Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников»
Развитие речи у детей
Автор: Ширшина Елена   
20.07.2018 10:07

Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников»Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников»

Актуальность

На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей. Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование познавательно-речевых навыков детей.

Одним из наиболее сложных моментов, по мнению педагогов, является изменение роли занятий в образовательном процессе, т.к. традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

Сегодня я предлагаю рассмотреть следующие нетрадиционные методики, которые наиболее приемлемы в работе с дошкольниками: мнемотехника (мнемоника), логоритмика, сказкотерапия. Они включаются в организованную образовательную деятельность и знакомят детей с окружающим миром, развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, то есть познавательные процессы.

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Структура мнемотехники строится по принципу: от простого к сложному

  • мнемоквадраты (начиная с младшего дошкольного возраста)
  • мнемодорожки (средний возраст)
  • мнемотаблицы (старшие дошкольники)

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному

  • сенсорно-графической схемой (Воробьёва В.К.)
  • блоками-квадратами (Глухов В.П.)
  • предметно-схематическими моделями (Ткаченко Т.А.)
  • схемой составления рассказа (Ефименкова Е.Н.)
  • Коллажем (Большева Т.В.)

Мнемоквадраты

  • представляют собой несколько предметных картинок, объединённых одной тематикой (например: мнемоквадраты по теме «Зима»).

Мнемодорожки

  • это несколько мнемосхем выстроенных в одну линию.

Мнемотаблицы

  • это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемосхемы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая.

Для детей старшего дошкольного возраста мнемосхемы желательно давать в одном цвете.

Коллаж -это лист бумаги, на которой рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.

Коллаж – это учебное пособие.

Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят.

Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старшие дети — самостоятельно)

Предметно-схематические модели Т.А. Ткаченко

Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков (например: схема описания посуды).

Применение мнемотехники в работе с детьми

Вопрос к педагогам:

- В каких видах деятельности вы применяете методику мнемотехники?

  • режимные моменты (алгоритмы умывания, дежурства, ухода за растениями в уголке природы, ведение календаря наблюдений и т.д.)
  • заучивание танцевальных движений, подвижных игр, общеразвивающих упражнений на физкультуре.
  • в организованной образовательной деятельности: составление предложений по графической схеме и мнемосхеме, пересказ сказок или коротких рассказов, составление и отгадывание загадок, заучивание стихов.

Практические упражнения

1. Заучивание стихотворения

Алгоритм

  • Выразительное чтение стихотворения.
  • Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  • Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
  • Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
  • Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.

2. Отгадайте загадку

Круглая, а не мяч,

Жёлтая, а не солнышко,

С хвостиком, а не мышка (репка)

Мнемоквадраты «Расскажи сказку», мы сделали в виде веера по сюжетам уже знакомым детям сказок, соответствующих их возрасту.

Коллажи «Узнай сказку» — по сюжетам знакомых детям сказок, младшие дошкольники могут узнавать сказки и передавать их содержание.

Логоритмика

  • пальчиковые игры или массаж пальцев
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • стихотворения, сопровождаемые движениями
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • чистоговорки;
  • речевые и музыкальные игры
  • гимнастика для глаз
  • упражнения для развития музыкального слуха;
  • различные виды ходьбы и бега под музыку
  • ритмические упражнения, пение;
  • упражнения в игре на музыкальных инструментах;
  • массаж биологически активных зон;
  • подвижные игры, драматизации,
  • мимические упражнения;
  • упражнения на релаксацию под музыку.

Логоритмические игры и упражнения могут выполняться

  • под музыку,
  • под счёт,
  • словестное сопровождение,
  • стихотворное сопровождение

Логоритмика для детей младшего возраста имеет целью стимуляцию речевой и мыслительной активности, развитие и формирование связной речи – это пальчиковая гимнастика, потешки, коротенькие стихи о животных, изображение их по показу педагога.

Логоритмика для детей 5-6 лет

В этом возрасте упражнения более сложные. Детям нужно освоить не только движения, но и ритм, слова, музыку.

Логоритмика для детей 6-7 лет дети могут сами догадаться, или придумать какие движения нужно выполнять в соответствии с содержанием текста, или характером музыки.

В процессе логоритмических упражнений у детей развиваются двигательные умения и познавательные способности, совершенствуются зрительное и слуховое восприятие, психические процессы, речь, помогают разнообразить виды деятельности по всем направлениям образовательной деятельности

Практические упражнения (с педагогами)

Предлагаю небольшую разминку с элементами логоритмики.

Сказкотерапия

Сказкотерапия — означает «лечение сказкой». Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

Комплексная сказкотерапия базируется на пяти видах сказок:

  • Дидактические
  • Художественные (народные и авторские)
  • Психокоррекционные
  • Психотерапевтические
  • Медитативные

Дидактические сказки (от 3 – х до 6 лет)

создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Художественные сказки способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.

Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.

Медитативные сказки помогают расслабиться, снять напряжение.

Психокоррекционная – есть возрастные ограничения (рекомендована для детей 11 – 12 лет).

Практическое задание (педагогам)

- Какие сказки вы видите на слайде? Какую мораль можно извлечь из этих сказок?

Сказка «Репка» — помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.

Сказка «Маша и Медведь» — в любой ситуации можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Сказка «Колобок» — жизненно – важный вопрос для ребёнка: что будет, если отойти от мамы? А вот ответ, который можно извлечь из сказки:

  • Первый шаг – хорошо;
  • второй шаг – ничего;
  • третий шаг – нормально;
  • четвёртый шаг – съедят.

Сказка «Красная Шапочка» Ш.Перро является сказкой с глубоким смыслом и психологическим подтекстом.

  • Нельзя поступать так, как мама не велит
  • Нельзя разговаривать с незнакомцами
  • Нельзя сходить с намеченного пути
  • Нельзя быть чересчур доверчивой

Сказка «Золотая рыбка» А.С. Пушкина учит тому, что подарок судьбы надо использовать только на добрые дела, а иначе останешься у разбитого корыта.

Используя в работе приёмы сказкотерапии необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Дети от 3 до 5-и лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных и взаимоотношениях людей и животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Начиная с 5 лет, детям наиболее увлекательны волшебные сказки, из которых в опыт детей поступает жизненная мудрость, информация о духовном развитии человека, о том как он познаёт мир.

Задачи сказкотерапии достаточно глубоко пересекаются с нашими педагогическими задачами.

Развитие всех психических процессов ребенка.

Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи, совершенствование коммуникативных навыков).

Снятие эмоционального и физического напряжения

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 апреля 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год