Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Аппликация – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Поделки из бумаги
Автор: Шустко Ирина Васильевна   
21.10.2016 16:52

Аппликация – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возрастаАппликация – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Рябинка» г. Мариинский Посад Чувашской Республики

Методическая разработка из опыта работы воспитателя Шустко Ирины Васильевны

Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. об аппликации: В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.

 

Скачать конспект

Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. анализа, синтеза, сравнения и сопоставления,

Значение обучения аппликации

  • развитие эстетического художественного вкуса;
  • развитие художественно – графических умений и навыков;
  • развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
  • развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
  • становление художественного творчества;
  • получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
  • воспитание зрительской культуры;
  • возможное раскрытие начал профессиональной художественно — изобразительной деятельности. мировосприятия, воспитание некоторых организационных навыков

Гипотеза: развитию художественного творчества дошкольников способствует проведение занимательных занятий с нетрадиционными материалами и техниками в аппликации.

Задачи:

  • Изучение научной литературы по проблеме организации и проведения занимательных занятий в аппликационной технике.
  • Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в технике аппликации. •Изучить занимательных занятий интегрированного занятия по аппликации.
  • Разработать и апробировать занятие занимательного характера по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста. особенности методики организации и проведения

Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста, их художественно – творческая деятельность. Предметом исследования являются нетрадиционные формы занятий аппликацией в старшем дошкольном возрасте.

Глава I.

Средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста

1. Понятие художественного творчества Творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало.

Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца. творчества является новизна его результата «Творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения». Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.

«Творчество является постоянным спутником детского развития». В.В. Давыдов «Воображение и творчество в детском возрасте»

2. Особенности художественного творчества дошкольников Творчество дошкольника имеет свои особенности.

Первая важная особенность детского творчества — Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. (Е. А. Флёрина, Г. В.Лабунская, М. П. Сакулина, К.И. Чуковский, Дж. Родари, Н.А. Ветлугина, Н. Н.Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна Вторая особенность детского творчества — процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, конечного Л.А. Парамонова, О.А. Христ и др.) значение.

Деятельность ребенка отличается подчас результата гораздо (А. большее, Запорожец, чем от Н достижения Поддьяков В. Н..,

В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л. С. Выготский, В.Т. Кудрявцев и др.).

Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества. Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, О. М. Дьяченко, 3. Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы.

Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры. А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество.

Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль, в общем, и творческом развитии ребенка.

Условий проявления творчества в художественной деятельности -организация интересной содержательной жизни ребенка:

  • организация повседневных явлениями наблюдений окружающего мира,
  • общение с искусством,
  • материальное обеспечение,
  • учет за индивидуальных особенностей ребенка,
  • бережное отношение к процессу и результату детской деятельности,
  • организация атмосферы творчества и мотивация задания.

Изо-студия детского сада

Задачи обучения:

  • Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, выполнения темы; удержания, удержания и
  • формирование восприятия, умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. с сенсорными Цель сенсорного воспитания — формирование у детей рационального чувственного познания окружающего мира на основе усвоения оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения, а дошкольный возраст является благоприятным для их развития, и наибольшие возможности открывает именно изобразительная деятельность. сенсорных эталонов.

Изобразительная деятельность Сенсорное является воспитания, развитие чувственного Сенсорное целенаправленное ощущений которых и начинается познание окружающего мира. воспитание умственного обеспечивает обогащение опыта воспитание развитие восприятий, основой и ребенка. — это и с Глава

II. Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творчества детей дошкольного возраста

  1. Развитие личности ребенка средствами аппликации В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
  2. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы Аппликация — наиболее простой и доступный художественных котором реалистическая изображения. Это дает возможность широко использовать только в оформительских целях (при пособий, пособий к различным играм, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д. способ работ, сохраняется основа создания при самого аппликацию не изготовлении наглядных игрушек, флажков, Аппликация предметной, состоящей из отдельных изображений гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); совокупность ( «Птицы декоративной, орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. может быть (лист, ветка, дерево, сюжетной, действий, прилетели» отображающей событий, и включающей т.д.); Основными аппликации силуэтность, обобщенная образа, цветового (локальность) цветовых пятен. признаками являются плоскостная трактовка однородность пятна больших Аппликация одним способов одежды, быта, применяемым и поныне у многих Возникновение относится временам появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных. является древнейших украшения предметов жилища, из обуви народов. аппликации древнейшим связано к и с Разные народы используют аппликации разнообразные тувинцы, конское аппликации кожу с золотисто — желтой кустарника, неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема. для материалы: например, седло, самые украшая сочетают в корой что степного создает Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией Многие распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков столетия аппликация находит широкое применение и — гербов. На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги. Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название силуэт. Искусство силуэта использоваться украшение русских дворян. черного стало как домах в Этому редкому искусству посвятила свой талант советская художница Е.Е. Лебедева.

Вырезанием из бумаги она увлекалась в детстве, еще учась в гимназии. В орнаментах, аппликациях Е.Е. Лебедевой — мотивы природы средней полосы, где она родилась и прожила почти всю жизнь. На ее аппликациях можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландышей с папоротником, липы, ветки черемухи, птиц на ветках, белок, голубей, орнаменты. Аппликации уделяли внимание известные зарубежных стран. Интересны и своеобразны французского Матисса. Главную роль играет цвет. Матисс считал, поддерживать друг друга, а не уничтожать.

Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов воздействия на чувства зрителей. художники аппликации живописца Анри что цвета должны обладают силой В каждой аппликации он брал 4-5 тонов, но подбирал их так, чтобы декоративности цвета как такового. Вызывая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и формы, Матисс создал ряд колоритных декоративных мифологический образ Икара, персонаж сказки Ш. Перро «Красная символический «Судьба», воспоминание об острове Гаити. выразить и сущность богатства работ: шапочка» — Волк образ Издавна Украине, узорчатые бумажные вырезки — «вытинанки».

Это простые украшения, цветной имеют грамматические Наиболее вырезания бумаги пополам.

Из бумаги, сложенной вырезали птиц, а из бумаги, сложенной в несколько раз, — хороводы. славились в на Белоруссии вырезанные бумаги, четкие, из которые чисто формы. способ складывание простой — пополам, деревья, вазы, Увлекались этим чаще всего девушки и женщины, работая ножницами без предварительного рисунка. Из сюжетами, где изображались птицы, звери, рыбы, растения, архитектурные сооружения. Вырезки наклеивались на стены, окна, в простенках. бумаги создавались даже картины с незамысловатыми Яркие, различные цветов пшеницы, кукуруза, подсолнух, фрукты, петухи, диковинные птицы — все это направления декоративно — прикладного искусства. праздничные композиции вазах, аппликации декоративных золотистые в колосья Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного подразделять занятия по видам.

Сюда включается предметная, сюжетно — тематическая и декоративная аппликация. содержания. В зависимости от этого принято В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства. На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч — две половинки разного цветам грибок — шляпка и ножка; тележка — прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда — флажки прямоугольной формы и т.д. По мере освоения приемов вырезания средней, старшей и подготовительной предметы, сочетания окраски, величины соотношения (дома различных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке). к отличающиеся школе разнообразием группах дети могут формы, изобразить строения, Сюжетно — тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом ( «Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»).

При этом перед ребёнком становятся следующие задачи: вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие); — выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;

  • жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем – фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);
  • горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, передать характерные особенности персонажей и их действия через расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по веселый хоровод); создать двухплановые композиции — ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали);
  • передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая). подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному.

Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно — тематических аппликаций. Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов. Декоративная аппликация — вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами. занятиях ребенок учится стилизовать декоративно

3. Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:

  • Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.
  • Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.
  • Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.
  • Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.
  • Формировать чувство формы, пропорций, композиции. растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.

4. Материалы и оборудование по аппликации Наиболее интересной и доступной для детей аппликация из бумаги ярких расцветок. дошкольного возраста является Сам обработки активность овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе детского вид материала, стимулируют ребенка, простота творческую позволяют его легко сада в соответствии с программными аппликации специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, задачами необходимо обучения иметь подставку для кисточки, подстилку для намазывания обрезков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка). фигур, коробочку для

  1. Аппликация из ткани. Аппликация из ткани — разновидность вшивки. аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани одноцветной, двухцветной и многоцветной. Вышивание может быть предметной, сюжетной и декоративной;
  2. Аппликация из соломы. Солома как поделочный материал давно известна народным умельцам Белоруссии, Молдавии, Украины. Они изготовляли из нее различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки. В Горьковской, Кировской областях соломой украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки. Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Аппликации из соломы прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений.

Сувениры из соломы — приятный подарок. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки. Даже справляются с предметной аппликацией из соломки. подготовительной к школе группы довольно легко

3. Аппликация из засушенных растений В аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, богатую фантазию надо иметь, чтобы из листьев липы сделать яблоки или из осенних листьев осины грибы, из листьев тополя — деревья. Природа нам дает неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе. настоящие время широкую популярность приобрела трудолюбие, художественный вкус. Какую

4. Аппликация из тополиного пуха.

5. Многослойна аппликация путем наклеивания

5. Объемная аппликация из мятой бумаги

6. Обрывная аппликация

5. Коллаж (от фр. Со11аgе — приклеивание, наклейка) Техника и вид изобразительного искусства, заключается в создании животных и графических произведений путем наклеивания на какую — либо основу, материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.).

В отличие от аппликации коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции, причем как целых объемов, так и их фрагментов (посуды, спортивного инвентаря, часов, монет, пластинок, обуви, перчаток, вееров шляп и др.). Причем художественные техники; сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна и др. И все это делается для того, чтобы создать неповторимый художественный образ, найти наиболее подходящие средства для воплощения замысла художника. художник может комбинировать разнообразные

4. Занимательные занятия интегрированного характера по аппликации Цель интеграции: научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Воспринимать окружающее через мир музыки и живописи.

Задачи: 1) воспитания. • Пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, аппликации. • Формировать действия в определенной ситуации. • Научить выделять главное из общего потока информации. Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач. Повысить эффективность художественно-эстетического умение использовать накопленный опыт для 5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования занимательных занятий аппликацией Констатирующий эксперимент Цель: старшего занимательного содержания и нетрадиционной техники. Выявить дошкольного уровень возраста творческого с потенциала помощью детей применения

Занятие на тему: «Цыплята на лугу». Задачи: смешанной манной крупы, аппликация из бросового материала, живопись. •Формировать изобразительными технологии. •Развивать творчество и фантазию, образное мышление. •Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам. •Познакомить детей со техникой: аппликация из умение материалами, пользоваться соблюдая различными определенные Итоги констатирующего эксперимента: ходе проявили интерес содержанию, нетрадиционному материалу. У детей достаточно выполнения нетрадиционных дети не умеют пользоваться их возможностями. В работах не отражаются творчества самостоятельность, так как дети действовали воспитателя. В занятия дети прослеживается низкий работы материалов, уровень из проявление и по образу Формирующий эксперимент Цель: Развивать у детей фантазию и творчество средствами занятий занимательного характера. Формировать интерес к использованию нетрадиционных технологий Воспитывать конечному результату. эстетический вкус, интерес к качественному Занятие 1. «Море волнуется» (использование цветного скотча). Задачи: •Познакомить детей со скотчем: аппликация из скотча. •Формировать умение соблюдая определенные технологии. •Развивать творчество и фантазию, образное мышление. •Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам. пользоваться скотчем разных цветов,

Занятие 2. «У барашка теплая шубка» (использование хлопкового волокна – ваты). Задачи: •Познакомить детей с объемной аппликацией: аппликация из ваты. •Формировать умение пользоваться ватой (скручивать ее на карандаш колечками), соблюдая определенные технологии. •Развивать творчество и фантазию, образное мышление. •Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам.

Занятие 3. «Необитаемый остров» (использование цветного скотча, техника коллажа). Задачи: • детей аппликация из скотча. • пользоваться скотчем разных цветов, определенные технологии. • фантазию, мышление. • нетрадиционным техникам. Продолжать с знакомить скотчем цветным: Формировать умение соблюдая Развивать творчество образное и Воспитывать интерес к Итоговый или контрольный эксперимент. Цель: старшего занимательного содержания и нетрадиционной аппликативной техники. Выявить дошкольного уровень возраста творческого с потенциала помощью детей применения

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования).
  2. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М.: Просвещение, 1997.
  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Акцидент, 1996.
  4. Каракулова О. «Рисуем» скотчем! // Обруч. – 2003. — № 5.
  5. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  6. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
  7. Пантелеева Л.В. и др. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада (Л. В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. — М.: Просвещение, 1987.
  8. Петрова И.М. «Овечка» // Дошкольная педагогика. – 2002. — № 5 (9).
  9. Программа воспитания и обучения «Радуга». / Под ред. Дороновой Т.Н. — М.: 1993.
  10. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. РГ
  11. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  12. Художественно–эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) – Волгоград: Учитель, 2005.
  13. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е. А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002... Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год