Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
Моторика
Автор: Проскурина Екатерина Юрьевна Аванесян Анна Олеговна   
29.10.2024 06:59

Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

«Цель воспитания состоит не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к определенному месту в обществе или обучать их профессии, а в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью». Ф. Фрёбель.

Давайте вспомним, кто такой Фридрих Вильгельм Август Фребель – это немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, ученик Песталоцция, он считал, что дети — цветы и воспитывать их должны "добрые садовницы".

Профессия воспитателя не простая, но в то же время интересная и ответственная. Мы все разные педагоги, у каждого из нас свои методы и приемы, особые секреты, направленные на всестороннее развитие наших воспитанников. Мы стараемся сделать пребывание наших детей в детском саду интересным, веселым и комфортным. А в ответ получаем необыкновенные минуты общения с нашими воспитанниками.

 

Педагогу всегда хочется поделиться с коллегами чем-то хорошим и полезным. Наборы "Дары Фрёбеля" можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому можно разнообразить непосредственно образовательную деятельность с детьми. Использование Даров Фребеля в продуктивных видах деятельности способствует творческому развитию личности.

Система воспитания по Ф. Фрёбелюизвестна уже более двухсот пятидесяти лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна.

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852 г.г.) — известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. Также он разработал первые в мире дидактические игры для дошкольников, ввел пальчиковые игры, было это в 1844 г. Кроме того, именно Фребель изобрел первую мозаику для детей, а также многие другие интересные развивающие игры. Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Каждый Дар подразумевает, определенные правила использования и привносит свой вклад в развитие. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка. Вся работа с детьми по дидактической системе Фридриха Фрёбеля проходит в игровой форме.

Основной целью моей работы является развитие творческих способностей у дошкольников при внедрении технологии «Дары Фрёбеля». В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

  • раскрытие творческого потенциала, оригинальности мышления;
  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей;
  • расширение границ творческого восприятия мира;
  • формирование умения составлять различные узоры и картинки;
  • подготовка руки к рисованию и письму,
  • развитие игровой деятельности ребенка.

Этапы работы с «Дарами Фрёбеля»

  1. Визуальное обследование «дара» как целого.
  2. Свободная игра ребёнка с «даром».
  3. Обыгрывание постройки и связь её с предметным и социальным окружением ребёнка.
  4. Самостоятельные постройки ребёнка из нового строительного материала.
  5. Совместные постройки и с помощью педагога.
  6. Строительство по образцу.
  7. Строительство и перестроение: большое — маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств; построение предмета с заданными свойствами.

Используя «Дары Фрёбеля» в работе с детьмив художественно-эстетическом развитии учитываю не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка, в частности, а также их желания, интересы.

Для реализации самостоятельной творческой деятельности детей и раскрытия творческого потенциала, оригинальности мышления я предлагаю модуль №8 «Прямая и кривая линия», № 9 «Кольца и полукольца», № 10 «Точка».

Используя эти модули, ребенок выкладывает картины, с помощью воображения. Палочки позволяют создавать прекрасные симметричные формы и узоры. Изогнутые линии довольно красивые и успокаивающие.

Для расширения границ творческого восприятия мира детям предлагаю модуль №7 «Геометрические фигуры». Это новый важный шаг в развитии. Дети начинают придумывать абстракции, создавать замечательные цветные рисунки. Этот модуль очень удобно использовать при аппликации, когда ребенок выкладывает сначала из геометрических фигур будущую аппликацию и с легкостью заменяет детали, подбирая нужную. Этот модуль позволяет создавать замечательные цветные рисунки. Сделанные из четного количества кусков одинаковой формы (обычно восемь), эти творения симметричны и могут постоянно изменяться. Основная идея в том, что созданное никогда не разрушается — только трансформируется. Нужно направить творчество ребенка таким образом, чтобы он учился не уничтожать уже созданное, а изменять и дополнять.

С помощью этого методического пособия я познакомила детей с понятием «Симметрия», что способствует развитию детского воображения. Широко используем в создании «форм красоты», которые строятся по одному принципу – расположение всех элементов «дара» вокруг воображаемого центра. Яркий пример – игра «Украсим торт».

Одним из направлений художественно – эстетического развития является конструктивно – модельная деятельность. Практически все наборы эффективны при организации конструктивной деятельности с детьми как в самостоятельной, так и организованной педагогом. Она удачно реализуется и в играх с «Дарами»: «Веточка мимозы», «Снеговик», «Заяц».

Через игровой материал формируется эстетическое отношение к окружающему миру, через знакомство с основами композиции и создание картин мелкими предметами: «Посади дерево», «Рожица».

Пробуем это пособие в декоративном рисовании. С использованием «Даров Фребеля» в декоративном творчестве у детей развивается чувство композиции в связи с построением узора на различных формах, чувство цвета, способность различать стили, учатся понимать, что такое стиль и симметрия.

Дети обыгрывают знакомые сказки и сочиняют новые, развивая речевое творчество.

Атмосфера творчества позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Внутреннее напряжение снимается благодаря тому, что вся энергия перенаправляется на творчество.

Работа по данной теме ещё не закончена, но уже сейчас можно сказать, что внедрение в образовательный процесс игрового набора «Дары Фребеля» даёт положительные результаты. Дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к продуктивной деятельности, пытаются создавать, творить, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми. В дальнейшем планирую продолжать работу по данному направлению, расширить и разнообразить применение игровых средств Фрёбель –педагогики в работе с детьми для ещё более эффективных качественных изменений в их развитии.

Педагогическая находка "Мир в коробке"

УПРАЖНЕНИЕ «Приветствие» (в мешочке находятся пары геометрических фигур разных цветов) участникам предлагается выбрать из мешочка любую фигуру. Совпавшие пары говорят друг другу комплименты, подбирают их по первой букве: красный треугольник – креативная и трудолюбивая.

«Угадай песню».

Направление: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

Содержание работы: развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения; развитие воображения и навыков совместной игровой деятельности.

Описание игры: дети делятся на 2 команды. Первая команда выкладывает из наборов композицию-иллюстрацию к какой-либо известной детской песне (песню команде шепотом сообщает воспитатель), вторая команда, глядя на композицию, должна угадать, какая это песня.

«За окном»

Направление: становление эстетического отношения к окружающему миру.

Содержание работы: становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности, воображения, формирования у детей интереса к изобразительному творчеству; знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира.

Вот я вижу: куст растёт в саду,

Воробьи играют в чехарду,

Вижу крышу дома своего...

А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: пыль стоит столбом,

Грузовик промчался за углом,

Вижу, как шофёр ведёт его...

И опять не вижу ничего.

Вот я вижу: лёгкий мотылёк

Раскачал высокий стебелёк,

Вижу я, как шмель влетел в окно...

И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,

Вижу, как порхает стрекоза...

До чего же это интересно:

Открывать и закрывать глаза!

(О. Дриз, «Игра»)

Описание игры: воспитатель читает стихотворение, затем предлагает детям игру «За окном». Дети делают основу-аппликацию «Рамка». Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и сделать в своем «окне» -рамке то, что они увидели.

Авторы:

Проскурина Екатерина Юрьевна — воспитатель МБДОУ д/с № 89

г. Белгорода

Аванесян Анна Олеговна — воспитатель МБДОУд/с № 89 г. Белгорода

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 39 (355) выйдет
30 октября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год