Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Аппликация как эффективное средство формирования познавательной активности»
Поделки из бумаги
Автор: Осипова Ольга Александровна   
19.01.2019 21:44

«Аппликация как эффективное средство формирования познавательной активности»«Аппликация как эффективное средство формирования познавательной активности»

Дошкольный возраст – наиболее сенситивный период усвоения художественного опыта, накопленного человечеством (Комарова Т.С., Мухина Т.С., Саккулина Н.П. и др.). Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста рассматривается психологами и педагогами как сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая характеризуется творческой реализацией замысла (Ветлугина Н.А., Игнатьев Е.М., Комарова Т.С. и др.).

Аппликация выступает для детей специфической формой художественного познания и способствует постепенному усвоению и пониманию своеобразия выразительно-изобразительных средств, стимулирующих познавательную потребность, любопытство перерастают в определенных условиях в любознательность, постепенно формирующиеся познавательные интересы, а затем и в потребность к систематическому активному усвоению и самостоятельному использованию знаний, умений, навыков.

Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие,

важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.

Аппликация – вид изобразительного искусства, художественная техника, основанная на вырезании, наложении и закреплении деталей на фоне. Это наиболее простой и поэтому доступный способ выполнения художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. В результате появляется возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но в создании изображений на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

 

Познавательная активность у детей дошкольного возраста в аппликации рассматривается, как усвоение доступного художественного опыта и инициативное, самостоятельное и творческое (на уровне возрастных возможностей и особенностей) использование его в собственной аппликативной деятельности. Своеобразие познавательной активности ребенка определяется тем, что она формируется в тесной связи с продуктивной деятельностью, с развитием навыков ручного труда.

При определении познавательной активности и выразительности в аппликации исходными данными были общие методологические положения о сущности художественного образа в изобразительном искусстве и специфике его формирования у детей дошкольного возраста. В своих работах дошкольники не только отображают окружающую действительность, но и дают ей эмоционально-личностную оценку.

Наиболее характерными особенностями аппликации являются:

  • стилизованность, т.е. упрощенное изображение, основанное на передаче существенных признаков, отвлечение от второстепенных свойств, детализации
  • декоративность образа, характеризующая стилизованностью изображения, конструктивность композиции, декоративность колорита, техничность аппликационных элементов на фон.

В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

Виды аппликации:

Предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);

Задачи:

  • формировать у детей познавательный интерес к миру предметов в природе, рукотворным вещам, человеку; бережное отношение к миру предметов
  • вызывать у детей желание выразить в аппликации свое отношение к предметам
  • побуждать детей к принятию и самостоятельной постановке тем изображения
  • формировать обобщенные представления об изображаемом предмете, стимулировать самостоятельность и творчество в замысливании образа

Сюжетная, отображающая те или иные события;

Задачи:

  • формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы
  • развивать у детей понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения
  • побуждать детей к самостоятельности замысливания образа
  • учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него.

Декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Задачи:

  • формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к предметам искусства, понимание его особенностей
  • формирование желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослого и по собственной инициативе
  • формирование обобщенных знаний и соответствующих изобразительных (аппликативных) умений – освоение детьми характерных элементов, узоров росписи; воспитание чувства ритма, формы, симметрии
  • воспитание активности, самостоятельности, инициативы и творчества при создании узоров аппликации.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

  1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
  2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
  3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
  4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

Также в работе используются нетрадиционные техники аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Коррекционная работа по средствам изобразительной деятельности (аппликации) должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому, ода из задач обучения детей ЗПР – насыщение их аппликативных работ предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциональня включенность.

Этапы:

  • Формирование мотивационно-ориентировочных основ изобразительной деятельности.
  • Формирование основных умений изобразительной деятельности (аппликация) в процессе овладения ребенком способами отражения внешних качеств предметов.
  • Развитие навыков продуктивной изобразительной деятельности на наглядно-образном уровне (на уровне представления).
  • Творческая изобразительная деятельность на уровне воображения, которая основывается на высокой эмоциональной включенности ребенка в процесс аппликации.

При коррекционно-педагогической работе средствами изобразительной деятельности у детей необходимо учитывать следующие принципы:

  • формирование у детей представлений о том, что любое изображение — это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений
  • учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии
  • тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности — предметной, игровой, трудовой и общения
  • актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения
  • эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения
  • развитие всех сторон речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности (аппликации)
  • процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности.

Коррекционные занятия по аппликации способствуют тому, что:

  1. у детей формируются навыки наблюдения;
  2. совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;
  3. дети овладевают специфическим восприятием — умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;
  4. формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира, поскольку изображение предметов требует отчетливого выделения в сознании существенных признаков, касающихся формы, конструкции, величины, положения в пространстве и других параметров;
  5. дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в аппликации новые оригинальные произведения. Это осуществляется благодаря развитию воображения, основу которого составляет способность оперировать в уме представлениями и преобразовывать их;
  6. также развиваются зрительная и двигательная память, поскольку в процессе изобразительной деятельности важно не только уметь воспринимать предметы и работать карандашом и ножницами, но и согласованно воспроизводить рукой то, что увидел глазами;
  7. дети учатся в процессе продуктивной деятельности изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;
  8. на уроках изобразительного искусства (аппликации) у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.

Материально-технические средства.

Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.

Основные задачи обучения аппликации следующие:

  • различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб)
  • знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания
  • знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм
  • развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге
  • составлять изображение предмета из отдельных частей

располагать предметы в сюжетной аппликации.

Усвоение основных приемов вырезывания: а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; в) вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру; д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.

Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).

С помощью материально-технических средств осуществляется изобразительная (аппликативная) деятельность в детском саду:

  • ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка)
  • наборы из разных сортов (бархатная, мелованная, обычная) цветной бумаги для занятий аппликацией (на каждого ребенка)
  • наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10 – 12 цветов, размером 10´12см или 6´7см) (на каждого ребенка)
  • файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги (на каждого ребенка)
  • разнообразный природный материал (шишки, желуди, листья разных деревьев, зерна, семена, крупы, лоскутки разных видов ткани, меха, вата, нитки и др.)
  • щетинные кисти для клея (на каждого ребенка)
  • подставки для кистей (на каждого ребенка)
  • розетки для клея (на каждого ребенка)
  • подносы для форм и обрезков бумаги (на каждого ребенка)
  • пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем (на каждого ребенка).

Художественные техники.

В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Квиллинг.

Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание.

Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

Коллаж.

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Оригами.

Оригами (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфеток.

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: — возможность создавать шедевры без ножниц; — развитие мелкой моторики маленьких ручек; — развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; — широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага.

Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани.

Аппликация из ткани — разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Аппликация из крупы.

Полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из соломы.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Аппликация из засушенных растений.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.

Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 мая 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год