Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Речевая среда и ее влияние на развитие речи дошкольника.
Развитие речи у детей
Автор: Андреева Юлия Александровна   
13.10.2021 17:51

Речевая среда и ее влияние на развитие речи дошкольника.Речевая среда и ее влияние на развитие речи дошкольника.

Особенности развития речи у дошкольников.

В дошкольном детстве ребенок проходит долгий и сложный процесс овладения речью.

Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т. е. формируется импрессивная речь. Прежде всего, малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти-десяти месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году словарь обычно достигает 10–12, а иногда и большего количества слов. Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся для него средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.

 

Когда ребенок активно использует в своей речи простые слова, начинается один из важнейших этапов овладения родным языком – овладение грамматической структурой языка. Усвоение грамматики происходит очень интенсивно, и основные грамматические закономерности ребенок усваивает к трем-трем с половиной годам. Так, к этому времени он употребляет в своей речи все падежные формы, формы глаголов, сложные предложения с союзами

В младшем дошкольном возрасте дети только начинают осознавать особенности своего произношения, но в то же время они узнают и неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Также у детей на протяжении всего дошкольного развития активно формируется словарный состав речи. Но у каждого ребенка пополнение словаря происходит по-разному: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. В. Штерн приводит следующие цифры: в 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года – 1000-1100, в 6 лет – 2500-3000 слов.

Ребенок 3-5 лет начинает активно овладевать речью и, конечно же, творчески осваивать языковую действительность. Часто дети сами придумывают новые слова по законам грамматики родного языка. Такую способность к самостоятельному словообразованию называют словотворчеством. Очень много примеров детского словотворчества собраны в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти». Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.

Осваивая грамматические формы языка, постоянно пополняя словарный запас, ребенок постепенно переходит к контекстной связной речи. Он может спокойно передать свои впечатления, рассказать о событиях из своей жизни, пересказывать прочитанные сказки или рассказы, описывать картины и т. д. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Но еще одним не менее важным фактором развития речи является полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Конечно же, во многом успех правильного грамотного развития речи зависит от взрослых, в том числе и родителей. И это касается не только речевого этикета и общения, не допускающего грубости и бестактности. Здесь имеется в виду использование грамотного произношения слов.

Почему данная проблема так актуальна на сегодняшний день?

Дошкольное учреждение – это место, где ребенок только начинает получать основы начального образования. И именно на этом этапе ему необходимо заложить основы грамотной литературной речи, потому что в период дошкольного возраста образование проходит без каких-либо правил и норм, а лишь на одном примере взрослых: воспитателей и родителей. Известно, что ребенок дошкольного возраста легко наследует неправильное произношение взрослых, принимает местный говор, диалектизмы, вульгаризмы. Ребенок быстрее научится правильно говорить, если будет слышать вокруг себя правильную литературную речь взрослых.

Речевая среда и ее влияние на развитие речи дошкольника.

Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок: это речь окружающих его близких взрослых и детей, педагогов, а также телевидение, фильмы, кино, театр, речь людей в транспорте и магазине, в музее и на улице и т. д. Но для маленького ребенка дошкольного возраста речевая среда – это прежде всего речь тех людей, с которыми он общается постоянно – то есть родителей и педагогов детского сада или детского центра. Подражая им, малыш перенимает все тонкости построения фраз, интонации, темпа и мелодики речи, употребления слов, но он также принимает и все ошибки!

Итак, правильно ли мы говорим с детьми? Вот несколько правил, помогающих организовать развивающую речевую среду для успешного формирования речи малыша.

Правило 1. В речи надо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» — они делают речь смешной, разорванной, несвязной. Л. В. Щерба называл такие слова «упаковочным материалом», совершенно ненужным для передачи смысла.

Правило 2. Правило употребления глаголов в обращении к ребенку/детям. Очень часто родители и педагоги обращаются к детям в прошедшем времени: «Так, встал и пошёл умываться!», «Встали, плечи расправили. Делаем зарядку». Это недопустимо – это грубая речевая ошибка. Представьте, что кто-нибудь скажет Вам в автобусе: «Так, встала и уступила место!» — что Вы почувствуете? То же чувствуют и дети, когда им говорят в такой манере. К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени: «Давайте встанем. Поднимите руки вверх. Сделаем зарядку». Или: «Встань, пожалуйста, и иди умываться».

Правило 3. Не задавайте ребенку вопросов, в которых изначально заложено отрицание с частицей НЕ, например: «Ты не знаешь, почему птицы улетают на юг?». Вместо этого спрашивайте «Почему птицы улетают на юг осенью?». Не надо сомневаться в способностях ребенка!

Правило 4. Избегайте многословия. Вместо того, чтобы спросить: «Сейчас я задам тебе сложный вопрос, и мне интересно ответишь ли ты на него или не ответишь и как ответишь – почему люди придумали разный транспорт?» Спросите просто: «Как ты думаешь, зачем люди придумали так много разных видов транспорта?»

Правило 5. Вопросы к ребенку стройте в логической последовательности с постепенным усложнением:

  • сначала простые вопросы (что видит, что знает, что слышит)
  • затем вопросы, требующие размышления анализа
  • в конце вопросы творческие, требующие выхода из проблемной ситуации.

Например, 1) какие ты знаешь виды транспорта – 2) зачем нужен транспорт людям? Зачем люди придумали так много разных видов транспорта: водный, воздушный, подземный, наземный? – 3) Что было бы, если бы транспорт перестал существовать? Какие виды транспорта люди придумают в будущем? Если Вы сразу же зададите сложный, проблемный вопрос, то не сможете получить развернутый ответ от ребенка. Ему нужно «подойти» к высокой планке, «разогнавшись» на простых вопросах.

Правило 6. Грамматическая и орфоэпическая правильность речи, то есть правильное произношение слов и их употреблении.

Немного о произношении и ударении в русском языке.

Правильное произношение и ударение – свидетельство культурной, грамотной речи. Неправильное, нелитературное произношение некоторых слов сразу же обнаруживает низкий уровень речевой и общей культуры говорящего. Это известные «перлы»: звОнит, средствА, дОговор, катАлог, квАртал и другие. Однако, пожалуй, ни одна нормативная сфера не вызывает столь ожесточенных споров и столь огромное множество трудностей, как орфоэпия – наука о правильном произношении и ударении.

Орфоэпические нормы подвижны – развиваются быстро, часто представляют сосуществование нескольких вариантов произношения и ударения. Причины этого различны. Некоторые слова имеют старый и новый варианты произношения и ударения. Кроме того, определенное влияние на устную речь оказывает просторечная стихия. В особом положении находится произношение новых заимствованных слов, еще не устоявшихся.

Русское ударение — самая сложная область русского языка для усвоения. Ударение в русском языке динамическое (силовое, то есть гласные звуки под ударением произносятся с напряжением и отчетливо. Русское ударение характеризуется разноместностью и подвижностью. Разноместность — это способность ударения падать на любой слог русского слов: на первый — Иконопись, на второй — экспЕрт, на третий — жалюзИ, на четвертый — апартамЕнты. Во многих языках мира ударения прикреплено к определенному слогу. Подвижность — это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: водА — вОду, хожУ — хОдишь. Большая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение. Ударение помогает различать слова-омонимы и разные грамматические формы одного и того же слова: зАмок – замОк, засЫпать – засыпАть.

Любой образованный человек в случае затруднений обращается к словарю. Классическим орфоэпическим словарём является труд под редакцией Р. И. Аванесова. Но появляется и множество современных словарей. В статье Натальи Лебедевой ( «Российская газета» от 3 сентября 2009 года) рассказывается о том, какие словари в современном языкознании являются авторитетными. Начинается статья с такого замечания: «С 1 сентября 2009 года любой гражданин нашей страны, который обсуждает «дОговоры по срЕдам» и пьёт «вкусное кофе» с «йогУртом», будет считаться вполне образованным и грамотным человеком». Автор статьи также отмечает: «Гражданское общество моментально отреагировало на это нововведение. Многих, например, заинтересовал вопрос, а почему не легализовали ударение в словах «звОнит» и «лОжить»?». За разъяснениями автор статьи обратилась к президенту Санкт-Петербургского государственного университета, академику РАН Людмиле Вербицкой. Она объяснила: «Считать, что с 1 сентября то, что написано в этих словарях, вдруг стало нормой – невозможно. Конечно, эти словари можно учитывать, но ограничиваться их рекомендациями категорически нельзя». Поэтому нужно очень внимательно и осторожно относиться к современным словарям.

В данном пособии представлены некоторые примеры литературного произношения, которые наиболее часто употребляются в повседневной речи, в том числе и в работе с детьми.

Культура речи воспитателя и родителя. А Вы допускаете эти ошибки?

Так все-таки: звОнит или звонИт? Ударение. Типичные ошибки.

1) Правильно говорить "звонЯт", "звонИт", "перезвонИт", "созвонИмся" и т. д.

- Сейчас позвонИм маме и все ей расскажем.

2) ТвОрог или творОг? Более корректным и традиционным считается ударение на втором слоге: «творОг». Правда, вполне допустимо и употребление в речи этого слова с ударением на первом слоге.

- Сегодня на завтрак у нас творОг со сметаной.

3) СвЁкла или свеклА? Здесь ответ однозначный: свЁкла. Чтобы научить этому правилу детей, придумали даже оригинальную «запоминалку»:

«Не ФеклА, а ФЁкла, на свеклА, а свЁкла».

4) ТортЫ или тОрты? В этом случае тоже раздумывать не приходится – конечно, тОрты! Для проверки используйте уменьшительно-ласкательное «тОртики». Это же правило относится и к слову бАнты, а не бантЫ.

- К празднику мамы испекли вкусные тОрты.

5) БаловАть или бАловать? В соответствии с правилами русского языка в слове «баловать» ударение должно ставиться на последний слог – «баловАть». Именно этот вариант произношения фиксируется словарями, как нормативный, литературный, единственно правильный. Произношение же «бАловать» с ударением на «а» в первом слоге помечается как не рекомендованное, ошибочное.

- Совсем мы тебя избаловАли!

6) КрасивЕе или красИвее? По версии орфографического словаря ударение в слове красИвее ставится на букву "И"

- Какое платье для куклы красИвее: красное или белое?

7) ПонялА или пОняла? Во многих глаголах в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании:

отнЯть — Отнял — отнялА — Отняли;

понЯть — пОнял — понялА — пОняли;

начАть — нАчал — началА — нАчали.

- Я так и не понялА, что он хотел мне этим сказать.

8) По срЕдам или по средАм? Правильно: по средАм, если речь идет о дне недели; срЕдам, если среда — это окружение, обитание, присутствие или средой называется вещество, которое заполняет собой какое-либо пространство, например окружающая среда, социальная, воздушная, жидкая и т. д.

-По средАм у нас занятия по развитию речи.

9) КвартАл или квАртал? Не зависимо от того, будь это 14 года или 14 города, ударение ставить на последний слог: квартАл.

- Перспективное планирование на первый квартАл.

10) ОбеспечЕние или обеспЕчение? Безусловно, нормативным является вариант с ударением на третьем слоге – «обеспЕчение». Однако ряд словарей, изданных в последние годы, приводит в качестве правильных оба варианта – и «обеспЕчение» и «обеспечЕние».

11) ЧерпАть или чЕрпать? В данном слове ударение ставится на слог с буквой Е — чЕрпать.

- Мы чЕрпаем знания из книг.

12) ВключИт или вклЮчит? Правильно будет включИт. То есть ударение падает на окончание не только в данной форме, но и в других формах глагола включить.

- Сейчас Мария Ивановна включИт нам мультфильм.

«Одеть» или «надеть»? Вот в чём вопрос… Типичные ошибки в произношении.

1) Одеть можно кого-то, надеть — что-то (на что-то):

- Одевать капризного ребёнка довольно сложно; В холода надеваю на него комбинезон.

2) «Ложат» или «кладут»? Здесь важно понимать, что выбирая, как правильно говорить – «ложат» или «кладут», надо отталкиваться от конкретного действия и слова, которое необходимо будет получить в результате. «Класть» используется только без приставки. Во всех остальных ситуациях корректнее будет взять корень -лож- и «собрать» слово

- Я кладу книгу на колени, но Я положил книгу на колени.

3) «Лягте» или «ляжьте»? Единственно правильной формой повелительного наклонения глагола «лежать» является «ляг» или «лягте».

- Лягте на кровать.

4) «Их» или «ихний». В русском литературном языке для обозначения принадлежности 3-му лицу во мн. числе используется личное местоимение в притяжательном значении в форме род. падежа — их:

- их книга, их обязанности.

5) Щербет или шербет? написание и произношение «щербет» ошибочно, несмотря на популярность.

-Шербет с арахисом и миндалем.

Советы родителям!

  • Следите за речью детей, своевременно исправляйте недостатки.
  • Помните, что именно ваша речь является образцом для подражания, поэтому она должна быть всегда правильной.
  • Правильная речь — залог успешного обучения в школе.

Список литературы:

  1. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение / И. Л. Резниченко. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 1182 с.
  2. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. Москва. Ай- рис и пресс 2009
  3. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010 – 448
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год