Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

План–конспект по изобразительной деятельности (аппликация) на тему: «Егоркин оберег»
Поделки из бумаги
Автор: Муранова Александра Владимировна   
05.01.2023 19:39

План–конспект по изобразительной деятельности (аппликация) на тему: «Егоркин оберег»План–конспект по изобразительной деятельности (аппликация) на тему: «Егоркин оберег»

Выполнила: Муранова А.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 32 ст. Новоалексеевской муниципального образования Курганинский район

Образовательная область «Познание».

  • Задачи: расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.

Образовательная область «Художественное творчество».

  • Задачи: формировать умение создавать индивидуальные композиции, составлять узоры из геометрических фигур в аппликации.

Образовательная область «Коммуникация».

  • Задачи: обогатить словарный запас воспитанников существительными: оберег, колыбелька, лапти, обычай, чугунок, сундук; признаками: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; правильно понимать их значение.

Образовательная область «Социализация».

  • Задачи: воспитывать уважение к русскому народу, вызвать интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, развивать интерес к событиям прошлого и ее культуре.

Образовательная область «Физическая культура».

  • Задачи: развивать двигательную активность и психофизические качества детей.

Образовательная область «Музыка».

  • Задачи: способствовать стремлению петь протяжно, формировать навик правильного речевого дыхания.

Подготовительная работа: беседы с детьми по теме- «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, прослушивание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; массажные коврики; атрибуты осеннего леса; «волшебный камень»; атрибуты русской избы; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз, полотенце; русская рубашка; колыбелька; заготовки «Оберег-подкова», полоски цветной бумаги, клей, клеенки, салфетки.

План — конспект:

Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня я вас приглашаю в путешествие по осеннему лесу. Посмотрите, что вы видите в нашем лесу? (Обращаю внимание на волшебный камень.)

Воспитатель: Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного найдешь.

Как вы думаете, куда же мы пойдем?

Воспитатель: А где правая сторона?

Дети показывают правую сторону.

Воспитатель: Ну, что же, в путь!

Осень, осень, непогода, (маршируют по кругу)

Листья по ветру летят, (взмахи руками над головой)

Лужи прямо у порога, (показывают руками на пол)

Мокнут ножки у ребят, (трясут ногами попеременно)

Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель: Вот мы и пришли. Куда же мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы? (в русской избе). А почему вы решили, что это изба? (здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда).

Воспитатель: (показывает чугунок) Ребята, что это? Для чего нужен чугунок? (показывает лапти) А это что? Для чего нужны лапти?

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель: Ой, вы слышите? Кто-то плачет. (Достает из колыбельки куклу). Посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш, он совсем маленький, поэтому и плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок берет куклу, качает, плач стихает.

Воспитатель: с давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя — ребеночка называют Егорушкой.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет.

Играют в дидактическую игру «Назови ласково».

А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.

Воспитатель: молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Егор?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырос, у него было много-много земли, и чтобы он был богатым и счастливым.

Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это? (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки). А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи? Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке. (Воспитатель кладет уголек). Другие дети кладут зернышко и монетку. Воспитатель вызывает одного ребенка, он купает куклу.

«Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

Бело- набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным- черна!»

Дети вытирают куклу.

Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель: Вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком? А во что одевали ребеночка? А почему ребеночка одевали в отцову рубашку? Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, сильным как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она? Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель: А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?

Ребенок: Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель: Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные? А куда клали спать ребеночка? А что же такое колыбелька? Да, есть у нас такая колыбелька (достает колыбельку). Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям).

Дети кладут куклу в колыбельку.

Воспитатель: Положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали? А что такое колыбельная? Ребята, давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем?

Дети поют совместно с воспитателем: (предлагаются два варианта на выбор).

1. Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Лист по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, — говорит, -

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

2. Баю-бай, баю-бай.

Ты собачка не лай,

Белолапа не скули

Ты Егорку не буди,

Баю-бай, баю-бай…

Воспитатель: Вот и уснул наш Егорушка. А вам понравилась колыбельная? Когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил день у маленького ребеночка на Руси. И пока ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки, игрушки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег.

Оберег — это предмет, который защищал и охранял людей от бед. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. Ребята, вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну, тогда приглашаю вас за столы. Посмотрите на наш оберег (показывает образец). Из чего делали обереги? Какой формы? А чем его украшали? А как располагали рисунок? А какими узорами украшали?

Воспитатель рассаживает детей за столы, напоминает об осанке за работой, о правилах наклеивания элементов. После работы детей хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.

Воспитатель: Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На Руси гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон».

Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Да (поднимают и опускают руки)

Воспитатель: понравилась вам игра? А теперь давайте подарим Егорушке наши подарки и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Пожелания детей:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким, выносливым.

- Слушай маму, папу.

- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.

Воспитатель — Пусть живет-поживает, да добра наживает. И а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – пряники и чай из самовара.

Используемая литература:

  1. Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе «Детство». Средняя группа. Автор составитель Н.Н. Леонова. — Волгоград. Издательство «Учитель», 2014.
  2. http: //maam. ru
  3. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. Книга для воспитателя. — М., Просвещение 2011.
  4. Бунина А.П. Аппликация — как средство развития дошкольников//Семья и школа. -2011. №3.
  5. Капица Ф.С. «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год