Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

План–конспект по изобразительной деятельности (аппликация) на тему: «Егоркин оберег»
Поделки из бумаги
Автор: Муранова Александра Владимировна   
05.01.2023 19:39

План–конспект по изобразительной деятельности (аппликация) на тему: «Егоркин оберег»План–конспект по изобразительной деятельности (аппликация) на тему: «Егоркин оберег»

Выполнила: Муранова А.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 32 ст. Новоалексеевской муниципального образования Курганинский район

Образовательная область «Познание».

  • Задачи: расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.

Образовательная область «Художественное творчество».

  • Задачи: формировать умение создавать индивидуальные композиции, составлять узоры из геометрических фигур в аппликации.

Образовательная область «Коммуникация».

  • Задачи: обогатить словарный запас воспитанников существительными: оберег, колыбелька, лапти, обычай, чугунок, сундук; признаками: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; правильно понимать их значение.

Образовательная область «Социализация».

  • Задачи: воспитывать уважение к русскому народу, вызвать интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, развивать интерес к событиям прошлого и ее культуре.

Образовательная область «Физическая культура».

  • Задачи: развивать двигательную активность и психофизические качества детей.

Образовательная область «Музыка».

  • Задачи: способствовать стремлению петь протяжно, формировать навик правильного речевого дыхания.

Подготовительная работа: беседы с детьми по теме- «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, прослушивание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; массажные коврики; атрибуты осеннего леса; «волшебный камень»; атрибуты русской избы; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз, полотенце; русская рубашка; колыбелька; заготовки «Оберег-подкова», полоски цветной бумаги, клей, клеенки, салфетки.

План — конспект:

Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня я вас приглашаю в путешествие по осеннему лесу. Посмотрите, что вы видите в нашем лесу? (Обращаю внимание на волшебный камень.)

Воспитатель: Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного найдешь.

Как вы думаете, куда же мы пойдем?

Воспитатель: А где правая сторона?

Дети показывают правую сторону.

Воспитатель: Ну, что же, в путь!

Осень, осень, непогода, (маршируют по кругу)

Листья по ветру летят, (взмахи руками над головой)

Лужи прямо у порога, (показывают руками на пол)

Мокнут ножки у ребят, (трясут ногами попеременно)

Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель: Вот мы и пришли. Куда же мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы? (в русской избе). А почему вы решили, что это изба? (здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда).

Воспитатель: (показывает чугунок) Ребята, что это? Для чего нужен чугунок? (показывает лапти) А это что? Для чего нужны лапти?

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель: Ой, вы слышите? Кто-то плачет. (Достает из колыбельки куклу). Посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш, он совсем маленький, поэтому и плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок берет куклу, качает, плач стихает.

Воспитатель: с давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя — ребеночка называют Егорушкой.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет.

Играют в дидактическую игру «Назови ласково».

А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.

Воспитатель: молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Егор?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырос, у него было много-много земли, и чтобы он был богатым и счастливым.

Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это? (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки). А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи? Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке. (Воспитатель кладет уголек). Другие дети кладут зернышко и монетку. Воспитатель вызывает одного ребенка, он купает куклу.

«Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

Бело- набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным- черна!»

Дети вытирают куклу.

Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель: Вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком? А во что одевали ребеночка? А почему ребеночка одевали в отцову рубашку? Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, сильным как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она? Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель: А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?

Ребенок: Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель: Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные? А куда клали спать ребеночка? А что же такое колыбелька? Да, есть у нас такая колыбелька (достает колыбельку). Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям).

Дети кладут куклу в колыбельку.

Воспитатель: Положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали? А что такое колыбельная? Ребята, давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем?

Дети поют совместно с воспитателем: (предлагаются два варианта на выбор).

1. Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Лист по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, — говорит, -

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

2. Баю-бай, баю-бай.

Ты собачка не лай,

Белолапа не скули

Ты Егорку не буди,

Баю-бай, баю-бай…

Воспитатель: Вот и уснул наш Егорушка. А вам понравилась колыбельная? Когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил день у маленького ребеночка на Руси. И пока ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки, игрушки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег.

Оберег — это предмет, который защищал и охранял людей от бед. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. Ребята, вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну, тогда приглашаю вас за столы. Посмотрите на наш оберег (показывает образец). Из чего делали обереги? Какой формы? А чем его украшали? А как располагали рисунок? А какими узорами украшали?

Воспитатель рассаживает детей за столы, напоминает об осанке за работой, о правилах наклеивания элементов. После работы детей хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.

Воспитатель: Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На Руси гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон».

Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Да (поднимают и опускают руки)

Воспитатель: понравилась вам игра? А теперь давайте подарим Егорушке наши подарки и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Пожелания детей:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким, выносливым.

- Слушай маму, папу.

- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.

Воспитатель — Пусть живет-поживает, да добра наживает. И а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – пряники и чай из самовара.

Используемая литература:

  1. Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе «Детство». Средняя группа. Автор составитель Н.Н. Леонова. — Волгоград. Издательство «Учитель», 2014.
  2. http: //maam. ru
  3. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. Книга для воспитателя. — М., Просвещение 2011.
  4. Бунина А.П. Аппликация — как средство развития дошкольников//Семья и школа. -2011. №3.
  5. Капица Ф.С. «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 6 (322) выйдет
18 февраля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год
Скачать Номер 45 (314) за 2023 год
Скачать Номер 44 (313) за 2023 год
Скачать Номер 43 (312) за 2023 год
Скачать Номер 42 (311) за 2023 год
Скачать Номер 41 (310) за 2023 год
Скачать Номер 40 (309) за 2023 год