Проект «Волшебные фигуры» (моделирование сказок как средство формирования навыков пересказа детей младшего дошкольного возраста). |
Развитие речи у детей | |||||||||||||||||||||||
Автор: Манышкина Светлана Евгеньевна | |||||||||||||||||||||||
22.11.2024 06:41 | |||||||||||||||||||||||
Проект «Волшебные фигуры» (моделирование сказок как средство формирования навыков пересказа детей младшего дошкольного возраста). Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа «Имена Победы» НОМИНАЦИЯ «ПРОЕКТЫ» Адрес реализации проекта: МО, Клинский район, п. Шевляково, дом 21 г.о. Клин, 2024г Сведения об авторах проекта «Волшебные фигуры» ФИО: Манышкина Светлана Евгеньевна Должность: воспитатель, квалификационная категория – первая категория Образование: среднее специальное Стаж работы: педагогический стаж 15 лет
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа «Имена Победы» (8 отделение). ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Актуальность проекта Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». В процессе работы с дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба). Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др. Новизна проекта Из всех существующих приемов обучения связной речи самым современным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко. Использование метода моделирования сказок облегчит процесс обучения детей рассказыванию. Все вышеизложенное определило окончательный выбор мною темы проекта для углубленной работы: «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказу у детей старшего дошкольного возраста». Проект дает воспитателю необходимую свободу в обращении с материалом, возможность творческого движения, разнообразие форм построения занятий. Занятия всегда носят нежесткий характер, где воспитатель осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка, т.е. может работать в режиме проектирования. Цель проекта: üформирование навыков пересказа посредством моделирования русской народной сказки Задачи: Для детей: работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи; обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей; уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям; развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки; развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели; уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов; воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Для педагогов: повышение речевой культуры педагогов активная позиция со стороны родителей; Для родителей: вовлечь родителей в творческую деятельность проекта; информировать родителей о развитии ребенка. Участники проекта: Дети 3-4 лет Воспитатели Родители Воспитатели Сроки проведения: проект реализуется с 01.09.24г по 30.10.24г Принципы реализации проекта: педагогический принцип: образовательный процесс строится, опираясь на возрастные особенности обучающихся. научно-практический принцип:содержание проекта соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. целевой принцип: ориентация проекта на цели и приоритетные задачи образования. принцип объективности результатов. Вся работа проекта ведется по трем направлениям, взаимосвязанные между собой: работа с обучающимися, работа с родителями и работа с воспитателями. Этапы реализации проекта: Подготовительный этап. (01.09.24-11.09.24) подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта; составление поэтапного плана работы; подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса формирования навыков пересказа. диагностика «Выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей» анкетирование родителей с целью выявления запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми. Основной этап. (12.09.24-20.10.24) üреализация проекта, проведение мероприятий в соответствии с планом. Заключительный этап. (21.10.24-30.10.24) Повторная диагностика «Выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей»; Обработка и оформление материалов проекта. Предполагаемые результаты: Для детей: обогащение жизни детей разнообразными, нетрадиционными, активными формами организации деятельности; положительная динамика в развитии речи детей, в формировании навыков пересказа. Для педагогови родителей: повышение речевой культуры взрослых (педагогов и родителей); активная позиция со стороны родителей; Техническое обеспечение проекта: камера или фотоаппарат; компьютер или ноутбук; программы конвертирования, работы с фотографиями и картинками, нарезки и склеивания фильмов: фотоШоу PRO, WindowsMovieMaker, ВидеоМОНТАЖ, ВидеоШОУ и т.д.; канцелярские принадлежности Методическое обеспечение проекта: теоретическая и методическая литература. Информационное обслуживание проекта: интернет-сайты; выпуск фото и видеоотчёта. Список использованной литературы:
|