Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для педагогов «Развитие артикуляционного аппарата – залог правильной речи дошкольников»
Развитие речи у детей
Автор: Степанова Ирина Владимировна   
21.03.2023 16:23

Консультация для педагогов «Развитие артикуляционного аппарата – залог правильной речи дошкольников»Консультация для педагогов «Развитие артикуляционного аппарата – залог правильной речи дошкольников»

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С каждым годом возрастает число практически не говорящих детей, одной из причин неправильной речи детей является недостаточный учет взрослыми потребностей ребенка к усвоению речи окружающих (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению.

 

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объем и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произношения того или иного звука.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать следующие качества у детей: точность, плавность, силу, темп, переключаемость движений.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.
  4. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.

Важное условие эффективности гимнастики – регулярность.

Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на три группы:

Упражнения для язычка – развивают подвижность языка, ребенка учат делать язык широким и узким, убирать язык за нижние зубы, поднимать к верхним зубам;

Упражнения для губ – ребенок учится вытягивать и округлять губы, растягивать их в улыбке;

Упражнения для нижней челюсти – удерживать челюсть в определенном положении.

Начинайте с упражнений для губ и щек

Слоник – губы округлить и вытянуть вперед, как хобот у слоника;

Хрюшка – губы вытянуть трубочкой и двигать ими в стороны, вверх – вниз, вращать по кругу;

Уточка – вытянуть губы «клювиком», взять их большими пальцами снизу, а указательными сверху и массировать, оттягивая вперед;

Лошадка – вдохнуть и выдыхать, посылая воздух на губы, так, чтобы они легонько вибрировали;

Хомячок – щеки сначало надуть – сытый хомячок, потом втянуть – голодный;

Шарик – щеки надуть и хлопнуть по ним кулачками – лопнул шарик.

Статические упражнения для язычка

Язычок спит в домике – рот открыт, язык свободно лежит во рту;

Блинчик – широкий язык лежит на нижней губе;

Иголочка – рот открыт, узкий язык вытянуть вперед;

Сердитая кошка – рот открыт, кончиком языка опереться за нижние зубы, спинку языка поднять вверх;

Грибок – рот открыт, язык прижат, как бы обтекает небо.

Динамические упражнения для язычка

Тик – так – рот приоткрыт, кончиком языка достаем уголки губ;

Чистим зубки – рот открыт, круговые движения языком поверх зубов, и движения из стороны в сторону;

Катаем мячик – рот закрыт, кончик языка упирается то в одну щеку, то в другую;

Лошадка – цокать языком, для этого сначала присосать язык к небу, затем резко оторвать его, получиться характерный цокающий звук. Выполнять медленно;

Гармошка – рот открыт, язык плотно прижат к небу, оттянуть вниз нижнюю челюсть, не отрывая языка от неба;

Оближи варенье – кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, потом облизать верхнюю губу слева направо, и нижнюю справа налево;

Накажем язычок (месим тесто) – широкий язык лежит на нижней губе; верхней губой шлепать по язычку – пя-пя-пя.

Упражнения для нижней челюсти.

Корова жует травку – совершать жевательные движения, одновременно двигая нижней челюсть влево — вправо;

Экскаватор – медленно опускать нижнюю челюсть, задержаться на 5 секунд, потом также медленно поднимать с сопротивлением;

Акула охотиться – челюсть опустить вниз – влево. Вниз – закрыть рот.

Рекомендации:

  1. Гимнастику необходимо выполнять каждый день, по 3-4 раза 5 минут;
  2. Каждое упражнение выполнять по 3 раза;
  3. Необходимо начинать с более простых упражнений, а затем переходить к сложным;
  4. Гимнастику лучше делать перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал свой артикуляционный аппарат;
  5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям;
  6. Из выполняемых двух- трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье дается для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое – то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал;
  7. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении;
  8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Артикуляционная гимнастика является важной частью занятий с детьми. Благодаря этой гимнастике, у воспитанников закрепляются основные движения органов артикуляционного аппарата, тем самым создается основа для правильного звукопроизношения, правильной речи ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год