Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект ООД в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и кувшин».
Развитие речи у детей
Автор: Ахметова Гульназ Масабиховна   
02.03.2021 20:44

Конспект ООД в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и кувшин».Конспект ООД в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и кувшин».

Цель: организовать коммуникативную деятельность, направленную на развитие связной монологической речи посредством знакомства со сказкой «Лиса и кувшин».

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать обучению детей рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно, используя в качестве наглядной опоры – мнемотаблицу
  • способствовать активизации и обогащения словарного запаса детей.
  • способствовать обучению детей произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая);
  • способствовать развитию мышления, творческого воображения, связную диалогическую и монологическую речь, грамматическую, звуковую культуру речи.
  • объяснить значение слова жать
  • проводить звуковой анализ слова «лиса», состоящая из четырех звуков; соотносить слово с его звуковой моделью.

Развивающие:

  • способствовать развитию у детей произвольного зрительного внимания и памяти, словесно – логического мышления, речи и активизировать словарь.

Воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, выдержку, умение выслушивать ответы товарищей.

Методические приемы:

  • Рассматривание иллюстраций к сказке.
  • Беседа, загадывание загадок, чтение и пересказ сказки, словарная работа.

Словарная работа:

«Жать», «подобралась», «вылакала», «кувшин не отстает».

Предварительная работа:

Чтение РНС, разучивание физкультминутки, беседа по прочитанным сказкам, «Доскажи словечко», «Угадай героя», «Назови правильно» и др

Средства реализации:

Демонстрационной материал:

Книга сказок, сундучок, конверт с запиской, иллюстрации к сказкам, мнемотаблица, мольберт.

Ход занятия

I часть. Организационный момент.

Воспитатель: посмотрите на своих соседей слева и справа, посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им, а они улыбнутся вам.

Артикуляционная и мимическая гимнастика, развитие дыхания:

«Голодная лиса» — втянуть щеки

«Лиса лакает молоко» — полакать языком

«Лиса облизывается» — облизать губы

«Лисе нравится молоко» — почмокать губами

«Сытая лиса» — надуть щеки

Воспитатель: Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в добрую сказочную страну чудес.

II часть. Основная часть.

Беседа с детьми.

Воспитатель: Посмотрите, что я нашла за дверью (показываю сундук) – это же волшебный сундук, а в нем книга и записка:

Уважаемые читатели!

Перед вами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному.

Чтобы сказку прочитать,

Её название сначала придётся угадать!

Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут её … (лиса)

Дети: Лиса.

(Выставить на мольберте изображение лисы, похвалить детей).

– А вот вам и вторая загадка:

Горлышко узкое,

Круглые бока.

Нужен нам для молока.

И даже в жаркий день всегда

В нём холодная вода. (Кувшин)

(Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль». Выставить на мольберте изображение кувшина).

Воспитатель: перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? Дети: «Лиса и кувшин».

Воспитатель: Ребята, существует много сказок про лису. А какие сказки знаете вы, где лиса является главной героиней?

Дети: «Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и Кот» и др.

Воспитатель: Молодцы, много знаете сказок о лисе.

Воспитатель: (вопросы детям)

1. Как в сказках называют лису ласково?

Дети: Лисичка-сестричка, Лисонька, Лиса-Патрикеевна.

2. А какой лису в сказках изображает автор?

Дети: Хитрой, умной, ласковой, выдумщицей, смышленой.

3. Можно ли, лису назвать ласково лисенок?

Дети: Нельзя.

4. А почему?

Дети: Лисенок – это детеныш.

Воспитатель: Ребята, усаживайтесь удобнее, я прочитаю сказку «Лиса и кувшин». Вам в сказке встретятся незнакомые слова, чтобы они были понятны, я вам их сейчас объясню. (Словарная работа).

Чтение сказки.

Воспитатель: Понравилась вам сказка?

Дети: Да, понравилась.

Беседа по содержанию

Воспитатель: О ком была эта сказка?

Дети: Сказка была о Лисе.

Воспитатель: Кто пришел в поле?

Дети: В поле пришла Баба.

Воспитатель: Что делала баба в поле?

Дети: Жала рожь.

Воспитатель: Что, кроме серпа, принесла баба в поле?

Дети: Баба принесла кувшин.

Воспитатель: Что было в кувшине?

Дети: В кувшине было молоко.

Воспитатель: Для чего баба взяла в поле молоко?

Дети: Чтобы потом, когда сядет отдохнуть, попить молока.

Воспитатель: Куда баба поставила кувшин?

Дети: За снопы.

Воспитатель: Кто нашел кувшин?

Дети: Кувшин нашла лиса.

Воспитатель: Что сделала лиса?

Дети: вылакала молоко.

Воспитатель: Как лиса достала молоко из кувшина?

Дети: Всунула в кувшин голову.

Воспитатель: Что случилось с лисой?

Дети: Голова застряла в кувшине.

Воспитатель: Как лиса сначала разговаривала с кувшином, каким голосом?

Дети: Ласковым голосом.

Воспитатель: Какие слова она говорила?

Дети: «Отпусти меня, пошутил — и будет».

Воспитатель: Кувшин ответил лисе?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему он не ответил?

Воспитатель: Как стала потом разговаривать лиса, каким голосом?

Дети: Сердитым голосом.

Воспитатель: Какие слова она говорила?

Воспитатель: Чем заканчивается сказка?

Дети: Лиса сунула голову в реку и утонула вместе с кувшином.

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, почему кувшин утонул?

Дети: Он наполнился водой и стал тяжелым.

Воспитатель: Можно сказать, что кувшин утонул, как камень и потянул за собой лису.

Физкультминутка «Лисонька».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – Лиса!

До чего же хороша!

Повторное чтение с установкой на запоминание.

Пересказ.

Воспитатель:: А сейчас я хочу, чтобы вы мне пересказали сказку. (3-4 человека). Пересказ с помощью мнемотаблицы.

Звуковой анализ слова.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю разобрать слово «Лиса».

Но в начал вспомним, какие бывают звуки.

Дети: согласные, гласные.

Воспитатель: А какие бывают согласные звуки?

Дети: Твердые, мягкие.

Воспитатель: Какими фишками обозначаем твердые согласные звуки?

Дети: Синими.

Воспитатель: Какими фишками обозначаем мягкие согласные звуки?

Дети: Зелеными.

Воспитатель: Какими фишками обозначаем гласные звуки?

Дети: Красными.

Воспитатель: Кто нарисован на картинке?

Дети: Лиса.

Воспитатель: Что обозначают клеточки?

Дети: Сколько звуков в слове «Лиса».

Воспитатель: Какой первый звук в слове «Лиса». Произнесем вместе.

Дети: «Ль»

Воспитатель: Что мешает во рту, когда произносим звук «Ль»?

Дети: Язык.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Согласный, мягкий.

Воспитатель: Какой фишкой обозначаем?

Дети: Зеленой.

Воспитатель: Какой второй звук в слове «Лиса». Произнесем вместе.

Дети: «И»

Воспитатель: Когда произносим звук «И», нам что-то мешает во рту?

Дети: Нет.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Гласный.

Воспитатель: Какой фишкой обозначаем?

Дети: Красной.

Воспитатель: Какой третий звук в слове «Лиса». Произнесем вместе.

Дети: «С»

Воспитатель: Что мешает во рту, когда произносим звук «С»?

Дети: Язык, зубы.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Согласный, твердый.

Воспитатель: Какой фишкой обозначаем?

Дети: Синей.

Воспитатель: Какой четвертый звук в слове «Лиса». Произнесем вместе.

Дети: «А»

Воспитатель: Когда произносим звук «А», нам что-то мешает во рту?

Дети: Нет.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Гласный.

Воспитатель: Какой фишкой обозначаем?

Дети: Красной.

Воспитатель: Сколько звуков в слове «Ли-са»?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Сколько слогов в слове «Лиса»?

Дети: Два слога.

Воспитатель: Какой первый слог?

Дети: «ли»

Воспитатель: Какой второй слог?

Дети: «са»

Воспитатель: Сколько гласных звуков в слове?

Дети: Два.

Воспитатель: Назовите их.

Дети: «И», «А».

Воспитатель: Сколько согласных звуков в слове?

Дети: Два.

Воспитатель: Назовите их.

Дети: «Ль», «С».

Воспитатель: Какое слово мы с вами разобрали?

Дети: Слово «Лиса».

III часть. Итог.

Воспитатель:

- С какой русской народной сказкой мы познакомились?

Дети: «Лиса и кувшин».

Воспитатель: Кто главные герои сказки?

Дети: Баба и лиса.

Воспитатель: Какой лиса оказалась в сказке?

Дети: Хитрая, жадная.

Воспитатель: Чему нас научила эта сказка?

Дети: Жадность до добра не доведет.

Воспитатель: На этом наше занятие закончилось. И чтобы оно вам запомнилось надолго, я дарю вам на память кадры из него. Но они черно- белые, и я думаю, вам не составит труда их раскрасить. Со сказкой мы прощаемся и в группу возвращаемся.

Задачи:

  • познакомить детей с р.н. сказкой «Лиса и кувшин»;
  • совершенствовать навыки пересказывания дошкольниками готовых текстов;
  • расширять словарный запас детей;
  • развивать умение детей произносить предложения с разными оттенками интонации
  • (ласковая, просительная, сердитая);
  • воспитывать усидчивость, выдержку, умение выслушивать ответы товарищей.

Предварительная работа: чтение сказок о лисе ( «Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка», «Петушок – золотой гребешок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и медведь» и др.);

– разъяснение слов «баба», «кувшин», «жать» на примере других сказок ( «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Медведь и собака»);

– театрализация сказок «Лиса и рак», «Лиса и журавль» и др.;

– рассматривание иллюстраций к сказкам;

– отгадывание загадок о животных;

– изготовление заготовок книжек-малышек.

Литература:

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  2. Развитие речи детей 5 – 7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2012., с.88, 218.

Демонстрационный материал: предметные картинки: лиса, кувшин.

Раздаточный материал: наборы иллюстраций к сказке по количеству детей;

заготовки самодельных книжек-малышек по количеству детей;

наборы готовых форм для аппликации по количеству детей: баба, лиса, кувшин;

клей, кисточки, салфетки, клеёнка для намазывания клея, клеёнка для наклеивания аппликации по количеству детей.

Интеграция с областями: социализация, художественное творчество.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I часть. Организационный момент

1. Воспитатель: (Вместе с детьми стоит на ковре в кругу). Девочки и мальчики, II часть. Основная

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я нашла в группе книгу. Даже не знаю, как она к нам попала.

(Воспитатель показывает книгу) Хотите, я сегодня вам её прочитаю? (Ответы детей) А что, в ней лежит? (ответы детей). А что нам делать с конвертом? (Ответы детей)

(Воспитатель и дети читают письмо)

Уважаемые читатели!

Перед вами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному.

Чтобы сказку прочитать,

Её название сначала придётся угадать!

Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут её … (лиса)

(Выставить на мольберте изображение лисы, похвалить детей).

– А вот вам и вторая загадка:

Горлышко узкое,

Круглые бока.

Нужен нам для молока.

И даже в жаркий день всегда

В нём холодная вода. (Кувшин)

(Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль». Выставить на мольберте изображение кувшина).

Воспитатель: перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? Артём, как ты думаешь? (Никита, Лиза…, вы согласны?) Хотите я прочитаю вам сказку «Лиса и кувшин»?

Занимайте свои места и слушайте внимательно.

2. Чтение сказки

Воспитатель: понравилась вам сказка? Вам все слова были понятны, не услышали незнакомых слов?

(Если будут утвердительные ответы, попросить других детей разъяснить значение этих слов).

3. Беседа по содержанию

Вопросы к тексту:

  • О ком была эта сказка? (Сеня, подскажи. Даша, правильно?)
  • С чего сказка началась? (Настя, вспомни, пожалуйста. Арсений, ты согласен?)
  • Что случилось с лисой? (Аня, скажи нам. Артём, ты согласен? Кто хочет добавить?)
  • Как лиса сначала разговаривала с кувшином, каким голосом? (Ваня, как ты думаешь?)
  • Какие слова она говорила? (Лиза, произнеси слова так, чтобы было понятно, что лиса говорит ласково)
  • Кувшин ответил лисе? (Арина). Почему он не ответил? (Андрей, а как ты думаешь?)
  • Как стала, потом разговаривать лиса, каким голосом? (Егор)
  • Какие слова она говорила? (Никита, произнеси слова так, чтобы было понятно, что лиса говорит сердито.)
  • Чем заканчивается сказка? (Андрюша. Маша, согласна?)

4. Физкультминутка «Весело в лесу»: (выполняется под музыку)

– А теперь я предлагаю вам немного поиграть.

Выходите на лужок,

Становитесь все в кружок.

Становитесь по порядку

На весёлую зарядку!

(Дети с воспитателем становятся в круг на ковре)

Воспитатель: Давайте покажем, что лисичка умеет делать.

Лисичка хвостиком следы заметает (наклоны туловища вправо и влево).

Лисичка принюхивается, ищет зайчат (наклоны вперёд с вытянутыми руками).

Лисичка крадётся (шагаем на месте с высоким подниманием коленей).

Лисичка прыгает за мышкой (прыжки на месте или с продвижением вперёд на двух ногах).

Лисичка грустит (тянемся за вытянутыми вверх руками, встаём на носочки).

Другой вариант:

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг да прыг. (прыгают, подняв ладони над головой)

Кто к зарядке не привык?

Вот лиса идёт по лесу. (шагают на месте с высоким подниманием колен к ладоням)

Кто там скачет, интересно?

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (наклоны вперёд с вытянутыми руками)

Но зайчата быстро скачут, (подскоки на месте)

Как же может быть иначе?

Тренировки помогают!

И зайчата убегают! (бег на месте)

Вот голодная лиса

Грустно смотрит в небеса. (тянутся на носочках вверх)

Тяжело вздыхает, (вдох носом, выдох ртом – 2 раза)

Садится, отдыхает. (садятся на ковёр, руку под щёку)

5. Дидактическая игра «Разложи по порядку»

Воспитатель: Мальчики и девочки, хотела я вам картинки к нашей сказке показать, да вот беда, перепутались они все между собой. Помогите мне, пожалуйста, разложить их по порядку. Пусть каждый из вас найдёт себе в пару помощника, с кем бы хотелось выполнить это задание. Выбирайте место, где вам будет удобно. (Дети расходятся для выполнения задания. Если ребёнок остался без пары, можно предложить в пару себя. После выполнения задания дети остаются на местах.)

А теперь давайте проверим, правильно ли выполнено задание.

  • С чего началась сказка? Кто должен быть на первой картинке? (Аня, помогай). Выставляет на мольберте.
  • Что случилось потом? Кто на второй картинке? (Гриша, что у тебя?) Выставляет на мольберте.
  • Что произошло с лисой потом? Что на третьей картинке? (Даша и Лиза, что у вас получилось?) Выставляет на мольберте.
  • Чем закончилась сказка? Что было на последней картинке? (Саша и Маша, как вы думаете?) Выставляет на мольберте.

(Дети проверяют свои варианты. Подбодрить детей, у которых задание не получилось.)

6. Изготовление книжек-малышек

Воспитатель: соберите картинки и подходите все ко мне (на ковёр). Помните, на прошлой неделе мы начали делать книжки-малышки (показать одну)? Но в книжках наших чего-то не хватает. Как вы думаете? (Выслушать ответы детей) Правильно, красивых, ярких картинок. Давайте их вклеим на страницы. Берите книжки, подходите к столу, берите фигурки для наклеивания (показать детям образцы). Вспомните, с чего начиналась сказка, а что происходило потом. Аккуратно пользуйтесь клеем и салфетками.

Кто закончил, занимайте места на стульчиках.

Теперь я прочитаю сказку ещё раз, а вы смотрите на картинки, слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.

7. Повторное чтение сказки.

Воспитатель: Ребята, мы совсем забыли про наших гостей. Они, наверное, тоже хотят послушать сказку и посмотреть картинки.

Уважаемые гости, поднимите руку, кто хочет послушать сказку в исполнении наших детей.

Мальчики и девочки, смелее выбирайте, кому вы хотите рассказать свою сказку и показать картинки.

(Дети рассказывают зрителям. Нерешительных детей можно взять к себе на пересказ.)

А теперь возвращайтесь все ко мне. Дорогие гости, понравилась ли вам наша сказка? (Ответы гостей)

Вы все сегодня большие молодцы. Спасибо вам за работу. А не хотели бы вы рассказать сказку нашим малышам и подарить им несколько книжек-малышек. Я думаю, что они бы очень обрадовались.

(По желанию детей можно пройти в младшую группу и подарить книжки.)

Конспект занятия – игры со сказкой «Лиса и кувшин» для детей 4 – 5 лет (авторская идея и разработка) Цель: создание условий для знакомства со сказкой «Лиса и кувшин», развития речи и моторики речевого аппарата, обогащения активного словаря. Сценарий занятия: 1.Воспитатель читает сказку целиком. 2.Расмотреть вместе с детьми иллюстрации; предложить ответить на вопросы (так лучше запоминается сюжет и усваивается смысл прочитанной сказки); обсудить смысл сложных слов и словосочетаний; 3. Воспитатель зачитывает фрагмент из сказки: «…вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком…» Воспитатель задает вопросы: — Куда пошла баба? — Где баба спрятала кувшин с молоком? 4.Воспитатель показывает образец и предлагает детям собрать изображение кувшина из спичек. 5.Воспитатель предлагает посмотреть на рисунок, и сказать, кто оставил кувшин, а кто его нашел. 6. Воспитатель зачитывает фрагмент из сказки: «…подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы домой, да вот беда – головы из кувшина вытащить не может». Детям предлагаются вопросы: — Кто вылакал все молоко? — Что случилось с лисой? 7. Воспитатель зачитывает фрагмент из сказки: «…ходит лиса, головой мотает и говорит: «Ну, кувшин, пошутил, да и будет – отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать – поиграл да и полно». После прочитанного отрывка детям задается вопрос: — Почему голова лисы застряла в кувшине? 8. 9. Воспитатель зачитывает фрагмент из сказки: «…побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин – то утонуть утонул, да и лису за собой потянул». Предложить детям вопросы: — Как лиса решила избавиться от кувшина? — Чем закончилась сказка? — Смогла ли лиса обмануть кувшин? — Придумайте другой конец сказки. (Например, «Будь лиса поумнее, она бы разбила кувшин о камень, а бабе пришлось бы собирать кувшин по кусочкам». 10. Воспитатель обращается к детям с просьбой подарить бабе новый кувшин (дети на трафаретах кувшинов рисуют красивый узор и раскрашивают их). 11. Воспитатель предлагает придумать словосочетания по образцу: Лиса сердитая – лиса радостная Лиса жадная — … Лиса глупая — … У лисы настроение плохое — … 12. После выполненных игровых заданий предложить самостоятельно рассказать сказку с опорой на иллюстрации.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год