Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие по сказкам»
Развитие речи у детей
Автор: Золотарева Татьяна Ивановна   
02.03.2025 11:12

Методическая разработка образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие по сказкам»Методическая разработка образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие по сказкам»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный Белгородского района Белгородской области»

Воспитатель: Золотарева Татьяна Ивановна

Цель: Закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках; создать у детей радостное, эмоциональное настроение.

Задачи:

  • Образовательные: Совершенствовать знания детей о сказках, умение детей вспоминать и узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, загадкам, эпизодам. Формировать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.
  • Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, внимание, умение анализировать вопросы, обобщать, делать выводы и умозаключения; подбирать слова антонимы; развивать мышление, воображение. Приобщать к элементарным правилам ведения диалога – строить ответ в соответствии с услышанным. Активизировать в речи детей: название сказок, имена сказочных героев.
  • Воспитательные: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Создавать у детей эмоционально-позитивное настроение.

Оборудование и материалы:

 

Мультимедийный проектор, ноутбук, аудиоколонка, аудиозапись «Сказки гуляют по свету» музыка — Евгений Птичкин, текст — Михаил Пляцковский, слайды с изображениями по сказкам, «записка» с заданиями, книга в подарок для детей на группу.

Методы обучения:

Наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.

Словесные: объяснение, рассказ педагога, вопросы, пояснение, педагогическая оценка.

Практические.

Игровые: внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий; отгадывание загадок.

Формы обучения: НОД, Фронтальное

Тип учебного занятия: Комбинированное

Технологическая карта образовательной деятельности

Ход занятия:

Под негромкую спокойную мелодию «Сказки гуляют по свету» дети входят в украшенную картинами, иллюстрациями к знакомым сказкам группу, рассматривают их.

Воспитатель: Вот прекрасная страна,

Вся она чудес полна.

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно следующие строки и вспомните, о ком в них говорится?

(Читает детям следующие строчки из знакомых сказок)

«И горы встают у него на пути,

И он по горам начинает ползти»

Дети: Это доктор Айболит из сказки «Доктор Айболит»

(После правильного ответа слайд с изображением героя- Айболита)

Воспитатель: «Долго у моря ждал я ответа,

Не дождался, к старухе воротился»

Дети: Старик из «Сказки о рыбаке и рыбке».

(Слайдс изображением старика из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Воспитатель: «Все пустяк для дурака,

Он садится на конька»

Дети: Это Иван-дурак из сказки «Конёк-горбунок»

(Слайд с изображением Ивана-дурака из «Конёк-горбунок»)

Воспитатель: «А бедная баба одна,

И плачет, и плачет она»

Дети: Это Федора из сказки «Федорино горе».

(Слайд с изображением Федоры из сказки «Федорино горе»)

Воспитатель: «Одеяло убежало,

Улетела простыня»

Дети: Это Мальчик-грязнуля из сказки «Мойдодыр»

(Слайд с изображением мальчика-грязнули).

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо знаете эти произведения.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Мы очень любим сказки.

Воспитатель: Замечательно!

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Воспитатель: Какие бывают сказки?

Дети: народные, авторские.

Воспитатель: Ребята, почему сказки называют народными?

Дети: Потому что, их сочинил народ.

(Показ книг с русскими народными сказками)

Воспитатель: Почему сказки называют авторскими?

Дети: Потому что, их сочинил и написал один человек – автор.

(Показ книг с авторскими сказками)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красивая книга.

(Обратить внимание на новую, большую, красочную книгу русских народных сказок в книжном уголке)

Воспитатель: Интересно, откуда она появилась в нашей группе? Ребята, как вы думаете?

Дети: Кто-то принес или прислал, быть может сказочница, или волшебник?

Воспитатель: Ребята, давайте откроем ее, посмотрим и прочтем, что же написано в этой книге?

(Пытаются открыть её, но не получается. На книге висит замочек).

Воспитатель: Ребята, как же мы откроем книгу, ключиков от замочка у нас нет?

(Воспитатель показывает детям книгу, на обложке оборота обнаруживают записку)

Воспитатель: «Ребята, пишет вам письмо волшебник сказочной страны. Я знаю, что вы любите путешествовать. Эта волшебная книга поможет вам путешествовать по сказочной стране. Но чтобы отправиться в путешествие по этой сказочной книге, замочек на этой книге откроется, если выполните все задания».

Воспитатель: Ребята, готовы ли вы выполнить задания волшебника сказочной страны?

Дети: Да, будем стараться.

Воспитатель:

Хорошо! Тогда присаживайтесь и приступим. Ребята, вот первое задание.

Воспитатель: На ком или на чем совершали свои путешествия герои сказок:

(Демонстрируются слайды героев перед называнием вопроса)

1. Незнайка и его друзья?

Дети: Незнайка и его друзья путешествовали на воздушном шаре.

2. Лягушка-квакушка?

Дети: Лягушка-квакушка путешествовала на прутике.

3. Дюймовочка из норы крота в теплые края?

Дети: Дюймовочка из норы крота в теплые края путешествовала на ласточке.

4. За медом Винни-Пух?

Дети: За медом Винни-Пух путешествовал на воздушном шарике.

5. Баба Яга?

Дети: Баба Яга путешествовала на метле.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием, все ответы верны.

Воспитатель: Следующее задание. Дидактическое упражнение «Слова — антонимы».

Воспитатель: В сказках герой может быть:

Добрый – злой; Смелый – трусливый; Мудрый – глупый; Сытый – голодный; Трудолюбивый – ленивый; Веселый – грустный; Друг – враг; Длинная – короткая; Высокий – низкий; Большой – маленький.

Воспитатель: Молодцы. Настроение этих героев мы можем показать с помощью игры: «Забавные медведи». Давайте с вами поиграем.

Мимическая гимнастика

(Дети при помощи мимического упражнения изображают содержание стихотворения.)

Когда медведям грустно — они делают так.

Когда медведи удивлены — делают вот так.

Когда они испуганы — они такие.

Когда мишки злятся — они уже другие.

Когда медведи радуются — делают вот так.

Воспитатель: Следующее задание. Дети, вы знаете много сказок? Я вам буду загадывать загадку, а вы будете называть сказку:

1. Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей.

( «Царевна –Лягушка»)

2. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

3. Его съесть хотели все,

Но попал он в пасть к лисе.

Сдобный, маленький клубок

В сказке звался.

(Колобок)

4. Три веселых братца

В доме веселятся.

Смотрит волк сердито:

Крепко дверь закрыта.

(Три поросенка)

5. В этом доме без забот

Жили звери, только вот,

К ним медведь пришел потом,

Поломал звериный дом.

(Теремок)

6. Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Физминутка «Баба Яга»

В темном лесу есть избушка (шагают на месте)

Стоит задом наперед (поворачиваются)

В той избушке есть старушка (грозят пальцем)

Бабушка Яга живет (грозят другим пальцем)

Нос крючком (показывают пальцем)

Глаза большие (показывают)

Словно угольки горят (покачивают головой)

Ух, сердитая такая (бег на месте)

Дыбом волосы стоят (руки вверх).

Воспитатель: Ребята, если книге очень много лет, то названия некоторых сказок трудно прочитать.

Следующее задание: «Исправьте ошибки в названиях сказок»

(После правильного ответа детей иллюстрация к сказке выводится на экран)

  1. «Царевна — индюшка» ( «Царевна-Лягушка»);
  2. «По-собачьему велению» ( «По щучьему велению»);
  3. «Иван-царевич и зелёный волк» (Иван Царевич и серый волк)
  4. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка» ( «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
  5. «Мальчик-с-кулачок» ( «Мальчик-с-пальчик»);
  6. «У страха уши велики» ( «У страха глаза велики»)
  7. «Петушок— золотой пастушок» ( «Петушок— золотой гребешок»)
  8. «Лапша из топора» ( «Каша из топора»).

Воспитатель: Все вы хорошо знаете, что сказки не только читают, но и рассказывают. Следующее задание: Карлсон, любил рассказывать вот такие сказки Малышу: «Лежал Колобок на окошке. Мышка бежала, хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят и все, все до крошки съели».

«Жили-были Дед Мороз со Снегурочкой и была у них внучка Красная Шапочка».

Воспитатель: Вы догадались, какие сказки Карлсон рассказывал Малышу?

Дети: Все Карлсон напутал и трудно понять, какие сказкион рассказал.

Воспитатель: Какие сказки упомянул Карлсон в своем пересказе?

Дети: «Это сказки: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Красная Шапочка».

Воспитатель: Ребята, почему Карлсон рассказывал сказки Малышу?

Дети: Лучшим другом Карлсона был Малыш.

Воспитатель: Скажите, кто был другом крокодила Гены?

Дети: Другом крокодила Гены был Чебурашка.

Воспитатель: Кто был другом Винни-Пуха?

Дети: У Винни Пуха было много друзей: Пятачок, крокодил, Ослик.

Воспитатель: Друзья Айболита?

Дети: Друзья Айболита Авва, Тянитолкай, Карузо.

Воспитатель: Друзья Маугли?

Дети: Багира, Балу, Каа друзья Маугли.

Воспитатель: Друг Герды?

Дети: Другом Герды был Кай.

Воспитатель: Скажите, ребята, есть ли в сказках колдовство и превращения?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда скажите, в кого превратился князь Гвидон?

Дети: Князь Гвидон превратился в комара, муху, шмеля.

Воспитатель: В кого превратился великан-людоед?

Дети: Великан-людоед превратился во льва и мышонка.

Воспитатель: В кого превратилось чудовище из сказки «Аленький цветочек»

Дети: Чудовище из сказки «Аленький цветочек» превратился в принца.

Воспитатель: В кого превратилась девочка Айогаиз нанайской сказки?

Дети: Девочка Айога из нанайской сказки превратилась в гусыню.

Воспитатель: Вы молодцы, ребята. Справились со всеми заданиями. Но замочек что-то не открывается. Кто знает, с помощью чего в сказках начинались удивительные превращения?

Дети: Удивительным превращениям в сказке помогают волшебные слова.

Воспитатель: Какое волшебное слово подойдет, чтобы открыть замочек?

«По щучьему велению, по моему хотению»

«Сивка-Бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой»

«Раз, два, три! Горшочек вари!»

«Крекс, фекс, пекс!»

«Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по-моему вели»

«Сказка-сказка, отзовись, поскорей сюда явись»

Дети: Подойдут волшебные слова: «Сказка-сказка, отзовись, поскорей сюда явись»

Воспитатель: Дети, давайте попробуем произнести эти «волшебные слова».

Но для этого нужно закрыть глаза и тихо произнести эти слова.

(Дети произносят, тем временем открывается на книге замочек)

Воспитатель: Ребята, вы выполнили все задания волшебника сказочной страны и теперь мы с вами сможем интересно путешествовать по сказкам этой книги.

(Дети рассматривают несколько страниц из подаренной книги)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (370) выйдет
8 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год