Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Педагогическая статья «Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр»
Развитие речи у детей
Автор: Объедкова Ольга Александровна   
21.07.2018 11:57

Педагогическая статья «Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр»Педагогическая статья «Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр»

Автор:

  • Объедкова Ольга Александровна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №122» г. Оренбург

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Одной из главных задач, которую решают в ДОУ, является развитие речи.

Актуальность изучения проблемы развития речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде.

 

При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания и требования.

Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Изучая методическую литературу, опыты известных педагогов по данной проблеме и наблюдая за речью и играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее.

Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности детей. Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры.

Дидактические игры способствуют развитию всех сторон личности ребенка. Психолог А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактические игры по развитию речи успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей:

  • Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
  • Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
  • Позволяют освоить обобщающие значения слов;
  • Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием;
  • По мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять понятийное содержание слов;
  • Некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
  • Стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме;
  • Развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
  • Способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, которые характеризуют игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Один из элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.

Следующий элемент – это игровые правила, их основная цель – организовать действия, поведение детей, правила могут запрещать, разрешать, предписывать детям что – то в игре, делать игру занимательной, напряженной.

Еще один элемент игры – это игровые действия, они контролируют выполнение игровых правил.

Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

Огромное значение в руководстве играми имеет слово педагога. Обращение к детям, объяснения, короткие рассказы, пояснения, вопросы к детям – все это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию включенных в игру задач, обеспечивает контакт детей между собой и взрослыми.

В каждой возрастной группе, должны быть разнообразные игры. Необходимость подбора игр не означает, что надо иметь их в большом количестве.

Обилие дидактических игр рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком лёгкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи.

Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком лёгкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определённого напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Дошкольники часто играют самостоятельно, развивая свою речь посредством игры. В эти моменты им лучше не мешать, чтобы интерес к игре не пропал.

Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи детей ещё и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.

И в заключение важно отметить, что важным преимуществом дидактических игр является то, что они позволяют своевременно выявить и скорректировать нарушения в речевом развитии, и являются одним из лучших методов развития речи детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 19 (140) выйдет
24 мая 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год