Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование авторского пособия «Волшебный круг» для развития речи детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи у детей
Автор: Жильцова Евгения Владимировна   
21.07.2018 13:43

Использование авторского пособия «Волшебный круг» для развития речи детей старшего дошкольного возрастаИспользование авторского пособия «Волшебный круг» для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Автор:

Жильцова Е.В. воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 33» г. Златоуст

В последние годы увеличивается количество дошкольников с нарушением речи. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе можно отметить маленький словарный запас, пассивность творческого воображения и мышления. Считаю, что формирование творческого воображения и мышления в рамках развития речи, будет заложено тогда, когда педагогом будут использоваться нетрадиционные материалы для развития потенциала речевой активности ребёнка.

 

Чтобы добиться положительных результатов в своей работе, передо мной стояла задача, изучить как можно больше методик, технологий, пособий, которые имеют нетрадиционный характер и положительно влияют на формирование речи у старших дошкольников.

Анализируя разные методики и технологии, меня заинтересовала технология ТРИЗ.

Это одна из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Хороший пример нетрадиционного пособия для развития речи по технологии ТРИЗ являются «Загадочные колеса» Р. Луллия. Такое пособие отлично подходит, как для развития речевой активности дошкольника, так и активизирует творческое воображение, мышление и логику.

Работа строилась в следующих направлениях:

  • На основе полученных результатов анализа, создать нетрадиционное игровое пособие;
  • Работа с узкими специалистами (привлечение узких специалистов, для консультаций по созданию нетрадиционного игрового пособия).
  • Работа с детьми (использование нетрадиционного игрового пособия)

Это пособие стало отправной точкой в создании собственного нетрадиционного пособия «Волшебный круг».

Цель пособия «Волшебный круг»:

  • содействовать расширению представлений по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений, которые способствуют развитию речи.

Игровые упражнения с детьми по кругу этого пособия решают следующие задачи:

  • формируют понятие признак, действие, предмет
  • учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами
  • развивают познавательную активность
  • развивают представления о сенсорных эталонах
  • обогащают активный и пассивный словарь ребенка
  • формируют способность решать проблемные ситуации.

Роль педагога в игре «Волшебный круг».

  1. Педагог инициатор, наставляет, объясняет правила, подсказывает на начальном этапе;
  2. Педагог принимает незначительную роль, тем самым дети сами определяют ведущего, очередность игроков.
  3. Педагог принимает роль зрителя, наблюдателя. Дети сами организовывают, управляют и заканчивают игр, сопутствуя ее высказываниями, применяют речевые обороты, накопленные в работе с пособием;

Пособие «Волшебный круг» — представляет собой пластиковый круг со стрелочкой в центре, напоминающий поле чудес.

Для изготовления пособия был взят лист пластика для изготовления стендов, вырезан круг диаметром 65 см. К центру круга прикрепили болтом стрелочку. Разделили круг на 12 секторов (каждый сектор имеет своё обозначение).

Были подобраны картинки, в соответствии с тематическими неделями для детей старшего возраста. Картинки для проведения любой игры могут иметь различные варианты, так как все 12 игр разработаны для постоянного использования в деятельности педагога и дошкольников.

Описание дидактических игр на основе кругов Луллия к пособию «Волшебный круг».

Ребенок бросает кубик, например: выпадает цифра – 5, поворачивает стрелочку на сектор под №5, видит условное обозначение, берет карточку и выполняет задание.

Сектор № 1 Дидактическая игра: «Назови ласково».

Сектор №2 Дидактическая игра: «Часть и целое»

Сектор № 3 Дидактическая игра: «Большой и маленький».

Сектор № 4 Дидактическая игра: «Употребление предлогов».

Сектор №5 Дидактическая игра: «Какое, какой, какая?»

Сектор №6 Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»

Сектор №7 Дидактическая игра: «Однокоренные слова»

Сектор №8 Дидактическая игра: «Назови четвёртое слово».

Сектор №9 Дидактическая игра: «Музыкальная пауза».

Сектор №10 Дидактическая игра: «Действие предмета».

Сектор №11 Дидактическая игра: «Веселый счет». (1, 2, 5)

Сектор №12 Дидактическая игра: «Один и много».

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Используя пособие «Волшебный круг», а так же «Загадочные колеса» Р. Луллия у детей обогатился словарный запас, ребята научились решать проблемные ситуации. К различным заданиям дети подходят творчески, фантазируя, изобретая, они придумывают, что — то новое и интересное.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 2 июня 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год