Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста. |
Моторика | |
Автор: Жук Елена Геннадьевна | |
16.11.2024 06:50 | |
Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста. В настоящее время актуальной проблемой становится разностороннее развитие детей уже с дошкольного возраста. Одна из главных задач в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка – развитие зрительно-моторной координации. Зрительно-моторная координация — это особенная способность человека, с помощью которой ему удается одновременно использовать руки и глаза при выполнении тех или иных действий. Зрительно-моторная координация — сложная когнитивная способность, важная для нормального развития ребенка, его полноценного обучения в школе. Ведь мы используем глаза, чтобы концентрировать свое внимание, помогая нашему мозгу устанавливать, где находится тело в пространстве. Руки используются, чтобы при помощи данной зрительной информации выполнять ту или иную задачу, причем делать это важно координированно и одновременно.
Зрительно-моторную координацию необходимо обязательно развивать и совершенствовать, чтобы у ребенка не возникало проблем во время учебы. Развитие зрительно-моторной координации напрямую зависит от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики, точных движений — обязательная способность, которая должна быть сформирована у ребенка к этому времени. Если у дошкольника наблюдается слабое развитие моторики, это будет для него серьезной проблемой в школе. Совместные действия рук и глаз очень важны, нужно чтобы пальцы "слышали" информацию, которую пытаются до них донести глаза. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Что такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика. Методы развития мелкой моторики достаточно условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Традиционные:
Эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе. Мы все активно их используем. В своей работе я также активно использую и разнообразную предметную деятельность: нанизывание бусин на нитку; застегивание и расстегивание пуговиц; всевозможные шнуровки; сортировка круп, зёрен (гречка — горох, фасоль бобы). Немаловажное значение в развитии мелкой моторики рук имеет и продуктивная творческая деятельность (рисование, аппликация, лепка, ручной труд). Манипулирование изобразительными материалами способствует развитию точности движений рук. Занятия оригами хороши тем, что дают возможность ребенку работать двумя руками одновременно. Если в других видах деятельности основную работу выполняет ведущая рука, то в оригами (с этим может сравниться только лепка) очень часто одинаковые движения выполняют обе руки. Это, безусловно, положительно влияет как на развитие мелкой моторики рук, так и на мозговую деятельность и соответственно на развитие речи. Но больший интерес у меня вызывают нетрадиционные методы, имеется в виду не малоизученные, а малораспространенные методы развития мелкой моторики. К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: все нетрадиционные художественные техники: простейшие виды оригами, аппликации из подручного материала, пластилинография, рисование пальчиками, рисование песком и т. д; массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова, упражнения с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т.п.; игры с крупой; пуговичная терапия. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. Считаю, что нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, поэтому использую в своей работе с детьми: массажер “Су-Джок”, пуговичную терапия, пальчиковые игры и пальчиковый театр. Массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Пуговичная терапия. Любой педагог знает: чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом может стать обыкновенная пуговица. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай. Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется. Пальчиковые игры и пальчиковый театр. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Дети массируют ладони, обогащают свой словарный запас, с удовольствием принимают участие в инсценировках кукольного, пальчикового театра. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного — оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки; мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка в целом. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с различными предметами и материалами, которые я использую в своей работе. Практическая часть Массаж карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами, движениями вверх-вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально). «Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу» Массаж грецким орехом Грецкий орех лежит на левой руке, правая рука – сверху. Катаем, катаем, крепко прижимаем. Повторить упражнение для правой руки. «Колобок». Мой орех не отдыхает, На ладошке он гуляет, Взад-вперёд его качу, Вправо-влево – как хочу. Сверху – левой, снизу — правой Я его катаю, браво!
Я возьму зубную щётку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей, Пальчики-удальчики. (упражнение проводится с педагогами) Игры с прищепками, скрепками 1. Упражнения с речевым сопровождением. Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: Предлагаю воспитателям взять прищепки и поиграть Сильно кусает котёнок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!». 2. Очень интересно детям «приделывать иголки» из скрепок ежу, вырезанному из картона и т. д. «Ёжик» Ёжик, ёжик, где гулял? Где колючки растерял? Ты беги скорей к нам, ёжик, Мы тебе сейчас поможем. 4. Игры с пинцетом и пипеткой Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук. Упражнение с пинцетом В емкость пинцетом дети накладывают бусинки, горох, пуговицы. Сортировка мелких предметов Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок, пуговиц. Трубочки для коктейля Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности. Упражнение «Проглот» (с носовым платком) Каждый участник берет носовой платок за уголок и пытается вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. У меня живет проглот Все подряд проглот жует Вот и стало у проглота Брюшко как у бегемота. Упражнение выполняется другой рукой, двумя руками одновременно. Упражнения с мячиком Су-джок Этот шарик непростой, — (любуемся шариком на левой ладошке) Он колючий, вот какой. — (накрываем правой ладонью) Будем с шариком играть — (катаем шарик горизонтально) И ладошки согревать. Раз катаем, два катаем — (катаем шарик вертикально) Сильней на шарик нажимаем. Как колобок мы покатаем, — (катаем шарик в центре ладошки) Сильней на шарик нажимаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке) В руку правую возьмём, В кулачок его сожмём. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке) В руку левую возьмём, В кулачок его сожмём. (Выполняем движения в соответствии с текстом) Мы положим шар на стол И посмотрим на ладошки, И похлопаем немножко, Потрясём свои ладошки. 2. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики) «Дорожка» Кольцо на пальчик надеваю. И по пальчику качу. Здоровья пальчику желаю, Ловким быть его учу. Игры с пуговицами. 1. Поднимание пуговиц. С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди). Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц? 2. Расти, пальчик! Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик. Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно. 3. Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д. Игры с сыпучими материалами Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли, перловой крупы). 1. Самомассаж в «сухом бассейне» Насыпаем в емкость горох, фасоль, манку. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая. "Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи". Ребенок запускает в "бассейн" руку и старается на ощупь найти и определить игрушку. 2. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д). Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с детьми каждый день и скоро вы заметите, что движения ваших детей с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.
|