Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА: «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»
Правовая информация
Автор: Мохова Наталья Александровна   
27.06.2017 18:54

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА: «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА: «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»

Н.А. МОХОВОЙ — ВОСПИТАТЕЛЯ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. (ЭКРАН)

С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально – экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, насилия. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является – защита прав ребенка, сохраняя тем самым генофонд нации.

 

Скачать конспект

Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям.

Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.

Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.

В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа пока еще мало знакома не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.

Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать.

И поэтому как педагог считаю необходимым:

  • вносить с первых лет жизни в сознание детей образ мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты;
  • закладывать фундамент нового миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего;
  • без этого никакие уставы, декларации и Конвенции ничего не сделают;
  • мне как педагогу надлежит быть наиболее грамотным в этой области, и делиться своими знаниями.

Проанализировав литературу по правовому воспитанию дошкольников, я определила, что вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания, но наряду с этим отмечается недостаточная разработанность методической и дидактической базы для изучения прав ребенка: отсутствуют специальные материалы, отводится недостаточно времени для изучения прав ребенка.

Чем больше я погружалась в тему правового воспитания детей дошкольного возраста, тем больше я убеждалась, что данный вопрос является актуальным на сегодняшний день.

Таким образом, все выше сказанное и определило тему моей работы: «Методы и приемы формирования первичных представлений о правах ребенка» * (ЭКРАН)

Цель работы – формирование основ правового сознание дошкольников. * (ЭКРАН)

Задачи:

  • ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
  • формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности;
  • воспитание уважения к личным правам другого человека, формирование основ толерантности. * (ЭКРАН)

Предполагаемый результат моей работы:

  • ознакомление и закрепление знаний детей о Декларации прав человека, «Конвенции о правах ребенка»
  • осознание ребенком того, что он обладает теми же правами, что и все люди
  • укрепить и развить чувство собственного достоинства и уверенности, ответственности перед семьей, знакомыми и государством. * (ЭКРАН)

Теоретической основой моей работы являются: * (ЭКРАН) Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах ребенка, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка» Российской Федерации.

За практическую основу моей работы взят опыт российских педагогов по ознакомлению дошкольников с правами: программа «Защити меня» (Н. Г. Зеленовой и др.), методическое пособие «Права ребенка» (авторы – преподаватели Астраханского педагогического колледжа), практическое пособие «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» (Е. В. Соловьевой и др.), программа «Надежда» (Т. В. Потапповой).

Пропустив через свое понимание опыт данных российских педагогов, я начала выстраивать систему своей работы, переработав и адаптировав предлагаемый материал на детей старшего дошкольного возраста в своей группе.

Разрабатывая концептуальную модель педагогического процесса в своей группе, я исходила из следующих принципов, которые я считаю важными:

  • Принцип личностно-ориентированного общения. Дети выступают в роли активных исследователей; формы общения педагога с детьми — партнерство, соучастие и взаимодействие.
  • Принцип последовательности: материал планируется и дается детям последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
  • Принцип наглядности — широкое представление иллюстраций, фотографий, наглядного материала.
  • Принцип занимательности: изучаемый материал интересен и увлекателен, т. к. это формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результатов.
  • Принцип взаимодействия воспитателя с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в педагогическом процессе образовательного учреждения, просвещение их в области прав человека.

В соответствии с целями и задачами работы я построила свою работу по следующим направлениям* (ЭКРАН):

  • работа с детьми;
  • работа с педагогами;
  • работа с родителями.

РАБОТА С ДЕТЬМИ.

Знакомство детей с их правами я осуществляла в трех направлениях:

  • "Я и моя семья",
  • «Я и мои права»,
  • "Я и права других людей".

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы, осуществление правового воспитания детей входит в образовательную область "Социально-коммуникативное развитие"* (ЭКРАН). Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности, но так, же прослеживается интеграция образовательных областей по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изо деятельности, музыкальному воспитанию, свободной, игровой и театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей.

Система взаимодействия – это * (ЭКРАН):

  • организованная деятельность;
  • совместная деятельность взрослого и ребенка;
  • самостоятельную деятельность детей.

Организованная деятельность включает в себя:

  • Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включала цикл мероприятий:
  • «Мое право на имя»
  • «Мое право на имя, отчество и фамилию»
  • «Я имею право жить и воспитываться в семье»
  • «Моя семья», направленные на элементарное ознакомление с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Учитывая возрастные особенности детей, я проводила ознакомление с правами ребенка на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например
  • «Три поросенка» — право на жильё,
  • «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» — право на жизнь,
  • «Буратино» — право на образование,
  • «Заюшкина избушка» — право на неприкосновенность жилища,
  • «Золушка» — право на отдых,
  • «Доктор Айболит» — право на медицинскую помощь и т. д.

Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми.

Беседы на этические темы:

  • «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!»,
  • «Приятного аппетита»,
  • «Не подарок дорог, а внимание»,
  • «Чтобы гости не скучали».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествие», «Экскурсия» и т.п.

Дидактические игры: "Я имею право... ", "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков:

  • «Обратись по имени»,
  • «Назови имя девочки (мальчика),
  • «Мои друзья, мои родственники»,
  • «Поможем Золушке» и т.п.

Проблемно–поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций): предлагаю решить проблемные задачи путем поиска решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком..., если бы я поймал золотую рыбку..., если бы я вдруг превратился в..., отгадывание загадок.

Самостоятельная деятельность детей включает:

Задания для самостоятельных наблюдений: предлагаю детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Продуктивные виды деятельности: создали альбомы «Что в имени моем?», «Моя семья», «Наши правила», «Наши права и обязанности»; «Ребенок имеет право», «История имени»; символ «Имя», изготовление плакатов, эмблем.

Совместная деятельность взрослого и ребенка включает:

Прием визуализации. Позволяет научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи.

В группах созданы специальные пространства для активной познавательной и двигательной деятельности: оформленные определенным образом стеновые панели и небольшие по размеру фланелеграфы, обтянутые сукном и стилизованные под различные виды жилья: например, (сказочные "Теремок", "Рукавичка", "Избушка на курьих ножках"); древние (деревянный дом, терем); современные (многоэтажные дома). Организация этих пространств не только знакомит детей с различными видами жилища, но формирует представление о необходимости живому существу иметь жилище и о праве каждого человека на жилье.

Для успешного ознакомления дошкольников с окружающим в предметно-пространственную среду группы я включала детей в конструирование объемных макетов: детского сада, ближайшего водоема. При конструировании макетов каждому ребенку была гарантирована возможность посильного участия и заботливого отношения в процессе работы.

Обязательными в интерьере группы являются карты, глобус, природные ландшафты регионов планеты. Этот материал способствует осознанию детьми многочисленности и многообразия проживания народностей на планете, знакомит их с основными расами и национальностями на Земле, их социокультурными особенностями, вероисповеданием, равными правами и свободами людей разных национальностей.

В группе продумано и место для хранения "собственного имущества". Для этого сделали полку для хранения личных вещей, оборудовали деревянный ящик с закрывающейся крышкой, обтянутой блестящей яркой тканью — "Волшебный сундучок", "Шкатулка с сокровищами", сшили тканевые мешочки на шнурке ("Заветный мешочек"), приобрели разноцветные бумажные пакеты и т. п., где дети охотно стали хранить свои вещи.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ ПРОВОДИЛАСЬ ПОЭТАПНО

На первом этапе мы выявили уровень знаний педагогов нормативно – правовой базы по данной проблеме, с помощью анкетирования и опроса* (ЭКРАН).

Анкета, проведенная среди воспитателей МБДОУ «Тевризский детский сад №3» показала, что в 90% случаев воспитатели отмечают правовую неграмотность детей, незнание ими прав и законов, эти права охраняющих, необходимость изучения прав человека отметили 85% опрошенных.

Среди основных проблем преподавания были выделены следующие:

  • недостаток методической базы для изучения – 65%;
  • отсутствие учебных и дидактических пособий по данному курсу – 50%;
  • нехватка времени для рассмотрения данной проблемы – 40%;
  • недостаточный уровень подготовки воспитателей – 30%;
  • протест со стороны родителей – 10%.

Затем мною был составлен план работы с педагогами. * (ЭКРАН)

Правовое воспитание в детском саду с педагогами Анкета по правовому воспитанию

  • Всеобщая Декларация Прав человека
  • Декларация прав ребенка
  • Консультация для воспитателей
  • Памятка по посещению семьи
  • Ознакомление с Конвенцией о правах ребёнка

Мною была проведена с воспитателями МБДОУ консультация "Соблюдение прав ребенка в условиях ДОУ и семьи"; разработала памятки «Понимаем ли мы друг друга?», «Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для родителей», «Три способа открыть ребенку свои права».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

С целью изучения проблемы формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста нами была разработана анкета для родителей, позволяющая определить необходимость изучения прав ребенка и проблемы в формировании правового воспитания детей в дошкольном возрасте. * (ЭКРАН)

Анализ анкеты, проводимой среди родителей показал, что из всего количества опрошенных:

  • знакомы с правами человека и документами, в которых прописаны эти права 25%;
  • согласны со всеми перечисленными там правами – 20%;
  • 45% отмечают, что детям необходимо знать свои права,
  • 40% считают это необязательным,
  • 15% воздержались.
  • в 65% случаев родители согласны оказывать помощь в процессе изучения прав ребенка при соответствующей помощи со стороны воспитателей и методистов.

Основные задачи работы с родителями:

  • создание основ развивающего взаимодействия (партнёрство и сотрудничество) с целью развития каждого участника образовательного процесса; повышение культурного уровня родителей, педагогов, детей (единство образования, воспитания, обучения);
  • обеспечение необходимыми знаниями родителей о гуманистической ориентации воспитания детей в семье.

Принципы работы с родителями

  • Целенаправленность, систематичность, плавность;
  • Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом специфики каждой семьи;
  • Возрастной характер работы с родителями;
  • Доброжелательность, открытость.

Методы изучения семьи: анкетирование; наблюдение за ребёнком; посещение семьи ребёнка; беседы с родителями.

Формы работы с родителями: Общие Групповые Индивидуальные

  • Дни открытых дверей
  • Презентация ДОУ
  • Конкурсы
  • Выставки
  • Анкетирование
  • Собрания
  • Консультации

Участие родителей в методических мероприятиях Беседы

  • Обсуждение результатов
  • обследование ребёнка консультации

Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной, я разработала план мероприятий по организационно просветительской работе с родителями.

Для родителей я организовали папки – передвижки с нормативно – правовыми документами, изготовила буклеты и памятки.

Мною в группе был проведено родительское собрание на тему:

«Права ребенка».

Все родители приняли активное участие в выполнении домашнего задания, они вместе с детьми оформляли альбомы: «Как мы отдыхаем», «Ребенок имеет право», «История имени»; газету «Вспоминаем лето». Также родители приняли активное участие в изготовлении бюллетеней по правам, совместно с детьми подбирали иллюстрации к статьям Конвенции по правам ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проводимой работы видны позитивные сдвиги в поведении, как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки; дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.); дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать; дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), помнят о них, стремятся сами быть лучше.

В заключении хотелось бы отметить, что данная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм и методов работы, включении всех субъектов образовательного процесса в изучение прав ребенка и не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников. Тем не менее теоретические исследования и практическое наблюдение доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность, а также позволяет наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка и использовать разработанные и представленные в работе материалы.

Перспективу дальнейшей работы я вижу

  • в использовании возможностей дифференцированного и индивидуального подходов в процессе формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста,
  • создании системы методической работы с педагогами в образовательном учреждении по проблемам правового воспитания и правовой культуры,
  • выработке действенного механизма правового просвещения родителей и создания условий для правового воспитания в условиях семьи.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год