Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

План-конспект НОД по формированию фонематических процессов
Развитие речи у детей
Автор: Шандра Наталья Григорьевна   
30.01.2024 18:48

План-конспект НОД по формированию фонематических процессовПлан-конспект НОД по формированию фонематических процессов

(старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи) «Путешествие в страну Мультяшей»

Образовательные области: приоритетное — речевое развитие. Интегрируемые: познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Цель: решение программных задач с использованием комплексно-игрового метода

Задачи

Образовательные:

  • закреплять умение правильно произносить, дифференцировать звуки С, Ш в словах и предложениях
  • развивать фонематический слух, умение определять количество слогов в слове, употреблять существительные с суффиксами –онок, -енок; -чек, ищ
  • развивать умение составлять описательные рассказы с использованием опорных схем.

Коррекционно-развивающие:

  • формировать фонематические процессы, навыки звукового и слогового анализа
  • формировать коммуникативные навыки
  • развивать общую и мелкую моторику
  • развивать мыслительные операции (анализ, сравнение), слуховое внимание
  • формировать восприятие речи взрослого, понимание сложных словесно-логических конструкций

Воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества и самостоятельности в процессе выполнения совместной деятельности
  • воспитывать творческую инициативу

Оборудование: видео к занятию; магнитная доска, магниты; столик; картонные фигурки Смешариков: Крош, Нюша, Пин, Совунья, Копатыч, Бараш; для дидактической игры «Магазин» 2 корзины, игрушки: груша, кастрюля, ананас, капуста, чашка, карандаш, машина; предметные картинки к дидактической игре «Рифма» (басня, башня, усы, уши, сок, мешок, сила, шило, каска, кашка, миска, мишка, крыса, крыша); поезд с тремя вагонами с надписями «1», «2», «3», карточки-схемы для составления рассказа-описания; счетные палочки; магнитные буквы: Б, К, Н, Л, С, П, цветные магниты для гласных и согласных звуков; игрушки-животные: овца, баран, кролик, свинья, медведь, сова, пин; детали мозаики (синие, зеленые, желтые, красные, коричневые для рефлексии); призы-колокольчики.

Форма организации – подгрупповая.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Создание положительного настроя.

Предлагаем детям занять места на стульчиках.

Просмотр видео «Смешарики».

Логопед: Ребята, почему вы улыбались, когда слушали песенку?

Дети: Потому, что она добрая. У нас хорошее настроение

Логопед: И у меня хорошее настроение. Захотелось отправиться в сказочную страну. Вы, наверное, догадались, как эта страна называется?

Дети: Смешарики!

Логопед: Хотите со мной?

Дети: Да!

Логопед: Назовите Смешариков, кого вы увидели на экране? (Дети называют, а логопед раздает названные фигурки смешариков).

2. Формирование фонематического слуха. Определение первого звука в слове.

Логопед: Ребята, мы с вами в сказочной стране Смешариков. Подумайте, с какого звука начинается имя вашего персонажа? Подберите фишку и приклейте Смешарика рядом с буквой. Посмотрите как мы будем это делать. Копатыч. В слове Копатыч первый звук К (выставляется синий магнит), он твердый согласный. Буква К. (логопед приклеивает рядом с буквой Копатыча).

3. Слоговой анализ. Дидактическая игра «Поезд».

Логопед: Ребята, а вы знаете, у Кроша и Совуньи сегодня День рождения и Смешарики решили подарить им подарки. Но подарки нужно сначала купить, поэтому куда им нужно отправиться?

Дети: В магазин!

Логопед: А магазин находится очень далеко, поэтому им придется ехать на поезде (выставляется поезд с 3мя вагонами). Мы разместим Смешариков по вагонам: в первом вагоне поедут те Смешарики, чье имя состоит из 1 слога, во втором — из 2х слогов, в третьем-из 3х слогов. Мы по очереди будем брать с доски Смешарика, называть его и определять количество слогов в его имени. Как мы сможем это определить?

Дети: С помощью хлопков.

Дети по очереди называют персонажа, делят на слоги слова-названия и распределяют по вагонам.

4. Дидактическая игра «Изобретатели».

Логопед: Ну вот Смешарики и заняли свои места. Поезд отправился в путь. А чтобы им не было скучно, Пин предложил немного поиграть в изобретателей. Ведь вы знаете, что Пин всегда что-то изобретает. Он взял с собой в дорогу совсем немного палочек и предлагает заняться превращением одной буквы в другую. Сделайте букву А, а теперь превратите ее в букву Л. Что нужно сделать, чтобы получить букву Л?

Дети: Убрать 1 палочку.

Логопед: А теперь сделайте букву Г. Превратите ее в букву П. Что нужно сделать?

Дети: Добавить 1 палочку.

(А- Л- Г-П-Т-К)

5. Динамическая пауза «Смешарики».

Логопед: Ребята, наши Смешарики засиделись в поезде, им нужно немного подвигаться!

Мы шагаем, как Совунья,

А присядем, мы как Пин,

Делаем наклон, как Ежик.

Вместе с Крошем мы бежим.

Моем носики, как Нюша.

Мы с Лосяшем вдаль глядим.

Роем грядки, как Копатыч,

Машем крыльями, как Карыч,

А с Барашем сесть хотим.

6. Дидактическая игра «Назови семью»

Логопед: Ребята, мы знаем, что Смешарики — сказочные животные и птицы. Но они очень похожи на настоящих. Подумайте и поочереди подходите к полянке, где гуляют животные и птицы, возьмите похожего на вашего Смешарика и назовите его. Например, Копатыч похож на медведя. (Дети выбирают по одному животному и проговаривают).

Назовите семью вашего животного или птицы. Называем папу, маму и детеныша или птенца. Например, папа-медведь, мама – медведица, детеныш-медвежонок.

7. Дидактическая игра «Рифма»

Логопед: А еще, чтобы не скучать в дороге, Бараш предложил поиграть в игру «Рифма». Нужно подбирать близкие по звучанию слова. По очереди назовем картинки. (Дети называют).

- Подбираем слова так, чтобы они звучали, как стихи Бараша. Например, басня-башня, соединяем их линией.

8. Дидактическая игра «Магазин»

Наконец-то наши Смешарики приехали в магазин и начали выбирать подарки. Но чтобы нам не запутаться, где чьи подарки, сразу будем раскладывать по корзинкам. Как вы думаете, в эту корзину мы для кого подарки будем складывать?

Дети: Для Совуньи.

Логопед: Почему вы так решили?

Дети: Потому что на корзине приклеена буква С.

Логопед: А в слове Совунья есть звук С. Молодцы! А в эту корзину мы для кого подарки будем складывать?

Дети: Для Кроша, потому что в слове Крош есть звук Ш.

Логопед: Правильно, ребята! Значит и подарки мы будем выбирать для Кроша со звуком Ш, а для Совуньи подарки со звуком С. Нужно будет назвать подарок и сказать какой звук встречается в слове С или Ш и где он находится в начале, середине или в конце слова. (Дети выбирают подарки). Давайте посмотрим, что же мы собрали? Называем по очереди подарки для Кроша. (Дети называют). А теперь подарки для Совуньи. Молодцы! Давайте упакуем подарки в коробки. Как называется коробка для подарков?

Дети: Подарочная.

Логопед: Если мы упакуем подарок в маленькую коробочку, то как мы назовем такой подарок?

Дети: Подарочек.

Логопед: А если в большущую коробку, то этот подарок уже будет называться?

Дети: Подарище!

Логопед: Мы упакуем в средние коробки, тогда это можно будет назвать-подарки.

9. Дидактическая игра «Опиши Смешарика».

Итак, подарки купили, Смешарики возвращаются домой. И вдруг из окна поезда они увидели, что один из Смешариков отстал от поезда. Отгадайте, кто это. (Выставляется схема описательного рассказа Кроша, дети отгадывают, затем описывают по одному предложению).

Логопед: Молодцы, ребята! Ну вот мы и вернулись из магазина. Давайте подарим подарки Крошу и Совунье.

Дети: Дети дарят: «Совунья, поздравляем тебя с Днем рождения! Крош…

10. Итоги занятия

Логопед: Ребята, мы сегодня не просто путешествовали, а выполняли разные задания со звуками, буквами, играли в игры, побывали на Дне рождения. А какой день рождения без торта?

11. Рефлексия. У нас есть разноцветные мозаики, которыми мы украсим торт именинников. Возьмите мозаику, которая вам понравится, и украсьте торт.

Дети украшают (анализ эмоционального состояния детей – Приложение 1)

Логопед: Ребята, а Совунья и Крош тоже приготовили для нас подарки. (Логопед вручает колокольчики).

Наше занятие окончено. Молодцы, ребята!

Приложение 1

Рефлексия.

Анализ эмоционального состояния детей в конце занятия (с использованием теста Люшера)

Синий – спокойствие, удовлетворённость, принятие

Зелёный – уверенность, настойчивость

Красный – активность, возбудимость

Жёлтый – стремление к общению, положительный настрой, энтузиазм

Коричневый – беспокойство, эмоциональное напряжение, усталость

Шандра Наталья Григорьевна, учитель-логопед, МАДОУ ДС №1 «Калинка», Новгородская обл., г. Великий Новгород

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год