Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие речи у детей
Автор: Пыжова Ирина Олеговна, Норцева Ирина Валентиновна   
12.05.2017 19:45

КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИКОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • И. В. Норцева — учитель-логопед,
  • И. О. Пыжова- учитель-логопед,

г. Усолье — Сибирское, МБДОУ «Детский сад №38»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Таким образом, одно из важнейших направлений логопедического воздействия — формирование ключевых компетенций дошкольников: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.

Скачать конспект

Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение её в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Существует множество различных направлений в исследовании самостоятельности детей.

Древнегреческие ученые (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности.

Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Томас Мор требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.

Проблемой организации самостоятельной деятельности дошкольников продолжают заниматься и современные авторы П.И. Пидкасистый, И.А. Зимняя, Б. П. Есипов.

Самостоятельная деятельность – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

И. А. Зимняя определяет самостоятельную деятельность как целенаправленную, внутренне мотивированную структурированную самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Учитывая всё это, мы систематически используем игры, задания, упражнения, которые способствуют развитию самостоятельности у детей. Формирование самостоятельной деятельности проходит в несколько этапов:

1. Подготовка к самостоятельной деятельности.

  • Назовите — гласные и согласные, твердые и мягкие звуки; слова по лексическим темам и др.
  • Перечислите — артикуляционные упражнения, упражнения на воздушную струю, действующих лиц рассказа, сказки и др.
  • Расскажите — сказку, рассказ, чистоговорку на заданную тему; принцип образования слогов и их определение в словах и др.
  • Опишите — артикуляционный уклад, артикуляционные упражнения; предмет, ход выполняемой деятельности и др.
  • Обозначьте — схемами звуки, количество слогов, количество слов; позицию нахождения звука в словах и др.
  • Сформулируйте — порядок выполнения звуко-буквенного анализа; принцип образования родственных слов и др.

2. Включение детей в самостоятельную деятельность.

  • Расскажите своими словами — определение звука, буквы, слога; порядок составления рассказа и др.
  • Объясните смысл — фразеологизмов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; рассказов с проблемным сюжетом и др.
  • Докажите — выбор артикуляционных упражнений; подбор родственных слов и др.
  • Сделайте выводы- решение речевых логических задач; оценка своей деятельности и др.
  • Приведите примеры — количество слогов, звуков в слове, слов в предложении; слова антонимы, синонимы, разные грамматические формы и др.

3. Организация самостоятельной деятельности детей.

  • Покажите взаимосвязь — между звуком и буквой, артикуляционным укладом и звуком; между родственными словами, многозначными словами и др.
  • Проанализируйте — произношение чистоговорок, стихов, составленные рассказы; выполнение звуко-буквенного анализа и др.
  • Разложите по порядку — составление рассказов, пересказов; автоматизация звуков и др.
  • Назовите обобщающее слово — решение речевых логических задач; лексико-грамматические упражнения и др.
  • Объясните почему — автоматизация и дифференциация звуков; связная речь и др.

4. Осуществление самостоятельной деятельности.

  • Создайте — творческое рассказывание, отработка грамматических упражнений; автоматизация и дифференциация звуков и др.
  • Спланируйте — автоматизация и дифференциация звуков; рассказывание, звуко-буквенный анализ и др.
  • Разработайте — составление рассказов, пересказов; автоматизация и дифференциация звуков и др.
  • Придумайте другой вариант — решение речевых логических задач; лексико-грамматические упражнения, творческое рассказывание и др.

Самостоятельная деятельность — это не форма организации занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать как средство вовлечения ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, средство её логической и психологической организации.

Использование этого средства в работе с дошкольниками с ОНР способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх и заданиях совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и конечно корригируется речь.

Систематическая работа позволяет добиться следующих результатов: выпускник дошкольного учреждения:

  • достаточно хорошо владеет устной речью;
  • владеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • обладает развитым воображением;
  • проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать;
  • имеет развитую крупную и мелкую моторику;
  • способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Список литературы

  • Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Изд-во «Логос», 2000
  • Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании М., 2004
  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. М., 1991
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год