Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя любимая семья» |
Развитие речи у детей | |
Автор: Илюшина Ольга Петровна | |
22.11.2024 07:36 | |
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя любимая семья» Илюшина Ольга Петровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад№85» Аннотация Работа в дошкольных учреждениях строится на принципах и ориентирах, которые учитывают систему ценностей российского народа и соответствуют возрасту детей. Направления воспитания, которые предусматривает ФОП ДО [1]. Патриотическое направление. В основе — любовь и уважение к своей стране, малой родине, ощущение принадлежности к своему народу. Духовно-нравственное направление основано на таких ценностях, как доброта, забота о других и хорошие поступки. Это помогает детям понимать, что такое правильное и неправильное поведение.
Социальное воспитание направлено на формирование доброжелательного отношения к семье, другим людям, развитие навыков сотрудничества, а также культуры поведения. Познавательное воспитание направлено на развитие у ребенка ценности знаний, помогает осваивать и формировать целостную картину мира. Это развивает в том числе самостоятельность. Семья – это важнейший институт социализации личности, исторической трансляции культурных, нравственных ценностей. У каждого человека существует свое представление о семье и семейных отношениях. Именно семья формирует человека, систему его ценностей и взглядов, в ней формируется личность человека. Эта тема на данный момент очень актуальна, она призвана помочь ребятам разобраться, в чем ценность каждой семьи, помочь сформировать взгляд на доверительные взаимоотношения между членами семьи. Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг, а также совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Цель: Обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении. Задачи: Учить детей определять и находить родственные связи, составлять древо своей семьи. Совершенствовать диалогическую и монологическуюформы речи. Продолжить учить составлять небольшие рассказы из личного опыта. Воспитывать чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях. Прививать потребность радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением. Предварительная работа: Беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», составление рассказов о своей семье; разучивание пословиц о семье; дидактические игры «Собери папины инструменты», «Помоги маме сварить борщ», подвижные игры «Мы весёлые ребята», «Баба сеяла горох», сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения», «Гости». Оборудование: альбом «Мое генеалогическое древо», альбом «Герб моей семьи», карточки с пословицами о семье, картинки с членами семьи. Ход занятия 1. Мотивационный этап. Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться со мной в страну под названием «Семейный очаг». Давайте закроем глазки и произнесём: «Раз — мы низко приседаем, Два — мы глазки закрываем, Три — попробуем мы встать, Глазки надо открывать!». 2. Ориентировочный этап. Воспитатель: Посмотрите, где это мы с вами очутились? Да мы в стране Семейный очаг! А это что такое? Письмо. Наверно, это письмо для нас, что же в нём написано?! «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Искорка — я хранительница домашнего очага. Я очень рада, что вы решили отправиться ко мне в гости, в страну «Семейный очаг». У меня для вас есть подарок – Волшебная книга. На каждой её страничке есть задания, выполнив которые, вы узнаете, что же такое Семейный очаг. Желаю удачи!». Так вот, кто такая Искорка! Ну, что ребята, хотите поиграть с книгой? Тогда открываем первую главу, она называется «Вопрос – ответ». Искорка предлагает поиграть в дидактическую игру «Четвертый лишний». Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником? − Мама, соседка, бабушка, сестра. − Бабушка, подруга, сестра, мама. − Сестра, продавец, бабушка, брат. − Дворник, брат, папа, дедушка. − Дедушка, папа, водитель, отец. Воспитатель: Ребята, а что такое семья? (Семья – это родные люди, живущие вместе). Правильно! Ещё можно сказать – родственники. Пальчиковая игра «Кто живёт у нас в квартире?» 1,2, 3, 4, кто живёт у нас в квартире? (Дети загибают пальцы, считая их.) 1,2, 3, 4, 5, всех могу пересчитать. Мама, папа, брат, сестра, кошка Мурка, два котёнка, Мой сверчок, щегол и я — вот и вся моя семья! 3. Исполнительский этап. Воспитатель: Садитесь все на стульчики. Итак, глава вторая, «Генеалогическое древо». Это не просто древо – Жизни дерево растет! Ветка вправо, ветка влево – Получился род. Корни – это наши предки, Мама с папой – это ветки, Ну, а мы с тобой Зашумим листвой. Древо слева, древо справа Тянут ветки на восход – Получается держава, Получается народ. Воспитатель: А у нас в группе тоже есть альбом! Посмотрите внимательно, и вы увидите здесь свои фотографии. Ребята, кто здесь изображён? Как одним словом сказать? (семья). Искорка хотела, чтобы вы рассказали о своей семье: кто живёт в вашей семье, как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестрёнку. Может, у вас есть дяди и тёти? Расскажите и о них тоже. (Дети составляют рассказ о своей семье). Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Кем члены семьи приходятся друг другу?» Мальчик для папы и мамы кто? (СЫН) Мальчик для дедушки и бабушки? (ВНУК) Девочка для папы и мамы? (ДОЧЬ) Девочка для дедушки и бабушки? (ВНУЧКА) Папа для дедушки и бабушки? (СЫН) Мама для дедушки и бабушки? (ДОЧЬ) Мальчик для девочки в семье кто? (БРАТ) Девочка для мальчика в семье кто? (СЕСТРА) (Ответы детей). Воспитатель: Какие вы все молодцы! Так хорошо рассказали о своих семьях! И на вопросы ответили правильно. Да, ребята, семья может быть большой и дружной. Главное в семье всегда была любовь и уважение друг к другу. Давайте откроем третью главу, «Поиграй — ка». Хотите поиграть? Физминутка «Семейная зарядка». Осенью, весною, летом и зимою Мы во двор выходим дружною семьёй. Встанем в круг, и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает, Папа бодро приседает Повороты вправо – влево Делает мой братик Сева. Я сама бегу трусцой И качаю головой. Воспитатель: А теперь снова садитесь на стульчики игра вторая. Дидактическая игра «Подбери признаки». Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д. Мама (какая?) — добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная: Папа — строгий, умный, сильный: Бабушка — старенькая, седая, отзывчивая: Дедушка — старый, мудрый, седой: Сестра — весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая: Брат — сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный: Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у каждого народа есть герб, гимн, флаг. Вы с родителями изобразили герб своей семьи. Давайте рассмотрим и расскажем о них. Дети рассказывают, что символизирует герб их семьи. Воспитатель: Ребята, семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. Я сейчас буду начинать пословицу, а вы продолжать. «При солнышке тепло, ………………… при матери – добро» «Нет милее дружка, ……………………… чем родная матушка» «Вся семья вместе, ………………………так и душа на месте» «В семье и …………………………………каша гуще». «В хорошей семье ……………………… хорошие дети растут». «Дружная семья не знает ……………… печали». «Русский человек без родни ……………не живет». – А как вы понимаете смысл этих пословиц? – А какие вы знаете пословицы о семье? 4. Рефлексивный этап. - Вот и прочитана последняя глава Волшебной книги. Наше путешествие подошло к концу и нам пора отправляться в детский сад. Возьмитесь все за руки, закройте глаза. «Раз — мы низко приседаем, Два — мы глазки закрываем, Три — попробуем мы встать, Глазки надо открывать!». Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше сказочное путешествие по страницам Волшебной книги? Что вам больше всего понравилось на занятии? Возникали ли у вас трудности при выполнении каких- нибудь заданий? (Ответы детей). - Так что же такое Семейный очаг? (ответы детей). 5. Перспективный этап. Семья – это слово родное, сколько в нём света, добра и тепла Как мы гордимся своими родными за все их заслуги, за все их дела! А что бы вы хотели пожелать своей семье?» (пожелания детей своей семье). Литература
|