Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие речи у детей
Автор: Гилева Кристина Сергеевна   
02.02.2022 10:11

ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гилева Кристина Сергеевна

Научный руководитель: Сегова Татьяна Дмитриевна,

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ, г. Нижний Тагил, Россия

Аннотация: в статье рассматриваются дидактические возможности предметно-игровой среды как средства развития всех сторон речи детей старшего дошкольного возраста (звуковой культуры, грамматического строя, словаря, связной речи) посредством их включения во все виды речевой деятельности и использования дидактических игр.

Ключевые слова: речь, развитие речи, старший дошкольный возраст, среда, предметно-игровая среда.

THE POSSIBILITIES OF THE SUBJECT-GAME ENVIRONMENT IN THE SPEECH DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Abstract: the article examines the didactic possibilities of the subject-game environment as a means of developing all aspects of speech of older preschool children (sound culture, grammatical structure, vocabulary, coherent speech) through their inclusion in all types of speech activity and the use of didactic games.

 

Keywords: speech, speech development, senior preschool age, environment, subject-game environment.

Созданная в группе предметно-игровая среда будет являться средством развития речи детей старшего дошкольного возраста поскольку позволяет организовать различные виды речевой деятельности детей (аудирование, говорение, чтение) посредством использования различных дидактических средств.

Для организации различных видов речевой деятельности старших дошкольников (аудирование, говорение, чтение), а также для стимулирования речевой деятельности в рамках предметно-игровой среды необходимо создать книжный уголок, содержание которого периодически меняется и дополняется.

Для его содержательного наполнения необходимо подобрать литературу на различную тематику, по разделам: о нашей стране, детях, животных, о жизни, природе; веселые книги С. Маршака, Н. Носова, Э. Успенского; басни, стихи, песенки, потешки с иллюстрациями разных художников.

Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

В работе по развитию диалогической речи старших дошкольников главной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических сценариев и реплик. Внимание детей старшего дошкольного возраста необходимо привлекать к диалогам героев, к тем художественным средствам, которые используются автором, для чего в беседах после чтения произведений детской литературы выделяют: 1) инициативные диалогические реплики: «О чем хотел спросить герой? Что он хотел узнать? Кого он об этом спросил?»; 2) ответные высказывания. В процессе данной работы главенствующая роль отводится художественному слову. Заучивая диалоги из произведений детской литературы и передавая их в играх-драматизациях, в инсценировании стихотворений, старшие обучаются использовать различные формы инициативных и ответных реплик.

Фундаментальным условием развития таких видов речевой деятельности, как аудирование и говорение являются сочинения сказок, рассказов, загадок, стихов. С этой целью используется содержание уголка мнемотехники:

— мнемотаблицы «для составления сравнительных и описательных рассказов»;

— схемы для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам;

— мнемосхема для рассказывания сказок.

Мнемотаблицы и схемы-модели значительно упрощают старшим дошкольникам процесс овладения связной речью; наличие зрительного плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.

Содержание мнемотаблицы представляет собой графическое или частично графическое изображение персонажей литературного произведения и их действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.

Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений; при этом старший дошкольник повторяет каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. При отгадывании загадок с помощью мнемотаблиц дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.

Для обучения монологической речи (деятельность говорения) необходимо использовать следующие виды игрушек как компонента предметно-игровой среды группы:

— дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);

— сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

— наборы, составленные воспитателем или детьми: мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры ( «Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.). Для описания необходимо подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру).

Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.

В рамках предметно-игровой среды необходимо оформить уголок с атрибутами для режиссерских, театрализованных и сюжетно-ролевых игр.

Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит, и совершенствование связной речи хорошо подходят театрализованные игры, основу которых составляют ролевые диалоги. Принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции, встает на точку зрения персонажа. Эти действия создают предпосылки для развития самодеятельного диалогического общения детей со сверстниками в нерегламентированных ситуациях.

Также в игровом уголке можно организовать сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Ателье», «Почта» и др. Для совместных игр мальчиков необходимо создать условия для конструктивных игр (со строителем, модулями) и ролевых – «Водители», «Строители» и другие.

Создание условий для организации различных видов игр способствует тому, что дети в роли проживают различные эмоциональные состояния персонажей, способны раскрыться эмоционально, могут проявить не свойственные для них личностные качества. Поэтому в течение года необходимо пополнять театрально-игровую среду костюмами, разными атрибутами и видами театра. Также сюда включается работа перед зеркалом (мимические этюды, передача настроения, обыгрывание ситуаций и сказок.

Особенно важной для развития диалогических умений (деятельность говорения) является творческая сюжетно-ролевая игра. Общение детей в ней непосредственно, естественно. Командование и подчинение друг другу протекает без принуждения. Дети совместно создают предметно-игровую среду, разыгрывают ролевые диалоги, вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.

Во время проведения сюжетно-ролевых игр старшие дошкольники постепенно овладевают способностью выражения в слове конкретного содержания, накапливают необходимый запас слов и в результате приобретают умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.

Сюжетно-ролевая игра оказывает особое влияние на развитие связной речи. В ее процессе воспитатель объединяет детей в регулярных разговорах со сверстниками, побуждает к комментированию собственных действий, что помогает закрепить навыки использования инициативной речи, а также развитию грамматического строя, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря.

Разнообразие игрушек является главным условием успешного формирования связной речи в сюжетно-ролевой игре. Вместе с сюжетными игрушками, которые имитируют настоящие предметы в уменьшенном виде, дети используют предметы, заменяющие реальные. Обращаясь к заменителям, дошкольникам необходимо переименовать предмет в рамках игры, следовательно, проинформировать об этом других играющих. Для успешного развития деятельности говорения следует постоянно разговаривать с ребенком, побуждать его к самостоятельному речевому общению с взрослым и сверстниками. Между сюжетно-ролевой игрой и развитием деятельности говорения прослеживается двусторонняя связь. С одной стороны, речь активизируется и развивается в ходе игры, а с другой – игра развивается под влиянием речи. В старшем дошкольном возрасте ребенок, словом обозначает свои действия, дополняет сверстников, выражает свои мысли и чувства, при этом осмысливает сказанное.

Примеры сюжетно-ролевых игр для развития связной речи.

  1. Игры, ориентированные на развитие информационно-коммуника-тивных умений ( «Разговор через стекло», «Диалог», «Продолжи сказку», «На балу у короля» и др.).
  2. Игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений ( «Неудобная ситуация», «Школа доверия», «Путешествие по железной дороге», «Пчелы»).
  3. Игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных умений ( «Встреча сказочных героев», «Игры с масками», «Материнская забота» и др.).

В режиссерской игре ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия. Научившись действовать в режиссерской игре, ребенок легче овладевает общением со сверстниками.

Созданная в группе предметно-игровая среда будет являться средством развития речи детей старшего дошкольного возраста поскольку позволяет использовать разнообразные виды дидактических игр для развития звуковой культуры, грамматического строя, обогащения и активизации словаря, формирования связной речи.

Для развития звуковой культуры речи у старших дошкольников подходят различные игры и упражнения на формирование фонетического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком.

С помощью дидактических игр решаются следующие задачи:

— обучение детей умению подбирать слова с заданными звуками; развитие слухового восприятия, речевого слуха;

— развитие и совершенствование дошкольниками фонетических знаний и умений;

— формирование навыков восприятия и различения звуков речи;

— развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя.

Работа по развитию звуковой культуры речи состоит из разнообразных игр и игровых упражнений, направленных на обучение детей старшего дошкольного возраста выделять нужные звуки, определять их в словах.

Игры «Угадай, чей голос», «Повтори правильно», «Секрет», «Найди ошибку» имеют общую цель — развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

Цель игр «Покатаем на машине», «Где что лежит?», «Доскажи слово», «Выдели слово», «Назови и отгадай что лежит в мешочке?» — цель этих игр закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

Игры «Подбери похожие слова», «Угадай, где кружки, а где кружки» и другие объединяются общей целью — развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова.

Игры «Топ-топ-топ», «Угадай какой поезд» направлены на овладение детьми умением определять на слух скорость произнесения звукосочетаний, а также произносить в различном темпе.

Игры «Что неверно?», «Кто лучше слушает?», «Придумай необычные слова», «Каждому предмету свое место» и др. учат развивать внимание детей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужное слово с учетом содержания текста.

Цель игр «Назови последний звук в слове», «Подбери на последний в слове звук другое слово», «Чья команда победит?» — поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения для детей дошкольного возраста проходит в доступной и привлекательной игровой форме.

Дидактические игры и упражнения являются значимым инструментом стимулирования поисковой активности старших дошкольников в сфере грамматики. В процессе дидактической игры и упражнений дошкольники вырабатывают те языковые навыки, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. Обучать правильным морфологическим формам слов (изменение слов по числам и падежам, согласование прилагательных с существительными в роде и числе) можно в дидактических играх и упражнениях «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок».

Дети вырабатывают навык правильного образования формы единственного и множественного числа родительного падежа в играх с предметами «Чего не стало?», «Где наши ручки?» Игра «Прятки» помогает освоить эти грамматические формы ( «игрушки прячутся в разных местах; дети находят эти места, правильно называют слова с предлогами»).

Для закрепления в речи детей правильных грамматических форм и построения предложений в словесных играх подбирается определенный речевой материал, который должен учитывать возрастные особенности детей, интересы и склонности детей, и в то же время быть ориентирован на содержание программного материала, в качестве которого выступают предметные картинки, муляжи овощей и фруктов; различные карточные наборы, составленные по тематическому принципу и цели игры.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по расширению словаря. Главное внимание уделяют введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, кисловатый, горько-соленый, прочнее, тяжелее, плотная и т. п.). В словарь дети вводят слова, обозначающие материалы (металл, пластмасса, стекло, фарфор и др.). Продолжается работа по введению элементарных понятий (инструменты, посуда, овощи, фрукты, транспорт, дикие и домашние животные, зимующие и перелетные птицы и т. п.). 3акрепление этих знаний и активизация словарной работы происходит в дидактических играх «Кто где живет», «Из чего это сделано», «Найди пару».

Старших дошкольников учат также вычленять подгруппы из состава понятий по тем или иным признакам (ткани шерстяные и шелковые; посуда кухонная и чайная или металлическая и стеклянная; транспорт водный, наземный, воздушный; инструменты садовые, столярные, портновские и т.п.).

Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия. Осуществляя работу по формированию и активизации словаря, необходимо использовать такие дидактические игры, как «Чудесный мешочек», «Кто увидит и назовет больше?», «Краски», «Что изменилось» и другие.

Для развития связной речи детей дошкольного возраста могут быть использованы традиционные дидактические игры. Например, ребенку предлагается составить рассказ, опираясь на серию картинок. Они служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, не сбиваясь, от начала до конца. По каждой картинке ребенок составляет одно предложение, и вместе они объединяются в связный рассказ.

Когда ребенок научится свободно рассказывать по готовым сериям картинок, ему предлагают самому выложить серию из нескольких картинок в правильной последовательности, а затем составить рассказ по данной серии. Сюжет рассказа должен быть понятным и близким ребенку, в качестве действующих лиц должны выступать дети или сказочные герои: Карлсон, Фея.

Формы диалогического взаимодействия можно заимствовать из дидактических и подвижных игр с готовыми диалогическими текстами. Диалогическое единство «вопрос-ответ» используется в различных играх, таких как «Фанты», «Магазин», «Почта», в подвижных играх «Хитрая лиса», «Краски» и др. Реплики из пары «побуждение-реакция на побуждение» присутствует в словесных играх ( «Передай письмо», «Волшебный ключ») и подвижных играх ( «Змея», «Волк», «Хлоп-хлоп, убегай!» и др.).

Таким образом, созданная в группе предметно-игровая среда будет являться средством развития речи детей старшего дошкольного возраста поскольку позволяет организовать различные виды речевой деятельности детей (аудирование, говорение, чтение) посредством использования различных дидактических средств; позволяет использовать разнообразные виды дидактических игр для развития звуковой культуры, грамматического строя, обогащения и активизации словаря, формирования связной речи.

Список литературы

  1. Качанова И. А. Детская игра в педагогическом процессе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2011. — № 6. — С. 13 — 20.
  2. Кларина Л. М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников / Л. М. Кларина. — СПб.: Логос, 1999. — 144 с.
  3. Куликова Т.А., Ханова Т.Г. Особенности построения предметно-игровой среды в дошкольной организации // Мир педагогики и психологии. — 2018. — 11. — С. 14 — 22.
  4. Никандрова В. В. Игровая деятельность детей дошкольного возраста в развивающей предметно—пространственной среды в ДОО в соответствие с ФГОС ДО // Воспитание и обучение детей младшего возраста. — 2016. — № 4. — С. 157 — 159.
  5. Новосёлова С. Л. Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. — 64 с.
  6. Петровский В.А. Концепция построения предметно-развивающей среды. — М.: Слово, 1995. — 166 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 37 (260) выйдет
9 октября 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (259) за 2022 год
Скачать Номер 35 (258) за 2022 год
Скачать Номер 34 (257) за 2022 год
Скачать Номер 33 (256) за 2022 год
Скачать Номер 32 (255) за 2022 год
Скачать Номер 31 (254) за 2022 год
Скачать Номер 30 (253) за 2022 год
Скачать Номер 29 (252) за 2022 год
Скачать Номер 28 (251) за 2022 год
Скачать Номер 27 (250) за 2022 год
Скачать Номер 26 (249) за 2022 год
Скачать Номер 25 (248) за 2022 год