Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Волшебные фигуры» (моделирование сказок как средство формирования навыков пересказа детей младшего дошкольного возраста).
Развитие речи у детей
Автор: Манышкина Светлана Евгеньевна   
22.11.2024 06:41

Проект «Волшебные фигуры» (моделирование сказок как средство формирования навыков пересказа детей младшего дошкольного возраста).Проект «Волшебные фигуры» (моделирование сказок как средство формирования навыков пересказа детей младшего дошкольного возраста).

Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа «Имена Победы»

НОМИНАЦИЯ «ПРОЕКТЫ»

Адрес реализации проекта: МО, Клинский район, п. Шевляково, дом 21 г.о. Клин, 2024г

Сведения об авторах проекта «Волшебные фигуры» ФИО: Манышкина Светлана Евгеньевна

Должность: воспитатель, квалификационная категория – первая категория

Образование: среднее специальное

Стаж работы: педагогический стаж 15 лет

 

Скачать коспект

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа «Имена Победы» (8 отделение).

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Волшебные фигуры»

Автор проекта

Манышкина Светлана Евгеньевна

Команда проекта

Педагоги, детимладшегодошкольного возраста, родители

Обоснование актуальности проекта

Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста приобретает свою актуальность в связи с психофизиологическими особенностями развития ребенка в период 3-4 лет, в виду сензитивности речевого развития. Именно в этом возрасте ребенок наиболее чувствителен к восприятию речи окружающих, а также к влиянию разных факторов со стороны внешней и внутренней среды.

В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.

Из всех существующих приемов обучения связной речи  самым современным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

ü формирование навыков пересказа посредством моделирования русской народной сказки

Задачи:

для детей:

ü  работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;

ü  обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

ü  развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;

ü  уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;

ü  развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки;

ü  развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;

ü  уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;

ü  воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

для педагогов:

ü  повышение речевой культуры педагогов

ü  активная позиция со стороны родителей;

для родителей:

ü вовлечь родителей в творческую деятельность проекта;

ü информировать родителей о развитии ребенка.

Краткое содержание проекта

Подготовительный этап. (01.09.2024-11.09.2024)

ü  подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;

ü  составление поэтапного плана работы;    

ü  подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса формирования навыков пересказа.

ü  диагностика «Выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей»

ü  анкетирование родителей с целью выявления запросов родителей  по организации учебно-воспитательной работы с детьми.  

             

Основной этап. (12.09.2024-20.10.2024)

üреализация проекта, проведение мероприятий в соответствии с планом.

Заключительный этап. (21.10.24-30.10.24)

üПовторная диагностика «Выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей»;

üОбработка и оформление материалов проекта.

Целевая аудитория

Дети младшего дошкольного возраста

Кадровое обеспечение проекта

Манышкина Светлана Евгеньевна – воспитатель

Ресурсное обеспечение

Техническое обеспечение проекта:

üкамера или фотоаппарат;

üкомпьютер или ноутбук, принтер, ламинатор;

üпрограммы для работы с фотографиями и картинками

üканцелярские принадлежности

Методическое обеспечение проекта:

üтеоретическая и методическая литература.

Информационное обслуживание проекта:

üинтернет-сайты;

üвыпуск фото и видеоотчёта.

География проекта

МО, Клинский район, п. Шевляково, дом 21

Актуальность проекта

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.  Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

В процессе работы с дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.

Новизна проекта

Из всех существующих приемов обучения связной речи  самым современным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.

Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко. Использование метода моделирования сказок облегчит процесс обучения детей рассказыванию.

Все вышеизложенное определило окончательный выбор мною темы проекта  для углубленной работы: «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказу у детей старшего дошкольного возраста».           

Проект  дает воспитателю необходимую свободу в обращении с материалом, возможность творческого движения, разнообразие форм построения занятий. Занятия всегда носят нежесткий характер, где воспитатель осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка, т.е. может работать в режиме проектирования.

Цель проекта:

üформирование навыков пересказа посредством моделирования русской народной сказки

Задачи:

Для детей:

работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;

обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;

уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;

развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки;

развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;

уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;

воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Для педагогов:

повышение речевой культуры педагогов

активная позиция со стороны родителей;

Для родителей:

вовлечь родителей в творческую деятельность проекта;

информировать родителей о развитии ребенка.

Участники проекта:

  Дети 3-4 лет

  Воспитатели

  Родители

  Воспитатели

Сроки проведения: проект реализуется с 01.09.24г по 30.10.24г

Принципы реализации проекта:

педагогический принцип: образовательный процесс строится, опираясь на возрастные особенности обучающихся.

научно-практический принцип:содержание проекта соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

целевой принцип: ориентация проекта на цели и приоритетные задачи образования.

принцип объективности результатов.

Вся работа проекта ведется по трем направлениям, взаимосвязанные между собой: работа с обучающимися, работа с родителями и работа с воспитателями.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап. (01.09.24-11.09.24)

  подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;

  составление поэтапного плана работы;    

  подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса формирования навыков пересказа.

  диагностика «Выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей»

  анкетирование родителей с целью выявления запросов родителей  по организации учебно-воспитательной работы с детьми.                

Основной этап. (12.09.24-20.10.24)

üреализация проекта, проведение мероприятий в соответствии с планом.

Заключительный этап. (21.10.24-30.10.24)

  Повторная диагностика «Выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей»;

  Обработка и оформление материалов проекта.

Предполагаемые результаты:

Для детей:

  обогащение жизни детей разнообразными, нетрадиционными, активными формами организации деятельности;

  положительная динамика в развитии речи детей, в формировании навыков пересказа.

Для педагогови родителей:

  повышение речевой культуры взрослых (педагогов и родителей);

  активная позиция со стороны родителей;

Техническое обеспечение проекта:

камера или фотоаппарат;

компьютер или ноутбук;

программы конвертирования, работы с фотографиями и картинками, нарезки и склеивания фильмов: фотоШоу PRO, WindowsMovieMaker, ВидеоМОНТАЖ, ВидеоШОУ и т.д.;

канцелярские принадлежности

Методическое обеспечение проекта:

теоретическая и методическая литература.

Информационное обслуживание проекта:

интернет-сайты;

выпуск фото и видеоотчёта.

Список использованной литературы:

  • Александрова О. Разыгрываем сказки  //Дошкольное воспитание.
  • Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия,
  • Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез,
  • Богомолова А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -  М.: Высшая школа
  • Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание.
  • Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва
  • Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Просвещение
  • Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: Владос,
  • Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещени
  • Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц. - полит.журн.
  • Калунина Е. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду.
  • Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для дошкольников (загадки из сказок, стр. 84, портреты героев сказок, стр. 154).
  • Любина, Г. Праздник сказки // Ребенок в детском саду.
  • Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго.
  • Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение,
  • Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду.
  • О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий.
  • О.С.Ушакова, Е.М.Струнина Развитие речи детей 3-4лет. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения.
  • Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ
  • Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: АРГО
  • Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Москва
  • Янушко Г.А.. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет - М.: Эксмо,
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год