются педагог – психолог и учитель – логопед. От совместных усилий зависит динамика психоречевого развития.

Игра является основным способом познания мира для детей. Она стимулирует нервную систему, развивает мышление и креативность. Через игру дети выражают свои эмоции и учатся взаимодействовать с окружающими. Это особенно важно для детей с ТЗПР, так как они могут иметь трудности в социализации и общении.

Различные виды игр способствуют развитию речевых навыков:

  • Игры с куклами и персонажами: дети могут разыгрывать сюжеты, что способствует развитию диалогической речи.
  • Вокальные игры: пение песен и музыкальные записи помогают развивать фонематический слух и интонацию.
  • Конструктивные игры: использование конструктора развивает мелкую моторику, что в свою очередь положительно сказывается на развитии речи.

Выбор игрушек играет ключевую роль в этом процессе. Через игрушку, обязательного спутника детства, можно ненавязчиво, тактично, но эффективно решать воспитательно-образовательные задачи на каждом возрастном этапе благодаря огромному разнообразию игрушек, как по содержанию, так и по видам, материалам, технике исполнения. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию [1].

 

Главной особенностью игрушки, как отмечают исследователи, является то, что в ней в обобщённом виде представлены типичные свойства реальных предметов, которые осваивает ребёнок, манипулируя или осознанно действуя с ней.

Для развития экспрессивной речи используются следующие виды игрушек:

  1. дидактические (матрёшки, башенки, пирамидки, бочонки);
  2. сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединённые одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;
  3. наборы, составленные специалистами или детьми: мальчик, девочка, санки, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака и т.д. [1].

Вот несколько примеров рекомендуемых нами игрушек:

  • Развивающие игрушки с микрофоном: они мотивируют детей говорить, повторять звуки и изучать новые слова.
  • Настольные игры: они способствуют взаимодействию с другими детьми, что помогает развивать социальные навыки и речь.
  • Коммуникативные игры — это замечательный инструмент, который помогает не только развивать речевые навыки, но и формировать социальные навыки у детей. Они создают непринужденную атмосферу, способствуют активному взаимодействию между детьми и специалистами, а также стимулируют интерес к общению.

Несколько примеров таких игр.

  1. "Скажи мне, кто я?" — В этой игре каждый ребенок получает карточку с изображением животного или персонажа. Его задача — описать о нем, не называя имени, а другие дети должны угадать, кто это. Это развивает как речь, так и навыки описания.
  2. "Кубики эмоций" — Использование кубиков с изображениями разных эмоций позволяет детям описать свои чувства и научиться распознавать эмоции других. Это важно для формирования эмоционального интеллекта.
  3. "Сказочный мешок" — В этом игровом элементе используются разные предметы, связанные с известными сказками. Дети поочередно достают предметы и рассказывают, как они связаны с сюжетом. Это развивает не только речь, но и воображение.

Запуск речи у детей — важный этап в их развитии, который требует внимательного подхода и применения разнообразных методик. Логопедические и коммуникативные игры являются одними из самых эффективных инструментов в этой непростой задаче. Предлагаем несколько наиболее эффективных логопедических игр, которые помогут детям освоить речь.

1. Игра "Кубики с картинками"

Описание: Используются кубики, на каждой стороне которых изображены различные предметы или животные. Дети бросают кубики и составляют предложения с выпавшими картинками, рассказывая о них.

Эффект: Направлено на развитие грамматического строя речи, расширение словарного запаса и формирование связной речи.

2. Игра "Что потерял зайчик?"

Описание: В этой игре детям предлагается вспомнить, какие предметы были у зайчика, исходя из подсказок ведущего. Можно использовать картинки или предметы, чтобы облегчить задачу.

Эффект: Стимулирует память, внимание и речь, учит детей формулировать свои мысли.

3. Игра "Закончи предложение"

Описание: Ведущий начинает предложение, а дети по очереди дополняют его. Например: "Сегодня я увидел..." или "На улице гулял..."

Эффект: Развивает воображение, креативность, а также навыки построения связной речи.

4. Игра "Эмоции"

Описание: Используются карточки с изображениями различных эмоций. Дети по очереди выбирают карточку и рассказывают, когда они чувствовали такую эмоцию, или изображают её, проговаривая свои ощущения.

Эффект: Учит детей распознавать и выражать свои чувства, что в целом положительно сказывается на их эмоциональном интеллекте и речевых навыках.

5. Игра "Путешествие в страну слов"

Описание: Дети "путешествуют" по воображаемой стране, где встречают "слова". Каждый раз, когда они встречают новое слово, необходимо рассказать о нем.

Эффект: стимулирует расширение словарного запаса и развивает связную речь.

6. Настольные игры с заданиями.

Описание: Включают в себя разнообразные настольные игры, такие как "Что? Где? Когда?" или "День и ночь". В данных играх дети отвечают на вопросы, описывают картинки или предметы.

Эффект: Развивают навыки формирования и выражения мыслей, учат отвечать на вопросы и поддерживать беседу.

Логопедические и коммуникативные игры — это не только способ развивать активную речь у дошкольников, но и возможность создать эмоционально-комфортную среду для обучения. Использование этих игр в практической работе логопедов и психологов способствует активизации речевой деятельности, развитию социальных навыков и повышению уверенности детей в своих силах. Главное — помнить о индивидуальных особенностях каждого ребенка и находить подходящий метод, который будет наиболее эффективным для него.

Каждая игра может быть адаптирована и модифицирована в зависимости от потребностей и интересов детей, что делает процесс обучения увлекательным и эффективным.

Что касается игрушек, то важно выбирать те, которые способствуют взаимодействию и коммуникации.

Таким образом, коммуникативные игры и игрушки не только способствуют запуску речи, но и развитию эмоциональных, социальных и коммуникативных навыков. Мы уверены, что их использование в дошкольной практике принесут положительные результаты.

Итак, для того чтобы сделать коррекционные занятия более эффективными, важно внедрять разнообразные игровые элементы, такие как:

  • Ролевые игры, где дети могут примерять разные роли и учиться вести диалог.
  • Игры, требующие совместной деятельности, что способствует развитию навыков общения и сотрудничества.
  • Использование музыкально-двигательных игр, которые помогают развивать не только речь, но и координацию движений.
  • Игрушки с изображением животных: такие игрушки можно использовать для обучения звукам, которые издают животные, а также для знакомства с названиями и характеристиками.

Запуск речи у детей с темповой задержкой психоречевого развития — это длительный процесс, требующий терпения и творческого подхода. Игры и игрушки играют в этом процессе важную роль, помогая детям развивать речевые навыки в комфортной и интересной для них форме. Родителям и специалистам важно помнить, что такой подход не только способствует развитию речи, но и делает обучение более увлекательным и доступным.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год