Запуск речи у детей с темповой задержкой психоречевого развития с использованием игр и игрушек |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Гатилова Лидия Станиславовна Жирова Светлана Геннадьевна | |||
26.12.2024 10:16 | |||
Запуск речи у детей с темповой задержкой психоречевого развития с использованием игр и игрушек
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №123» г. Курска Аннотация. В статье освещается тема использования игровых методик и игрушек для коррекции психоречевого развития (ТЗПР) детей дошкольного возраста. Темповая задержка психоречевого развития (ТЗПР) — это состояние, при котором у детей наблюдается замедленное развитие речи и коммуникации в условиях нормального интеллектуального потенциала. Одним из наиболее эффективных способов преодоления этой задержки является использование игровых методик и игрушек, что делает процесс обучения веселым и интересным. Как правило, основными специалистами в коррекции проявлений ТЗПР являются педагог – психолог и учитель – логопед. От совместных усилий зависит динамика психоречевого развития. Игра является основным способом познания мира для детей. Она стимулирует нервную систему, развивает мышление и креативность. Через игру дети выражают свои эмоции и учатся взаимодействовать с окружающими. Это особенно важно для детей с ТЗПР, так как они могут иметь трудности в социализации и общении. Различные виды игр способствуют развитию речевых навыков:
Выбор игрушек играет ключевую роль в этом процессе. Через игрушку, обязательного спутника детства, можно ненавязчиво, тактично, но эффективно решать воспитательно-образовательные задачи на каждом возрастном этапе благодаря огромному разнообразию игрушек, как по содержанию, так и по видам, материалам, технике исполнения. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию [1].
Главной особенностью игрушки, как отмечают исследователи, является то, что в ней в обобщённом виде представлены типичные свойства реальных предметов, которые осваивает ребёнок, манипулируя или осознанно действуя с ней. Для развития экспрессивной речи используются следующие виды игрушек:
Вот несколько примеров рекомендуемых нами игрушек:
Несколько примеров таких игр.
Запуск речи у детей — важный этап в их развитии, который требует внимательного подхода и применения разнообразных методик. Логопедические и коммуникативные игры являются одними из самых эффективных инструментов в этой непростой задаче. Предлагаем несколько наиболее эффективных логопедических игр, которые помогут детям освоить речь. 1. Игра "Кубики с картинками" Описание: Используются кубики, на каждой стороне которых изображены различные предметы или животные. Дети бросают кубики и составляют предложения с выпавшими картинками, рассказывая о них. Эффект: Направлено на развитие грамматического строя речи, расширение словарного запаса и формирование связной речи. 2. Игра "Что потерял зайчик?" Описание: В этой игре детям предлагается вспомнить, какие предметы были у зайчика, исходя из подсказок ведущего. Можно использовать картинки или предметы, чтобы облегчить задачу. Эффект: Стимулирует память, внимание и речь, учит детей формулировать свои мысли. 3. Игра "Закончи предложение" Описание: Ведущий начинает предложение, а дети по очереди дополняют его. Например: "Сегодня я увидел..." или "На улице гулял..." Эффект: Развивает воображение, креативность, а также навыки построения связной речи. 4. Игра "Эмоции" Описание: Используются карточки с изображениями различных эмоций. Дети по очереди выбирают карточку и рассказывают, когда они чувствовали такую эмоцию, или изображают её, проговаривая свои ощущения. Эффект: Учит детей распознавать и выражать свои чувства, что в целом положительно сказывается на их эмоциональном интеллекте и речевых навыках. 5. Игра "Путешествие в страну слов" Описание: Дети "путешествуют" по воображаемой стране, где встречают "слова". Каждый раз, когда они встречают новое слово, необходимо рассказать о нем. Эффект: стимулирует расширение словарного запаса и развивает связную речь. 6. Настольные игры с заданиями. Описание: Включают в себя разнообразные настольные игры, такие как "Что? Где? Когда?" или "День и ночь". В данных играх дети отвечают на вопросы, описывают картинки или предметы. Эффект: Развивают навыки формирования и выражения мыслей, учат отвечать на вопросы и поддерживать беседу. Логопедические и коммуникативные игры — это не только способ развивать активную речь у дошкольников, но и возможность создать эмоционально-комфортную среду для обучения. Использование этих игр в практической работе логопедов и психологов способствует активизации речевой деятельности, развитию социальных навыков и повышению уверенности детей в своих силах. Главное — помнить о индивидуальных особенностях каждого ребенка и находить подходящий метод, который будет наиболее эффективным для него. Каждая игра может быть адаптирована и модифицирована в зависимости от потребностей и интересов детей, что делает процесс обучения увлекательным и эффективным. Что касается игрушек, то важно выбирать те, которые способствуют взаимодействию и коммуникации. Таким образом, коммуникативные игры и игрушки не только способствуют запуску речи, но и развитию эмоциональных, социальных и коммуникативных навыков. Мы уверены, что их использование в дошкольной практике принесут положительные результаты. Итак, для того чтобы сделать коррекционные занятия более эффективными, важно внедрять разнообразные игровые элементы, такие как:
Запуск речи у детей с темповой задержкой психоречевого развития — это длительный процесс, требующий терпения и творческого подхода. Игры и игрушки играют в этом процессе важную роль, помогая детям развивать речевые навыки в комфортной и интересной для них форме. Родителям и специалистам важно помнить, что такой подход не только способствует развитию речи, но и делает обучение более увлекательным и доступным.
|