«Использование мнемотаблицы для развития связной речи у дошкольников» |
Развитие речи у детей | |
Автор: Садомова Елена Геннадьевна | |
23.12.2024 16:47 | |
«Использование мнемотаблицы для развития связной речи у дошкольников» Елена Геннадьевна Садомова воспитатель МБДОУ «Детский сад № 394» г.о. Самара Анализируя свой опыт работы по речевому развитию я пришла к выводу: у детей ограниченность детского словаря, они не владеют речевыми жанрами, отсутствует восприятие речи окружающих. Это вызвало большое беспокойство у меня как у педагога, так как речевое развитие является целостным развитием всей личности ребенка. Наблюдая за своими воспитанниками, хочу отметить, что в настоящее время у дошкольников ежедневно наблюдаю бедный словарный запас, не умеют строить слова в предложения. Педагогам и взрослым необходимо формировать у дошкольников способность грамматически верно излагать свои мысли, делится впечатлениями, рассказывать о различных событиях, пересказывать услышанные художественные произведения. Новшество методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Задача мнемотехники – применение ее как в коллективной, так и в самостоятельной деятельности (пересказ, игра – драматизация, отгадывание загадок).
Что же такое мнемотехника
Знакомить воспитанников с мнемотехникой начинаю постепенно и в игровой форме. Сначала показываю ребенку мнемоквадрат, затем мнемодорожку, а потом только мнемотаблицу. Рисунок или действие, которое нарисовано в мнемоквадрате, может обозначать одно слово, или целое простое предложение. Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате может обозначать слово, словосочетание, и глядя на них сочиняются истории. Мнемотаблицы — это дальнейший шаг за мнемодорожками. Задача таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому предстоит воспроизвести больший объем информации. Мнемотаблицы: способствуют быстрому запоминанию. Развивают основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление. Способствуют развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого. Развивают связную речь, расширяют и обогащают словарный запас. Развивают творческие способности дошкольников. Воспитанники подготовительной группы умеют самостоятельно составлять схемы и воспроизводить их. У детей при творческой деятельности наблюдается развитие мелкой моторики рук. Актуальность В сегодняшнее время высоко возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту выхода из детского сада дошкольники должны владеть определенным уровнем развития речевой активности, словарем, грамматическим строем речи, могут перейти от диалога к связному высказыванию. При работе с мнемотаблицой Мнемотаблицы – это дидактический материал в работе:
При пересказе с помощью мнемотаблицы дети видят всех действующих персонажей, и воспроизводят правильное построение предложения. С помощью мнемотаблиц дети отгадывают загадки, составляют рассказы — описания о предметах, об игрушках, о себе. Как я уже говорила, мнемотаблицы помогают воспринимать текст при работе с детьми младшего возраста. Особенно важно это для воспитанников, у которых возникают проблемы с речью и слухом, им сложно концентрировать свое внимание во время рассказа вслух. Запоминать стихи и рассказы по мнемотаблицам легко, а при пересказе можно смотреть на картинки. Такая методика придает уверенность застенчивым и робким детям, благодаря такой технике дети учатся выступать публично. Если мы попросим дошкольника рассказать какую-либо историю, то увидим, что связного последовательного рассказа у него не получится. Ребенок делает паузы, сбивается, переключает внимание на другой объект, действие и может не закончить рассказ. И чтобы как то завершить его я вместе с ним рисую мнемотаблицу. Ребенок благодаря такой технике может построить рассказ по сюжетной линии: в его рассказе будет и начало и конец завершенного действия. Вывод: В результате использования мнемотаблиц:
Необходимо помнить: что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребенка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут нам в развитии речи дошкольника. Список литературы:
|