Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Оригами»
Поделки из бумаги
Автор: Буракова Наталья Валерьевна   
20.07.2020 12:21

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Оригами»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Оригами»

Департамент образования администрации Города Томска Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104 г. Томска

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 учебный год

Автор-составитель: Буракова Наталья Валерьевна, Воспитатель г. Томск, 2019

Содержание программы

 

Скачать программу

Раздел

1. Комплекс основных характеристик программы

1. 1. Пояснительная записка

1. 2. Цель и задачи программы

1. 3. Содержание программы. Содержание учебно-тематического плана.

1. 4. Планируемые результаты

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2. 1. Календарный учебный график занятий

2. 2. Условия реализации программы

2. 3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы

2. 3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

2. 3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

2. 4. Оценочные материалы

2. 5. Методические материалы…………………………………………

2. 6. Список литературы

Приложение

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1. 1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Оригами» — художественной направленности, ориентирована на развитие творческих способностей, воображения и мышления посредством складывания фигурки из листа бумаги.

Актуальность разработанной программы определяется потребностями участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). По итогам проведенного анкетирования 70% респондентов выразили желание получить образовательную услугу по освоению данной образовательной программы. Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), а именно:

  • с п.1. 6. ФГОС ДО программа направлена на "обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей";
  • п.2. 6. "Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности";

Дополнительная общеразвивающая программа «Оригами» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии, формировании общей культуры воспитанников ДОУ. В процессе освоения программы воспитанники приобщаются к познанию окружающего мира, формируется художественный вкус, развивается пространственное воображение, глазомер, внимание, память, фантазия и творческое мышление поскольку лист бумаги удивительным образом превращается в образ животного, птицы или в прекрасный цветок.

Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Оригами», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов.

Программа «Оригами» разработана с учетом следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [14];
  • Распоряжение Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [16];
  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [13];
  • Письмо Минобрнауки России от 11. 12. 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [17];
  • Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [18];
  • Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [19];
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее — СанПиН 2.4. 1. 3049-13) [20];

Отличительная особенность программы «Оригами» в том, что она носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку для эмоционального и художественно – эстетического развития детей. Программа построена по тематическому принципу.

Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются следующие подходы и концепции:

Системный подход (Н. В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса — педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.

Личностный подход (Ш. А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность — основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию).

Полисубъектный (диалогический) подход (М. М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность — продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение ( «скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься...»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

Культурологический подход (Б. М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология — учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.

Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.

Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.

Компетентностный подход (О. Е. Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи — профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.

Адресат программы – дети в возрасте 6-7 лет.

Возрастные особенности: дети 6-7 лет, увлеченные изготовлением бумажных фигурок, быстрее усваивают начальные знания в геометрии. Это стимулирует работу руками и улучшает мелкую моторику, что в свою очередь положительно воздействует на становление речи и логического мышления. В процессе работы ребенок сталкивается с необходимостью следовать разработанной схеме. Это научает его действовать по инструкции: готовность принимать руководство со стороны — очень важное качество и во взрослой жизни. Начиная с четких действий по намеченному алгоритму, дети постепенно переходят к собственному творчеству. Они учатся действовать креативно, принимать неожиданные решения, экспериментировать. Поделки оригами усложняются, и дети 6-7 лет уже могут создать оригинальную вещицу — подарок маме или подружке, красивое украшение интерьера. Это повышает их самооценку и подталкивает к дальнейшему творчеству.

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на один учебный год обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 36 часов.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса – групповая и индивидуальная работа в одновозрастном постоянном составе.

Режим занятий — 1 раз в неделю, периодичность — с сентября по май включительно; продолжительность 30 минут.

1. 2. Цель и задачи программы

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие старших дошкольников, развитие их творческих способностей, расширение кругозора.

Задачи:

  • Познакомить детей с техникой оригами
  • Научить делать различные игрушки в технике оригами
  • Формировать умение следовать устным инструкциям и последовательности действий
  • Познакомить с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина, диагональ
  • Содействовать формированию самостоятельности и инициативности в творческой деятельности
  • Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук, конструктивное мышление, воображение, память.

2. 2. Условия реализации программы

2. 2.1. Материально-техническое обеспечение: группа, учебные столы и стулья, магнитофон, цветная бумага, белая бумага, двусторонняя цветная бумага, клей, ножницы, цветной и белый картон, фломастеры, цветные карандаши, простые карандаши, ластик, схемы по изготовлению фигурок.

2. 2.2. Информационное обеспечение:

  • Фотоаппаратура.
  • Компьютер с выходом в интернет (в группе).

2. 2.3. Кадровое обеспечение

В реализации программы принимает участие воспитатель Буракова Наталья Валерьевна.

2. 3. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы).

2. 3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

фотоотчёты на персональном сайте, выставка работ, журнал посещаемости, грамоты (при наличии конкурсов в образовательной среде).

2. 3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: фотоотчёты на персональном сайте, выставки работ, конкурсы (при наличии в образовательной среде).

2. 4. Оценочные материалы

Наблюдение, анализ освоения программы детьми по фотоотчётам и выставкам представленных работ.

2. 5. Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса – очно.

Методы и приемы обучения:

Наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий, образца;

Словесные: инструкция, пояснение, объяснения;

Практические: пальчиковая гимнастика, упражнения, экспонирование (фото выставка работ), создание фигурки.

Форма организации образовательного процесса: индивидуальная и групповая, воспитанники в возрасте 6-7 лет.

Формы организации НОД: групповая форма.

Формы организации учебного занятия: НОД.

Педагогические технологии, реализуемые в программе:

  • технология игровой деятельности. Представляет собой определенную последовательность действий, операций специалиста (педагога, психолога и т.д.) по отбору материала, разработке и подготовки игры, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению её итогов и содержательных результатов.
  • коммуникативная технология обучения. Связана с рядом предпосылок и принципиальных требований к педагогу, в том числе: активность и интерактивность (т. е. взаимная и совместная активность) всех субъектов образовательной деятельности; приоритетность личностного развития всех участников педагогического процесса перед задачами усвоения знаний.
  • технология коллективной творческой деятельности. Это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Ее цель: — раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.
  • Здоровьесберегающая технология. Система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Алгоритм НОД:

Структура НОД

  • Приветствие, мотивация
  • Сюрпризный момент или художественное слово
  • Рассматривание иллюстрации или образца
  • Пальчиковая гимнастика
  • Обучение технике оригами. Освоение различных приемов. Показ педагога с одновременным изготовлением фигурки детьми
  • Эстетическое восприятие творческой работы. Анализ. Эмоциональная установка на успешность.

Дидактические материалы:

  • Упражнения для развития мелкой моторики
  • Ритмопластика
  • Схемы по изготовлению фигурок

2. 6. Список литературы и интернет-источников

  1. Е.Черенкова. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. — М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2011.
  2. Оригами для старших дошкольников. -СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2010.
  3. А.Гарматин. Оригами для начинающих. -Ростов н/Д: Владис, 2009.
  4. Т.Проснякова Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2011.
  5. «Оригами. Самые красивые модели».. — Ростов н/Д: Владис, 2010.
  6. https: //yandex. ru/collections/user/erly/prostye-origami-dlia-detei/
  7. https: //yandex. ru/video/search? text=схемы%20оригами%20из%20бумаги%20для%20детей&path=wizard&noreask=1
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 31 (152) выйдет
16 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год