Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Упражнения на развитие речевого дыхания
Развитие речи у детей
Автор: Сохина Ирина Игоревна   
11.05.2017 19:33

Упражнения на развитие речевого дыханияУпражнения на развитие речевого дыхания

Доказано, что речевое дыхание является неотъемлемой частью развития речи детей, так как работа голосового аппарата – это постоянная нагрузка на дыхание. Так, например, учащенный дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз. Из-за легкой возбудимости дыхательного центра практически любое физическое напряжение, эмоциональное волнение и даже небольшое повышение температуры тела вызывает учащение ритма дыхания.

Неумение малышей управлять своим дыханием также вносит дезорганизацию в произношение звуков. Дети делают слабый вдох и выдох, не экономно и неравномерно распределяют воздух, выдох у них толчкообразный. Поэтому регулярные дыхательные упражнения направленные на умение ребенка дышать равномерно, плавно, с удлиненным выдохом нужно ежедневно включать в распорядок дня малыша.

Недостатки детского дыхания можно преодолеть:

  1. развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
  2. выработкой у ребенка умения правильно дышать в процессе речи

Тренировка речевого дыхания можно осуществить в двух направлениях:

  • Используя специальные игровые упражнения, вырабатывается свободный, плавный, удлиненный выдох; путем подражания речи взрослого воспитывается умение правильно, рационально использовать его.
  • Для полноценного речевого дыхания необходимы гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппаратов (произнесение отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающимися с соответствующими движениями.

В первом направлении можно использовать специальные упражнения: «Задуй упрямую свечу» — Ф-Ф-Ф; «Шину прокололи» — Ш-Ш-Ш; «Трубач», «Жук» — Ж-Ж-Ж.

Упражнения используются не только на занятиях по развития речи, в любой удобный и уместный момент, включаются а распорядок дня как бы невзначай. К примеру, на занятии по конструированию после того, как дети смастерят дорожку из кирпичиков, можно обыграть постройку. Поставить на дальний конец дорожки котенка, а на ближний конец перышко и предложить ребенку подуть на него медленно и плавно, чтобы котенок успел рассмотреть его.

Во втором направлении ребенок тренирует речевой и голосовой аппараты, сочетая его соответствующими движениями. Можно выполнять упражнения сидя и стоя. Каждое упражнение отрабатывается до четкого его выполнения. Детям обязательно нужно объяснить, зачем нужно научится дышать гармонично – полным дыханием.

Во время выполнения упражнений нужно следить за тем, чтобы малыш не поднимал плечи, не «перебирал дыхание». «Перебор дыхания ведет за собой резкий выдох – голос звучит прерывисто, форсировано. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Следует также избегать больших задержек дыхания.

На занятиях закрепления навыка полноценного речевого дыхания осуществляется с опорой на рисунки: с изображением звуковой волны. В процессе упражнения закрепляется правильная артикуляция заданного звука с одновременными движениями пальцев рук и глаз, формируются зрительно-пространственная ориентация,

способностъ к переключению.

Все упражнения по дыханию начинаются с выдоха.

- Жил был смелый мальчик. Однажды у него заболело горло. Повела мама мальчика к врачу. Доктор попросил мальчика открыть рот и сказать: а-а-а.. Мальчик не испугался, открыл широко рот и сказал а-а-а…

Педагог предлагает детям найти фигурку доктора, мысленно в воздухе поставить около нее указательный палец любой руки и произнести, не прерываясь, звук А на одном дыхании, сопровождая это движение в воздухе указательного пальца по «звуковой дорожке» в заданном темпе до фигуры мальчика на рисунке.

Для более эффективного стимулирования работы над своим дыханием все эти дыхательные игры и упражнения проводятся при наличии интересных увлекательных пособий в соответствии с возрастом детей.

Для младшего возраста — это прежде всего вертушки, мыльные пузыри, султанчики, ватные шарики и другое. Самодельные пособия: гребенки, зеркальце с сюрпризом, домики со шторками. В старшем дошкольном возрасте пособия усложняются, все зависит от фантазии педагога. Так, придумано пособие: «Кто быстрей задует мяч в корзину, «Паровоз — измеритель дыхания» и т.д. Следует заниматься дыхательными упражнениями на свежем воздухе с соответствующими пособиями, также привлекать к работе ребенка над своим дыханием родителей, предварительно объяснив им суть задачи.

Как выполнять упражнения

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

Детский сад №203, воспитатель Сохина Ирина Игоревна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год