Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА: «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»
Правовая информация
Автор: Мохова Наталья Александровна   
27.06.2017 18:54

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА: «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА: «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»

Н.А. МОХОВОЙ — ВОСПИТАТЕЛЯ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. (ЭКРАН)

С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально – экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, насилия. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является – защита прав ребенка, сохраняя тем самым генофонд нации.

 

Скачать конспект

Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям.

Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.

Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.

В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа пока еще мало знакома не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.

Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать.

И поэтому как педагог считаю необходимым:

  • вносить с первых лет жизни в сознание детей образ мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты;
  • закладывать фундамент нового миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего;
  • без этого никакие уставы, декларации и Конвенции ничего не сделают;
  • мне как педагогу надлежит быть наиболее грамотным в этой области, и делиться своими знаниями.

Проанализировав литературу по правовому воспитанию дошкольников, я определила, что вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания, но наряду с этим отмечается недостаточная разработанность методической и дидактической базы для изучения прав ребенка: отсутствуют специальные материалы, отводится недостаточно времени для изучения прав ребенка.

Чем больше я погружалась в тему правового воспитания детей дошкольного возраста, тем больше я убеждалась, что данный вопрос является актуальным на сегодняшний день.

Таким образом, все выше сказанное и определило тему моей работы: «Методы и приемы формирования первичных представлений о правах ребенка» * (ЭКРАН)

Цель работы – формирование основ правового сознание дошкольников. * (ЭКРАН)

Задачи:

  • ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
  • формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности;
  • воспитание уважения к личным правам другого человека, формирование основ толерантности. * (ЭКРАН)

Предполагаемый результат моей работы:

  • ознакомление и закрепление знаний детей о Декларации прав человека, «Конвенции о правах ребенка»
  • осознание ребенком того, что он обладает теми же правами, что и все люди
  • укрепить и развить чувство собственного достоинства и уверенности, ответственности перед семьей, знакомыми и государством. * (ЭКРАН)

Теоретической основой моей работы являются: * (ЭКРАН) Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах ребенка, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка» Российской Федерации.

За практическую основу моей работы взят опыт российских педагогов по ознакомлению дошкольников с правами: программа «Защити меня» (Н. Г. Зеленовой и др.), методическое пособие «Права ребенка» (авторы – преподаватели Астраханского педагогического колледжа), практическое пособие «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» (Е. В. Соловьевой и др.), программа «Надежда» (Т. В. Потапповой).

Пропустив через свое понимание опыт данных российских педагогов, я начала выстраивать систему своей работы, переработав и адаптировав предлагаемый материал на детей старшего дошкольного возраста в своей группе.

Разрабатывая концептуальную модель педагогического процесса в своей группе, я исходила из следующих принципов, которые я считаю важными:

  • Принцип личностно-ориентированного общения. Дети выступают в роли активных исследователей; формы общения педагога с детьми — партнерство, соучастие и взаимодействие.
  • Принцип последовательности: материал планируется и дается детям последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
  • Принцип наглядности — широкое представление иллюстраций, фотографий, наглядного материала.
  • Принцип занимательности: изучаемый материал интересен и увлекателен, т. к. это формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результатов.
  • Принцип взаимодействия воспитателя с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в педагогическом процессе образовательного учреждения, просвещение их в области прав человека.

В соответствии с целями и задачами работы я построила свою работу по следующим направлениям* (ЭКРАН):

  • работа с детьми;
  • работа с педагогами;
  • работа с родителями.

РАБОТА С ДЕТЬМИ.

Знакомство детей с их правами я осуществляла в трех направлениях:

  • "Я и моя семья",
  • «Я и мои права»,
  • "Я и права других людей".

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы, осуществление правового воспитания детей входит в образовательную область "Социально-коммуникативное развитие"* (ЭКРАН). Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности, но так, же прослеживается интеграция образовательных областей по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изо деятельности, музыкальному воспитанию, свободной, игровой и театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей.

Система взаимодействия – это * (ЭКРАН):

  • организованная деятельность;
  • совместная деятельность взрослого и ребенка;
  • самостоятельную деятельность детей.

Организованная деятельность включает в себя:

  • Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включала цикл мероприятий:
  • «Мое право на имя»
  • «Мое право на имя, отчество и фамилию»
  • «Я имею право жить и воспитываться в семье»
  • «Моя семья», направленные на элементарное ознакомление с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Учитывая возрастные особенности детей, я проводила ознакомление с правами ребенка на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например
  • «Три поросенка» — право на жильё,
  • «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» — право на жизнь,
  • «Буратино» — право на образование,
  • «Заюшкина избушка» — право на неприкосновенность жилища,
  • «Золушка» — право на отдых,
  • «Доктор Айболит» — право на медицинскую помощь и т. д.

Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми.

Беседы на этические темы:

  • «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!»,
  • «Приятного аппетита»,
  • «Не подарок дорог, а внимание»,
  • «Чтобы гости не скучали».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествие», «Экскурсия» и т.п.

Дидактические игры: "Я имею право... ", "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков:

  • «Обратись по имени»,
  • «Назови имя девочки (мальчика),
  • «Мои друзья, мои родственники»,
  • «Поможем Золушке» и т.п.

Проблемно–поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций): предлагаю решить проблемные задачи путем поиска решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком..., если бы я поймал золотую рыбку..., если бы я вдруг превратился в..., отгадывание загадок.

Самостоятельная деятельность детей включает:

Задания для самостоятельных наблюдений: предлагаю детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Продуктивные виды деятельности: создали альбомы «Что в имени моем?», «Моя семья», «Наши правила», «Наши права и обязанности»; «Ребенок имеет право», «История имени»; символ «Имя», изготовление плакатов, эмблем.

Совместная деятельность взрослого и ребенка включает:

Прием визуализации. Позволяет научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи.

В группах созданы специальные пространства для активной познавательной и двигательной деятельности: оформленные определенным образом стеновые панели и небольшие по размеру фланелеграфы, обтянутые сукном и стилизованные под различные виды жилья: например, (сказочные "Теремок", "Рукавичка", "Избушка на курьих ножках"); древние (деревянный дом, терем); современные (многоэтажные дома). Организация этих пространств не только знакомит детей с различными видами жилища, но формирует представление о необходимости живому существу иметь жилище и о праве каждого человека на жилье.

Для успешного ознакомления дошкольников с окружающим в предметно-пространственную среду группы я включала детей в конструирование объемных макетов: детского сада, ближайшего водоема. При конструировании макетов каждому ребенку была гарантирована возможность посильного участия и заботливого отношения в процессе работы.

Обязательными в интерьере группы являются карты, глобус, природные ландшафты регионов планеты. Этот материал способствует осознанию детьми многочисленности и многообразия проживания народностей на планете, знакомит их с основными расами и национальностями на Земле, их социокультурными особенностями, вероисповеданием, равными правами и свободами людей разных национальностей.

В группе продумано и место для хранения "собственного имущества". Для этого сделали полку для хранения личных вещей, оборудовали деревянный ящик с закрывающейся крышкой, обтянутой блестящей яркой тканью — "Волшебный сундучок", "Шкатулка с сокровищами", сшили тканевые мешочки на шнурке ("Заветный мешочек"), приобрели разноцветные бумажные пакеты и т. п., где дети охотно стали хранить свои вещи.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ ПРОВОДИЛАСЬ ПОЭТАПНО

На первом этапе мы выявили уровень знаний педагогов нормативно – правовой базы по данной проблеме, с помощью анкетирования и опроса* (ЭКРАН).

Анкета, проведенная среди воспитателей МБДОУ «Тевризский детский сад №3» показала, что в 90% случаев воспитатели отмечают правовую неграмотность детей, незнание ими прав и законов, эти права охраняющих, необходимость изучения прав человека отметили 85% опрошенных.

Среди основных проблем преподавания были выделены следующие:

  • недостаток методической базы для изучения – 65%;
  • отсутствие учебных и дидактических пособий по данному курсу – 50%;
  • нехватка времени для рассмотрения данной проблемы – 40%;
  • недостаточный уровень подготовки воспитателей – 30%;
  • протест со стороны родителей – 10%.

Затем мною был составлен план работы с педагогами. * (ЭКРАН)

Правовое воспитание в детском саду с педагогами Анкета по правовому воспитанию

  • Всеобщая Декларация Прав человека
  • Декларация прав ребенка
  • Консультация для воспитателей
  • Памятка по посещению семьи
  • Ознакомление с Конвенцией о правах ребёнка

Мною была проведена с воспитателями МБДОУ консультация "Соблюдение прав ребенка в условиях ДОУ и семьи"; разработала памятки «Понимаем ли мы друг друга?», «Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для родителей», «Три способа открыть ребенку свои права».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

С целью изучения проблемы формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста нами была разработана анкета для родителей, позволяющая определить необходимость изучения прав ребенка и проблемы в формировании правового воспитания детей в дошкольном возрасте. * (ЭКРАН)

Анализ анкеты, проводимой среди родителей показал, что из всего количества опрошенных:

  • знакомы с правами человека и документами, в которых прописаны эти права 25%;
  • согласны со всеми перечисленными там правами – 20%;
  • 45% отмечают, что детям необходимо знать свои права,
  • 40% считают это необязательным,
  • 15% воздержались.
  • в 65% случаев родители согласны оказывать помощь в процессе изучения прав ребенка при соответствующей помощи со стороны воспитателей и методистов.

Основные задачи работы с родителями:

  • создание основ развивающего взаимодействия (партнёрство и сотрудничество) с целью развития каждого участника образовательного процесса; повышение культурного уровня родителей, педагогов, детей (единство образования, воспитания, обучения);
  • обеспечение необходимыми знаниями родителей о гуманистической ориентации воспитания детей в семье.

Принципы работы с родителями

  • Целенаправленность, систематичность, плавность;
  • Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом специфики каждой семьи;
  • Возрастной характер работы с родителями;
  • Доброжелательность, открытость.

Методы изучения семьи: анкетирование; наблюдение за ребёнком; посещение семьи ребёнка; беседы с родителями.

Формы работы с родителями: Общие Групповые Индивидуальные

  • Дни открытых дверей
  • Презентация ДОУ
  • Конкурсы
  • Выставки
  • Анкетирование
  • Собрания
  • Консультации

Участие родителей в методических мероприятиях Беседы

  • Обсуждение результатов
  • обследование ребёнка консультации

Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной, я разработала план мероприятий по организационно просветительской работе с родителями.

Для родителей я организовали папки – передвижки с нормативно – правовыми документами, изготовила буклеты и памятки.

Мною в группе был проведено родительское собрание на тему:

«Права ребенка».

Все родители приняли активное участие в выполнении домашнего задания, они вместе с детьми оформляли альбомы: «Как мы отдыхаем», «Ребенок имеет право», «История имени»; газету «Вспоминаем лето». Также родители приняли активное участие в изготовлении бюллетеней по правам, совместно с детьми подбирали иллюстрации к статьям Конвенции по правам ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проводимой работы видны позитивные сдвиги в поведении, как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки; дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.); дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать; дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), помнят о них, стремятся сами быть лучше.

В заключении хотелось бы отметить, что данная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм и методов работы, включении всех субъектов образовательного процесса в изучение прав ребенка и не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников. Тем не менее теоретические исследования и практическое наблюдение доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность, а также позволяет наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка и использовать разработанные и представленные в работе материалы.

Перспективу дальнейшей работы я вижу

  • в использовании возможностей дифференцированного и индивидуального подходов в процессе формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста,
  • создании системы методической работы с педагогами в образовательном учреждении по проблемам правового воспитания и правовой культуры,
  • выработке действенного механизма правового просвещения родителей и создания условий для правового воспитания в условиях семьи.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год