Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Лэпбук как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста
Развитие речи у детей
Автор: Керш Лариса Сергеевна   
28.01.2024 23:03

Лэпбук как средство развития речи у детей среднего дошкольного возрастаЛэпбук как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста

Организация речевого развития детей предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях [4].

Тугушева Г.П. отмечает, что при выборе технологии необходимо ориентироваться на такие требования как: развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи, личностно-ориентированное общение с ребенком, активная речевая практика каждого ребенка, взаимосвязь познавательного и речевого развития, здоровье сберегающий характер [6].

Технология, используемая нами для развития речи- лэпбук. Лэпбук- это тематическая папка, содержащая множество кармашков, окошек, миниатюрных книжек для размещения материала: карточек, схем, дидактических игр, художественного слова и являющаяся наглядно-практическим методом обучения, требующим от ребенка действия, непосредственного участия и одним из видов совместной деятельности детей со взрослым [4].

 

Игры и задания, размещенные в лэпбуке способствуют обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи.

Этапы создания лэпбука:

  1. Подготовительный: изучение литературы по теме, выбор материала соответственно программе и интересам детей.
  2. Обсуждение: дети совместно со взрослым обсуждают способы отражения изученных свойств в будущей книжке, места их расположения.
  3. Основной: непосредственное изготовление лэпбука. Содержание может быть представлено в виде информационных, наглядных и литературных блоков. Организация материала: стандартные кармашки, обычные и фигурные конверты, кармашки- гармошки, кармашки-книжки, окошки и дверцы, вращающиеся детали, карточки, стрелки и т.д. Примерный список материалов включает в себя: картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3); ручки, карандаши, фломастеры, краски; обычные и фигурные ножницы; клей и скотч; степлер; декоративные элементы (пуговицы, пайетки, скрепки, наклейки, картинки).
  4. Заключительный: проведение презентации книги. Дети вспоминают как изготавливался лэпбук, рассказывают какие задания им понравились, какие вызвали трудности.

Необходимо отметить, что содержание лэпбуков по развитию речи определяется с учетом возможности развития всех сторон речи (фонетики, лексики, грамматики, связной речи). В интерактивной тематической папке могут храниться материалы с разным речевым содержанием. При составлении лэпбука для развития речи мы используем следующие задания: составление рассказов, загадки, поговорки, считалки. Выполняя их, дети учатся правильно произносить звуки, пользоваться голосом, более отчётливо произносить слова и фразы, следить за темпом речи. В своей работе мы используем лэпбук на тему «Пейзажная живопись», который включает в себя: игры и задания «Тёплые или холодные цвета», «Подбери палитру» (данные игры предполагают проговаривание и обоснование выбора ребенка), «Опиши пейзаж»; лото; образцы различных видов пейзажа, рассмотрев которые, детям предлагается ответить на вопросы: «Чем образцы похожи? Чем различаются?».

В своей работе мы опираемся на следующие рекомендации: когда лэпбук собран, предложить детям рассмотреть его (индивидуально или с подгруппой). Перед применением важно ознакомить дошкольников с правилами использования лэпбука. Предлагаем оформить карточку, отражающую правила, совместно с детьми. Также, заниматься по тематической папке следует постепенно. Присоединение детей к деятельности должно быть добровольным.

Во время создания лэпбука мы придерживаемся партнерской позиции, которая должна способствовать развитию у ребенка активности, самостоятельности и побуждать к достижению цели. Правила создания партнерской позиции:

  1. При первых затруднениях мы не спешим оказывать ребенку помощь, а побуждаем его к самостоятельному решению.
  2. Если без помощи взрослого не обойтись, то даем совет, задаем наводящие вопросы, активизируя у ребенка имеющийся опыт.
  3. Мы поддерживаем детскую инициативу и творчество, показывая детям рост их достижений и вызывая у них чувство радости и гордости за проделанную ими работу.

Таким образом, изготовление и последующее применение «лэпбуков» способствует развитию умения обобщать и систематизировать нужную информацию, самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы, используя устную речь, выражать свои мысли и желание. Игры и задания, которые содержит лэпбук, оказывают положительное влияние на произношение слов, словарный запас, фразовую речь и на закрепление поставленных звуков.

Использование лэпбука ориентировано не только на развитие речи, но и на развитие коммуникативных способностей, воспитание культуры общения, на реализацию принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год