Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
Развитие речи у детей
Автор: Бояринцева А. В.   
20.10.2019 09:14

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ

Бояринцева А. В. Учитель-дефектолог МКДОУ д / с " Теремок» ЗАТО Первомайский, Кировская область

Общее недоразвитие речи- (ОНР) — системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом. У детей этой группы в большей или меньшей степени нарушается произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, не развивается связная речь. Выделяют четыре уровня речевого развития детей в зависимости от степени нарушения речевого развития.

Дети с ОНР любого уровня речевого развития не могут спонтанно становиться на онтогенетический путь речевого развития, характерный для нормальных детей. Коррекция речи для них длительный процесс. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности, значительнее и полноценнее взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В нашем МКДОУ д/с Теремок мы активно используем сказкотерапию. Сказка — один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое произведение искусства магического, авантюрного или бытового характера с установкой на художественную литературу.

Сказкотерапия-это метод, который использует сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и улучшения взаимодействия через речь с окружающим миром. "Сказка — это первые и блестящие попытки русской народной педагогики" (К. Д. Ушинский).

 

Главным принципом сказкотерапии является целостное развитие личности ребенка.

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. И это делает её эффективным психотерапевтическим и развивающим инструментом в работе с детьми со сложными нарушениями речи. Ведь у таких детей повышенная двигательная активность, рассеянность, неустойчивость внимания, агрессия, неуверенность в себе. Такие дети не умеют играть по правилам и держать взятую на себя роль, не умеют четко выражать свои мысли и пересказывать.

Повседневная лексика преобладает между родителями и детьми. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в невыразительную, скучную. Без яркости и цвета речь бледнеет и тускнеет. Как помочь таким детям? Сказка дает прекрасные примеры речи, подражание которой позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, в частности, с нарушениями речи. Мы можем взять сказку, чтобы помочь детям овладеть лексикой и грамматикой, так как она образна и поэтична, в ней много олицетворений, метких определений, сравнений. Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научить ребенка соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди.

В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют либо специальные упражнения для тренировки дыхания, либо упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании.

Путешествия по сказкам пробуждают воображение и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор для творчества.

Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная реальность, отличная от реальной. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Сказка-терапевтической работы с ребенком может быть проведена различными способами:

  1. Для работы может быть использована существующая авторская или народная сказка.
  2. Учитель и ребенок могут вместе сочинять сказку, драматизируя ее целиком или отдельные элементы.
  3. Ребенок (дети) может сочинить сказку самостоятельно.

Говоря о сказкотерапии или использовании сказок в развитии ребенка, необходимо учитывать, как педагогическую, так и психологическую составляющую. Дело в том, что:

  1. сказкотерапия-это очень древняя психотерапевтическая техника, используемая нашими предками;
  2. сказкотерапия является эффективным методом борьбы с собственными детскими страхами, тревогой, неуверенностью в себе;
  3. сказкотерапия позволяет "проиграть" ситуацию, т. е. в игровой форме, с минимальными эмоциональными потерями, в щадящем режиме преодолеть себя;
  4. значительно активизирует речевую деятельность ребенка, что не может быть учтено у детей с ОНР;
  5. терапия заключается в развитии коммуникативных навыков у детей, особенно у детей с речевой патологией.

В нашей работе мы решили совместить оба компонента, поскольку в ходе диагностики выявляются различные виды и разной степени выраженности проблемы самооценки детей. Решая задачи развития речи, мы действуем по этому алгоритму:

  1. Рассказ сказки педагогом 2-3 раза, т.е. 2-3 недели.
  2. Рассказ сказки педагогом с использованием театра би-ба-бо и использование фланелеграфа. (2-3 раза, т.е. 2-3 недели).
  3. Обсуждение сказки:
  • вопросы к сказке (понравилась вам сказка? Каких героев вы помните? На кого похожи герои? Кто из героев не понравился? Почему? Что бы вы сделали в данной ситуации?);

Обсуждая сказку, мы побуждали детей говорить-обсуждать. Таким образом активизируется речь, возникает диалог-беседа между учителем и детьми. Учитель помогает и при необходимости корректирует речь детей в рассказе.

  • отображение изображений;
  • рассказы детей о ситуациях из жизни (по аналогии);

Учитель предлагает детям вспомнить подобные ситуации из своего опыта.

4. Проводится игра-инсценировка.

Детей просят выбрать роли, педагог помогает детям с распределением ролей, учитывая их личностные особенности.

5. Заключительное обсуждение сказки.

Это, пожалуй, самый любимый момент работы. Во второй половине дня мы создаем особую атмосферу (приглушенный свет, сидя на ковре и т. д.) и мы ведем задушевные беседы. Мы анализируем нравственные аспекты сказочной ситуации, не прибегая, однако, к морализаторству. Дети говорят живо, многие используют в речи развернутые синтаксические конструкции. Конечно, у них есть ошибки в произношении и грамматике, но для нас важно, чтобы дети выражали себя во фразах, активно использовали словарный запас.

Подводя итоги работы, можно сказать, что использование сказок в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, способствует решению не только вопросов самооценки и регуляции поведения, но и активизации речевого общения, развития речи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год