Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Использование «мнемотехники» при обучении детей дошкольного возраста составлению рассказов»
Развитие речи у детей
Автор: Ионова Кристина Николаевна Зацарная Ольга Сергеевна Боженкова Ирина Владимировна Пазюра Наталья Александровна   
04.02.2022 19:13

«Использование «мнемотехники» при обучении детей дошкольного возраста составлению рассказов»«Использование «мнемотехники» при обучении детей дошкольного возраста составлению рассказов»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

В основном у детей развита зрительная память, поэтому необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.

Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

 Детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Им трудно выучить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них быстрое утомление, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры.

По мнению Константина Дудина (основателя школы развития памяти и мышления) мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».

Мнемотехника помогает развивать зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, восприятие, развивает кругозор, развивает все стороны речи.

Начиная работу по технологии мнемотехника, мы ставим перед собой следующие задачи:

  1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
  2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
  3. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
  4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
  5. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Большое внимание уделяем развитию у детей восприятия: зрительного, слухового, кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата), обонятельного, вкусового, осязательного.

На непосредственной образовательной деятельности используем множество разнообразных игр и упражнений: «Что изменилось?»; «Чего не стало?»; «Кто ушёл?»; «Кто позвал?»; «Развесим и соберём слова»; «Парные открытки»; «Узнай на ощупь»; «Чудесный мешочек»; «Узнай на вкус» и другие.

Для сформированности у детей навыков запоминания любой информации используем такие методы как «крокирования» — использование чертежей, схем, набросков, зарисовок; метод, использующий образное мышление; метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»); метод трансформации (превращения).

В работе с детьми стремимся научить их управлять своим вниманием.

Через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания.

Для этого используем дидактические картинки: «Найди отличия»; «Что изменилось»; «Не зевай»; «Запрещённое движение»; «Рассеянный художник»; «Лабиринты»; «Найди и вычеркни» (таблицы) и другие.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Её можно разделить на три этапа:

1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

2этап: «Чтение» простых схем из 2 – 4 символов, а так же «чтение» простых предложений из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Все эти этапы проходят в нашем детском саду таким образом: на листе бумаги совместно с педагогом рисуют квадрат, схематично изображают предмет, действие или признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

Мнемодорожки – это уже коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети составляют истории, рассказывают скороговорки, заучивают стихотворения.

Работая с мнемотаблицей — схемой, ребята на каждое слово или маленькое словосочетание придумывают картинку, весь текст зарисовывают схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, дети легко запоминают текст.

В составлении пересказа, рассказов по картине и серии картин, описательного и творческого рассказов помогает мнемотехника. Когда дети пересказывают с помощью мнемотаблиц, они видят всех действующих лиц и свое внимание концентрирует на правильном построении предложений.

Для запоминания стихотворений используем таблицы, где каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти воспроизводят стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план – схему, в дальнейшем дети активно включаются в процесс создания своей схемы.

Еще один вид работы с мнемотаблицами — использование готовых схем чистоговорок и скороговорок. Они не только служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, но и для развития лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Используя в своей работе мнемотехнику пришли к выводу что у детей:

  • увеличивается круг знаний об окружающем мире
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек
  • словарный запас выходит на более высокий уровень

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Список литературы:

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.
  2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
  3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. — с.102 — 115.
  4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
  5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.
  6. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 37 (260) выйдет
9 октября 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (259) за 2022 год
Скачать Номер 35 (258) за 2022 год
Скачать Номер 34 (257) за 2022 год
Скачать Номер 33 (256) за 2022 год
Скачать Номер 32 (255) за 2022 год
Скачать Номер 31 (254) за 2022 год
Скачать Номер 30 (253) за 2022 год
Скачать Номер 29 (252) за 2022 год
Скачать Номер 28 (251) за 2022 год
Скачать Номер 27 (250) за 2022 год
Скачать Номер 26 (249) за 2022 год
Скачать Номер 25 (248) за 2022 год