Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Семья белых медведей»
Развитие речи у детей
Автор: Качуровская Светлана Анатольевна Мижинская Илона Сергеевна   
23.03.2023 15:08

Конспект НОД по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Семья белых медведей»Конспект НОД по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Семья белых медведей»

Подготовили:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад № 59» 2023 г.

Цель: Развитие связной речи детей через составление рассказа по картине Рихарда Фризе «Семья белых медведей»

 

Задачи:

  • способствовать расширению знаний детей о белых медведях
  • развивать умение детей составлять рассказ по картине
  • способствовать расширению словарного запаса
  • способствовать совершенствованию грамматического строя речи
  • закреплять умение детей отвечать полным ответом
  • способствовать развитию произвольного внимания, восприятия, мыслительных процессов.

Оборудование: Картина Рихарда Фризе «Семья белых медведей» формата А3, кристаллы, предметные картинки с изображением животных холодных стран, предметные картинки с зашифрованным словом, карточки с напечатанными словами, разноцветные фигуры на магнитах, прозрачная ваза, аудиозапись со звуками ветра, метели, вьюги, аудиозапись для игры «Карусель».

Предварительная работа: чтение художественной литературы о живой и неживой природе Крайнего Севера, рассматривание картин с изображением животных холодных стран, отгадывание загадок о животных холодных стран.

Индивидуальная работа: дидактические игры: «Угадай по описанию», «Кто где живет?», «Найди детеныша»

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети стоят возле стульчиков.

Педагог:

- Сядет тот, кто назовет животное, которое обитает в холодных странах.

(Ответы детей.) Молодцы все верно.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, аудиозапись и ответьте, что вы услышали? (Дети слушают запись ветра, вьюги, метели, отвечают на вопрос.)

- Правильно, вы услышали, как дует ветер, метет метель, воет вьюга. Скажите, где часто бывает такая суровая погода? (Ответы детей) Правильно, на Крайнем Севере в Арктике. Как мы знаем, в Арктике очень много льда и снега, я предлагаю сегодня за правильные ответы получать ледяные кристаллы и заполнять ими вазу, если мы сумеем ее заполнить, значит мы очень много знаем о северной стране и ее жителях.

2. Основная часть.

-Ребята, а что вы еще знаете о Крайнем Севере? (Ответы детей) Да, действительно, там суровая зима, очень короткое лето, бывает полярная ночь, а бывает полярный день и т.д.

- Послушайте, пожалуйста, короткий рассказ писателя Евгения Наумова об этой стране: «Далеко-далеко, там, где край земли со студёным морем сходится, есть удивительная страна. Летом солнышко здесь не заходит – и ночью светит. А зимой вовсе не показывается, наступает долгая холодная ночь. Зато зимой дивные сполохи горят. Словно радуга многоцветная в чёрном небе колышется, до чего красиво – глаз не оторвать, с места не сойти!»

- Дети, что это за «дивные всполохи»? (Ответы детей.) Верно, это северное сияние.

Педагог при правильном ответе или выполнении задания выдает детям кристаллы-льдинки.

- А еще мы с вами говорили, что даже в таких суровых условиях там живут животные, а какие, мы с вами вспомним еще раз, выполнив пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика:

Кто на севере живет?

Кто там ест и кто там пьет?

Звери необычные к холоду привычные.

Вот песец из норки смотрит.

Белый мишка важно ходит,

Ну, а морж, как капитан

Покоряет океан.

Гордый северный олень

Грузы возит целый день. Хлопки ладошки – кулачки, попеременно.

«Замок» — меняя положение пальцев.

Соприкосновение подушечек пальцев, с большим пальцем образовывая «колечки».

Пальчики – «шагают»

Ладони «лодочкой» двигаются вперед.

Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты.

Растирание ладоней движениями вверх.

- Напоминаю, что за правильные ответы и выполненные задания мы получаем льдинки и начинаем наполнять ими нашу вазу.

- Многих ученых, исследователей, писателей, художников всегда привлекал этот дивный, суровый край. О нем написано много книг, художники изображают северных животных, природу этого удивительного края. И вот сегодня мы как раз рассмотрим картину художника Рихарда Фризе на котором изображены северные животные, а какие, вы узнаете, если расшифруете слово.

Игра «Расшифруй слово»

- Ребята попробуйте расшифровать слово по первым буквам названий картинок. (Картинки: мост, ель, дом, волк, единорог, дым, игла) Кто попробует выложить слово на доске?

- Молодцы, у нас получилось слово МЕДВЕДИ. (Дети получают кристалл) И действительно Рихард Фризе изобразил на ней белых полярных медведей. Ребята, рассмотрите внимательно картину и скажите, как ее можно назвать? (Ответы детей)

- На самом деле художник назвал эту картину «Семья белых медведей»

Почему она так называется? (Потому что на ней изображена мама-медведица с медвежатами)

- Что мы знаем о белых медведях? (Ответы детей.)

- Мы знаем, что они хищники. Питаются рыбой, тюленями, моржами и другими морскими обитателями. В длину их тело достигает трех метров, а вес доходит до восьмисот килограммов. Практически все тело белого медведя покрыто густой шерстью белого или желтоватого оттенка. Такая окраска позволяет владыке Арктики маскироваться во время охоты. Хотя шерсть полярного медведя имеет белый или желтоватый оттенок, кожа у него черная.

В отличие от своих собратьев, бурых медведей, белые медведи практически никогда не впадают в зимнюю спячку. Исключение составляют только самки, которые ждут появления потомства. Будущие мамы-медведицы заранее заботятся о том, чтобы подготовить себе уютную берлогу, которую они выкапывают лапами в снегу. Сначала медведица, кормит своих медвежат молоком, а затем в течении нескольких лет учит добывать себе пищу.

- Хорошо, что еще, кроме медведей вы видите на картине? (Ответы детей.) (Снежные сугробы, камни, горы, следы на снегу)

- Куда и зачем могла отправиться медведица с медвежатами? Что было до этого? Что могло произойти потом?

Игра «Подбери признак»

- Ребята, я называю вам слово-предмет, а вы подбираете к нему слово-признак.

Медведица какая? (большая, ласковая, заботливая);

медвежата какие? (маленькие, пугливые, непослушные, быстрые);

гора какая? (высокая, неприступная, крутая, гигантская);

снег какой? (белый, пушистый, холодный)

- Молодцы, ребята, в нашей вазе добавилось кристаллов.

- Мы с вами говорили, что в Арктике очень много снега. Подберите, пожалуйста, родственные слова, к слову, снег. (Ответы детей.) (Снежный, снеговик, снежинка, снегирь)

Игра: «Собери предложение»

- Ребята, я вам назову слова, которые рассыпались, а вы соберите их в предложения.

(ветер, холодный, Арктике, дует, в,)

(землю, белый, падает, снег, на)

(Севере, на, белые, живут, медведи)

(снегу, медведи, спят, в)

(защищает, густая, холода, шерсть, от, медведей)

Игра «Составь предложение»

- Ребята, сейчас я раздам вам по две карточки, на которых написаны слова. Вам нужно прочитать их и придумать предложение, в котором бы были оба эти слова. (Пары слов: мороз-медведи, шуба-мороз, медведи-рыба, медведи-снег, медвежонок-медведица, море-медведи, зима-север, медведь-льдина, снег-следы, медведи-гора) Для не читающих детей задание предъявляется в картинках.

Подвижная игра «Карусель»

- Сейчас мы немножечко отдохнем и поиграем в игру «Карусель».

Стулья расставлены по кругу, на них лежат картинки с изображением животных холодных стран (Белый медведь, северный олень, пингвин, полярная сова, полярный заяц, песец, полярный волк, тюлень, морж, овцебык)

- Пока звучит музыка вы двигаетесь друг за другом вокруг стульчиков, как только музыка останавливается, вы разворачиваетесь к картинке на стуле, у которого вы остановились и отвечаете на мои вопросы.

Вопросы:

- Кто это?

- Как называются детеныши у вашего животного?

- Скажите по образцу используя вашу картинку: одна лиса, а много это…лисы (кит-киты, волк-волки, сова-совы и т.д.)

- Продолжите предложения: я увидел в бинокль…, я прочитал в книге о…, я хотел (а) бы увидеть…

- Молодцы, ребята, получите кристаллы и займите свои места.

- Сегодня мы с вами рассматривали картину Рихарда Фризе «Семья белых медведей» давайте попробуем составить рассказ о том, что на ней изображено. Первый желающий выйдет и расскажет, что и кто изображен на картине. Второй желающий придумает рассказ, историю не только о том, что видит на картине, но и о событиях, которые были до и после. (Заслушивают рассказы детей)

Заключительная часть.

- Молодцы, ребята, мы с вами отлично поработали. Напомните, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? (Ответы детей.)

Посмотрите наша ваза с кристаллами полностью наполнилась. За что мы получали кристаллы? (За ответы и выполненные задания.) Поэтому можно сказать, что эта ваза наполнена нашими знаниями.

А сейчас мы с вами попробуем сделать Северное сияние. У меня в коробочке лежат фигуры на магнитах красного, зеленого и синего цвета. Если вам понравилось занятие и вам легко было выполнять задания, то прикрепите на доску фигуру красного цвета. Если занятие понравилось, но было немножко трудно – зеленого. И если занятие не понравилось и вам было очень трудно выполнять задания, то прикрепите фигуру синего цвета.

- Посмотрите, какое замечательное Северное сияние у нас с вами получилось.

Список литературы:

  1. Барков А.С. «Зоология в картинках» издательство «РОСМЭН» 1996.
  2. Винсен Тардье «Занимательный атлас – Арктика и Антарктика» Издательство Атлас 2008.
  3. Житков Б.С. Про белых мишек (из книги «Что я видел»)
  4. «Хочу всё знать!»: Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта/Пер. с англ. А. Зыковой, К. Молькова, О. Озеровой. — М.: Экскимо, 2008.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год